ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Перечислите основные элементы каждой из подсистем политической системы общества.
Политическая система включает в себя следующие подсистемы:
-
Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие. -
Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики. -
Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан. -
Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики. -
Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.
2. Сравните признаки парламентской, президентской и смешанной республик.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Для президентской системы характерно:
· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;
· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;
· Президент формирует кабинет министров и администрацию;
·Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.
Парламентская республика –разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:
· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;
· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.
Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:
· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);
· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;
· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.
3. Охарактеризуйте типы легитимного государства по М.Веберу.
Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
– легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);
– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто
наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни.
4. Проанализируйте роль власти в политике.
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство. Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако, государственная власть является стержнем политической власти.
Функции политики - ее назначение и ее роль:
1. Организационная. Создает для общества организационные основания
2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними.
3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам.
4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть.
5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества.