ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1241
Скачиваний: 5
Современная культура развивается весьма высокими темпами. Современные культурные процессы набирают всё большую скорость, из-за процессов глобализации, интеграции национальных культур в общемировую.
Процесс универсализации
Универсализация – тенденция образования универсальных понятий или смыслов. Проявлением этой тенденции является цивилизация – реализация «всеобщей социальной связи индивидов и групп, создающей крупномасштабное единство в пространстве времени».
Универсализацию можно назвать ведущей тенденцией развития и формирования современного исторического и культурного становления человечества. Культура оформляет понятные всем универсальные характеристики Рода людей – генеральную черту человечества. Представители человечества, во-первых, совпадают по своей биологической организации; во-вторых, они однородны сущностно–социально и едины интеллектуально. Они - дети человеческие, ветви одного дерева. Разность проявлений культуры не может преодолеть нарастание планетарного единства людей. Сепаратизм, замкнутость, изоляционизм и ксенофобия не могут преодолеть процессы стягивания, сближения, взаимопроникновения культур. Проблемы межкультурного общения становятся самыми актуальными и насущными. В современной организации бытия разрастается поток коммуникаций: транспортных, хозяйственно – экономических, энергетических, миграционных, растет информационная сеть, быстрыми темпа ми покрывает землю система «Интернет». Идет интенсивный обмен культурными ценностями, перекрывающий любые национальные границы. Пропускная способность коммуникационных каналов (телефонных, факсимильных, радио телефонных и т.д.) каждые семь лет увеличивается в 10 раз.
В результате процесса универсализации культуры, возникает всеобщее, культурное пространство. В нем встает проблема оптимального сочетания универсализма, всеобщности, глобализма с самобытностью, уникальностью, суверенитетом каждой отдельной культурной системы, защиты каждой неповторимой национальной, этнической культуры в многоцветье всечеловеческого единства. Между глобализмом и многокультурьем вспыхивают идеологические, а в ряде случаев и уличные войны и потасовки. Проблемы, порожденные глобализацией, выходят далеко за рамки проблем локальной уникальной отдельной культуры. Глобализация воспроизводит во всемирном масштабе негативные стороны рыночного хозяйствования, которые в западных странах преодолеваются путем построения «социального государства. В мировой и региональной экономике выносятся на глобальный уровень самые грубые фор мы индивидуального и группового эгоизма, вследствие чего мировые и национальные богатства сосредотачиваются в руках отдельных людей и группировок. С ростом нищеты и неравенства основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Одна из форм сопротивления всемирному характеру процессов универсализации – возвращение к традиции в форме фундаментализма и сопровождающий этот процесс рост терроризма.
Формы культурной универсализации.
Первой формой культурной универсализации является модернизация. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые.
Классическим примером такой модернизации, ее первой формой является индустриализация — переход от традиционной культуры к капиталистической. Обычно выделяют два вида культурной модернизации: органическую (осуществляемую естественно, в ходе исторической эволюции общества) и неорганическую, требующую влияния извне на модернизируемую культуру, осуществляемое как целенаправленное внедрение новых культурных ценностей, образа жизни, в целом присущих данной культуре. На начальном этапе культурного синтеза «свои» и «чужие» культурные факты могут сосуществовать по принципу субкультур; в противном случае «чужая» может стать антикультурой.
Вторая форма универсализации - аккультурация. Это понятие обозначает такое взаимодействие культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Этот процесс может быть как добровольным, так и навязанным (своей или чужой властью). Как правило, более развитая культура побеждает в таком взаимодействии.
Культурантропологи (Д. Гершкович) отмечают, что сами по себе формы «высокой» культуры могут входить в жизнь «низкой» легче и быстрее, чем их функциональное содержание: чаще всего адаптация нового осуществляется как имитация. Аккультурация проявляется в смене культурных кодов поведения и замене на противоположные (например, коллективизм — индивидуализм); в разрушении и даже полном исчезновении основных культурных принципов, лежащих в основе человеческой деятельности, в наличии, осознаваемом или нет, двух культурных миров, в которых человек вынужден существовать.
Третьей формой модернизации является вестернизация — целенаправленное навязывание западной, а чаще всего — американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение по отношению к западной культуре.
2 вопрос – культурные универсалии.
Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Они возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.
Универсалии культурные – (лат. universalis – всеобщий) - общие понятия, термин впервые появился в средневековой философии. В культурологии обозначает общие категории, удовлетворяющие базовые потребности (изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запрет на кровосмешение, танцы, спорт, язык, религиозные обряды). Формирование универсалий это исторически складывающийся процесс воспроизводства жизни человека и культуры.
Культурным универсализмом в культурологии называется процесс, в котором проявляется всеобщность культуры через «универсальное отношение человека к миру», посредством которого человек формирует вокруг себя поле культуры. «Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия.
Культурными универсалиями занимались Ф. Боас, Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др.
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.
Иной взгляд на
культурные универсалии представлен в
творчестве М.
Мид и К. Клакхона.
Они в качестве культурных универсалий
относят следующие элементы общества:
•
язык, как символику и смыслы действий
(знаки и значения);
•
ценностную систему как совокупность
жизненных целей и средств, идеалов,
мировоззрений, мифов, идеологий;
• символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
• типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);
• образцы и эталоны поведения.
Фрейдисты рассматривая данный вопрос выделяют в каждой культуре два непременных элемента:
1) правила брачных
отношений, отражающих сложившуюся
социальную культуру воспроизводства;
2)
правила спортивных состязаний, в которых
закреплялась культурная, санкционированная
обществом форма выплеска агрессии.
Первые попытки объяснить сходство и различия культур исходили из психического единства человека и строились на изучении реакций человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни. Самнер и Келлер предложили вариант классификации основных побуждений и стимулов: самосохранение, увековечение себя, самоудовлетворение и религия.
Эта классификация строилась на четырех чувствах: голоде, любви, тщеславии и страхе.
Классификация Малиновского основывалась на удовлетворении человеческих потребностей и соответствовала трем аспектам культурного процесса.
Универсальная модель Уисслера включала девять компонентов: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, об-во, собственность, правительство, война.
Универсальная структура социокультурных систем, сформулированная Харрисом в рамках исследовательской стратегии, названной им культурным материализмом, также базируется на биол. и психол. константах человеческой природы. Модель Харриса представляет собой сложносоставную, разветвленную, включающую в себя инфраструктуру, структуру, суперструктуру систему, в которой автор пытался охватить и сферу материального производства, и сферу воспроизводства населения, взаимодействие с окружающей средой, поведенческие компоненты и т.д.
3 вопрос – Универсальная модель культуры
На определенном этапе человеческой эволюции культура утратит свою еще сохраняющуюся этнонациональную и иную определенность и станет просто человеческой – проявлением человека независимо от многообразных форм его выражения. Этот процесс будет происходить при условии взаимопроникновения культур, их взаимообогащения и будет стимулировать общекультурное развитие человечества. Но теоретические представления о такой культурной будущности в реальном практическом преломлении нередко оборачиваются унификацией культуры, сведением ее к некоторой усредненной форме. Ряд авторов создали свои концепции. Западная концепция представлена творчеством А. Моля, восточная концепция в трудах индуского мыслителя Радхакришнана.
А. Моль в работе «Социокультурная динамика», которая была опубликована в 1967 году, представил концепцию зарождающейся «мозаичной культуры» как прообраз будущей модели культуры.
А. Моль определяет культуру как «интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни». При этом он различает два вида культуры: культуру «индивидуальную» и культуру «социальную». «Индивидуальная культура, — пишет он, — это экран знаний, на который индивидуум проецирует сообщения, получаемые им из внешнего мира». «Социальная культура», по его мнению, — это культура множества индивидов, составляющих социальную группу.
Рассматривая состояние культуры Запада, Моль стремится показать влияние средств массовой коммуникации на процесс вытеснения традиционной «гуманитарной» культуры прошлого современной «мозаичной» культурой. Отличие гуманитарной культуры от мозаичной ему видится в том, что первая была сформирована под воздействием рационально организованного процесса познания, как правило, через установившуюся систему образования, а вторая формируется под воздействием непрерывного, обильного и беспорядочного потока информации, распространяемого, главным образом, средствами массовой коммуникации. Формирующуюся под воздействием средств массовой коммуникации культуру Моль называет «массовой» или «культурой масс», которая в современном обществе приобретает черты «мозаичной культуры». С его точки зрения, мозаичный характер современной западной культуре придает соединение в ней случайных элементов культур разных народов и эпох, которые в сознании каждого индивидуума оседают по определенным статистическим законам и «образуют в его мозгу нечто вроде хранилища сообщений».
Моль сосредоточил внимание на анализе развития культуры в рамках одного типа — «мозаичного». Он анализирует социодинамику культуры как процесс функционирования элементарных частиц культуры — «культурем». Для него «культуремы» — это некие сообщения (научная, художественная, нравственная, религиозная и т.п. информация, заключенная в продуктах интеллектуальной деятельности людей), которые передаются от создателя к потребителю средствами массовой коммуникации.
Моль описывает акт культурной коммуникации как цикл процессов передачи «культурного сообщения» от его создателя («автора идеи») сначала особой микрогруппе, которая дает «одобрение» этой идеи, затем средствам массовой коммуникации, а те по своим каналам доставляют сообщение макрогруппам. Усвоение обществом информации порождает еще один процесс культурной коммуникации — обратное воздействие на создателя и его работу над новой «идеей». Из каналов, которые наиболее эффективно в современном обществе распространяют культурные сообщения, Моль выделил радио, печать, кино, телевидение.
Рассматривая «циклы распространения» элементов культуры через основные каналы коммуникации, Моль отметил три главных момента:
-
Распространение созданного «сообщения культуры» требует от автора установления контактов с группой поддержки и распространения (издательства, студии, круг единомышленников и друзей), а также поиска средств копирования и тиражирования.
-
Необходим учет предшествующего опыта распространения и реакции публики.
-
Следует предвидеть зависимость обратного воздействия распространяемого сообщения от характеристики воздействующего (мнение специалиста, дилетанта, общественное мнение) и от канала распространения. Так, общественное мнение может оказать воздействие на создателя по прошествии нескольких лет после появления сообщения; критика (специалисты) — оказать влияние на творца через несколько месяцев; переданное по радио или телевидению сообщение — вызвать телефонные звонки или письма спустя несколько часов или дней после передачи.
-
Положительные и отрицательные стороны универсализма.
Тенденции
культурной универсализации приведут
культуру будущего к некоторой усредненной
форме. Этот
процесс не обогащает культурное развитие,
а обедняет его. Культура при этом теряет
свою индивидуальность. Унифицированная
культура рассчитывает на усредненные
возможности потребителей, что сокращает
возможности постижения ее глубинной
сути. Насаждение культурно—поведенческих
штампов искажает многие культурные
ценности. Под воздействием средств
массовой информации, телевидения,
интернета возможен уход в виртуальную
реальность, которая отвлекает людей от
постижения проблем непосредственной
реальности. Как следствие возникает
снижение уровня культуры. Негативным
фактором является
также процесс технизации. Человек
перестает творить, за него это делает
машина. Культ техники обнаруживает
неадекватность социально—культурного
развития человека его индустриальной
мощи. Развитие техники наряду со многими
позитивными сторонами сопряжено со
множеством рисков, критических ситуаций
(например, экологическим кризисом).
Перспектива утраты множества
идентификационных характеристик той
или иной культурой не всех устраивает.