ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
38.03.02 |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Логистика и управление цепями поставок |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1__
по учебному курсу « Проектная деятельность 4 »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Аветисова Е.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | МЕНбд-2006а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022_
Проблемы творчества в истории философии
Проблема творчества, с давних пор интересует философов; и отношения к нему всегда складывалось неоднозначное.
Особо остро выделяется проблема поисков источника творчества. Примечательным является то, что для каждого человека будет свой, индивидуальный источник с различными уровнями и способами его использования в своих целях.
Для углубленного раскрытия и изучения темы необходимо окунуться в прошлое. В Античность. Специфика философии того времени заключается во взаимодействии сферы изменчивого бытия, имеющего такие характеристики, как изменчивость и гибкость, а не бытия вечности и чего – то, что будет равно себе. Да и само понятие творчества можно рассматривать в нескольких формах, как, например, нечто божественное, связанное с космосом и как исход человеческих действий (например ремесло или какое – то искусство). Однако же, для большинства философов – мыслителей древнего времени характерны убеждения о том, что космос существует вечно. К примеру, Гераклит выдвинул учение о том, что бытие по природе своей – подлинно, и подвластно изменениям на протяжении вечности. Согласно его мысли, творчество, как процесс осуществления созданного новшества и уникальности не является причастным к сфере сверхъестественного, божественного.
В сфере человеческой античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. В период античности мыслители делали первые предположения о роли обмена идеями в познании и творчестве. Так, еще Сократ указывал на важность диалогического способа рождения нового знания — майевтики. Поиск истины осуществлялся посредством преодоления противоречий. Сократ неоднократно указывал на важность влияния мыслителей друг на друга в процессе общения, когда создаются благоприятные возможности для обмена идеями, мыслями, соображениями.
Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть. Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов.
Возрождение понимает творчество, прежде всего, как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает та рефлексия по поводу творческого процесса
, которая незнакома ни древности, ни Средневековью, но столь характерна для Нового времени. В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии, - одним словом, человек как творец истории.
Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между чувственными впечатлениями и рассудком в силу того, что она обладает одновременно наглядность впечатлений и объединяющей силой понятия. «Трансцендентальное воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой основе познания» - таков вывод Канта. Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью - гений - творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу, творчество - высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютом, с Богом. Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от античного, так и от средневекового понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу.
В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека.
Я считаю, каждый человек имеет творческий, и даже гениальный потенциал, который раскрывается, зачастую, неосознанно для него же самого. В целом анализ основных философских подходов к осмыслению природы и роли творчества показал, что понимание его сущности и значения в жизни человека менялись от одной исторической эпохи к другой. Мистические представления уступили место реалистическим, уделяющим основное внимание взаимодействию человека не с высшими силами, а с самим собой и себе подобными. С моей точки зрения эта тема является актуальной в силу того, что сама философия является научной творческой, ориентированной на постоянном поиске нового и более совершенного.