ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1539
Скачиваний: 8
К восточной цивилизации относятся такие культуры, как культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульманского мира. В философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций линейная историческая схема была отброшена и казавшийся однородным восточный мир предстал россыпью самобытных культурных образований. В современных типологических системах китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества.
Восток стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева. Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Генона, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу.
Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская. Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:
· более сильная тенденция сохранения общинных структур;
· важная экономическая роль государства;
· установление верховной собственности на землю;
· тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
· централизованная, деспотичная власть.
В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:
· для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;
· в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений;
· в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;
· в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:
· ранний переход к бронзе как основному материалу культуры;
· распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.,
· в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.
Первые цивилизации возникают на Востоке: Китай, Индия, Шумер, Египет. Таким образом, восточная культура обгоняет западную. Главное в культуре цивилизации Древнего Востока - это сохранение и восстановление - если что-то нарушено - порядка, организации, закона. Подданные должны поддерживать закон - они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон - ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги - это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.
Из необходимости сохранять утверждённый миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны - цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия. Искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка.
В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество – исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество – это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира.
В восточной культуре происходит отрицание нового, модернизации. Непосредственным содержанием модернизации в историческом аспекте является «вестернизация», в политическом аспекте – демократизация, в психологическом плане – индивидуализация.
Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы: достоинством человека является его умение «вписаться» в природу через совершенствование души и тела, изменение человека как части мира (а не мира в соответствии с человеческими потребностями и представлениями – на Западе).
На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе.
Если на Западе историческое развитие ориентировано на новизну, максимальное удовлетворение своих потребностей при жизни (карьера, имидж – такова цель жизни), то на Востоке господствует принцип «теоцентризма», который предполагает, что в основе мироздания лежит высшая воля. Человек должен распознать ее и творить как свою собственную. Совершенствование общества происходит как спокойный одномерный процесс, который способен вбирать новое, но, с другой стороны, – ориентирован на устойчивость. Личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли, и человек обязан быть рад этому.
Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть.
Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.
Для западного типа культуры характерна ориентация на:
1) ценности технического развития;
2) динамичный, деятельный образ жизни;
3) совершенствование культуры и общества. Конституционно закреплены идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы.
Характерные черты социодинамики западной культуры: неравномерность, волнообразность. Переход к новому обозначает ломку существовавших ранее или устаревших систем ценностей, общественно-политических и экономических систем.
Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или тремя основными, то Запад представляется рядом сменяющихся эпох:
1) классической эллинской культурой;
2) эллинистически-римской ступенью;
3) романо-германской культурой христианского Средневековья;
4) новоевропейской культурой..
У истоков и в самих основаниях всех обществ и культур европейской цивилизационной традиции находится нечто невообразимое: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного человека: человека – общества, человека – государства, человека – мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках.
Важнейшими изобретениями европейской культуры являются философия и наука, как способ познания мира.
Северный и южный тип культуры.
Север и Юг. Под "Югом" подразумевается социокультурный мир народов субтропического пояса - Африки, Меланезии, Океании. Социокультурный мир "Севера", в основном, характеризуется западной культурой. Четкой географической границы между ними нет. Наиболее отчетливо специфика культуры "Юга" проявляется в жизни аборигенов тихоокеанских островов и "черной Африки".
"Юг" - прародина человечества, как считает современная антропология (моноцентрическая теория происхождения человека). Именно Юг дал миру древнейшую цивилизацию - Египет, Эфиопию, Нубийское царство и другие. Но в связи с тем, что природные условия (богатство животного и растительного мира, теплый климат и т. д.) не требовали развития форм материального производства, характерных для суровых северных краев, культура Юга транслировала от поколения к поколению мало изменяющиеся традиции, которые обеспечивали жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Именно это и привело народы Юга к колониальной зависимости от европейских государств. Лишь в XX веке стали они освобождаться и создавать самостоятельные государства, что вызвало подъем национального самосознания и стремление защитить свою национальную культуру.
В современной культуре Юга, насчитывающей несколько тысяч различных этнических групп, большую роль играют традиционные формы мифологии и магии, идолопоклонничество, фетишизм и тотемизм. Наряду с древними местными языческими религиями распространены буддизм, ислам и христианство.
Отличительная черта искусства народов Юга - экспрессия, что особенно ярко проявляется в музыкально-танцевальном искусстве. В изобразительном искусстве преобладают гротескное изображение людей и животных, яркие краски, угловатые формы. Совершенно оригинально искусство украшения человеческого тела; замечательны африканские маски, терракотовые и деревянные скульптуры и др. Произведения искусства проникнуты магической символикой. Отличны от северных и обычаи южных народов.
На основе признания исключительности судьбы и культуры народов Африки сформировалось сложное и противоречивое явление - негритюд.
Опираясь на его наследие, идеолог негритюда Л. Сенгор (современный африканский мыслитель и политический деятель - в 1969-1981 гг. президент Сенегала) развил идею уникальности африканской культуры. В своих статьях он противопоставляет менталитет, психологию, культуру негров - европейцам. Он утверждает, что разум негра интуитивен, отношение к миру у него эмоциональное, что и определяет все культурные ценности африканского негра - религию, социальные структуры, искусство, язык ("гениальность его языка", как пишет Сенгор). Идеолог негритюда утверждает, что негритянская культура, являющаяся антиподом культуры белых народов Севера, не только оценивается наравне с ней, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества связано с принятием ценностей негритянской культуры.
Таким образом, не стремление доказать превосходство одной культуры над другой, а диалог, взаимовлияние, усиление контактов Севера и Юга - оптимальный путь развития и обогащения культур.
В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс: развитие мировой культуры в целом или смену локальных культур, каждая из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. С точки зрения теории локальных культур схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс: линии развития культур расходятся. Такой позиции придерживались Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби, Э. Мейер, Э. Трельч и др. Эти мыслители противопоставляли свои концепции идее универсальности и всемирной истории (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).
Существование многообразия специфических культур нельзя выстроить в порядке «высшие - низшие». Принципиально все равноценны и имеют возможность различных путей их политико-экономического и социокультурного развития.
Выделение в типологии «локальных» культур в значительной степени основано на «цивилизационном» подходе.
При цивилизационном подходе выделяют «локальные» культуры (от лат. «locus» - определенное место), специфические типы культур (часто называемых «цивилизациями») - замкнутые, не поддерживающие диалога с другими.
В развитии каждой «локальной» культуры есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с ней.
Основными признаками «локальной» культуры являются:
-
наличие стержневых образов и духовных
ценностей общественной жизни:
мировоззренческих идеалов, религии и
церковной (жреческой) организации;
-
своеобразие материальных оснований
(соотношение земледелия, ремесла,
торговли);
-
идеалы красоты и морали, выраженные в
искусстве;
- специфика социальной стратификации (соотношение свободных и зависимых групп населения, положение женщины);
- особенности
политико-правовых отношений (основные
типы государственных образований,
соотношение монархических и демократических
тенденций в обществе);
-
отличие в бытовом отношении: разнообразие
типов поселений: преимущественно
сельские или городские, способы
организации жилого пространства, виды
жилищ, семейные отношения, отношения
свободных и рабов (крепостных и т. п.);
-
основные занятия, увлечения в свободное
время, способы проведения досуга.
Идею самобытности культуры России
развивали в 30-50-х гг. XIX в. «славянофилы»
(А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И.
и К. Аксаковы и др.), усвоившие идеи И.
Гердера и Ф. Шеллинга о «народном духе».
Выступавшие против них «западники» (В.
Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, И.
Тургенев, С. Соловьев и др.), утверждали
о необходимости развития России по
западноевропейскому образцу.
Идеи
«славянофильства» стали опорой для Н.
Я. Данилевского. Русский
общественно-политический деятель
Николай Яковлевич Данилевский
(1822–1885) разработал концепцию локальных
культурно-исторических типов, или
цивилизаций, последовательно проходящих
в своем развитии стадии рождения,
расцвета, упадка и гибели.
Культурно-исторические типы являются
субъектами истории человечества. Однако
этими субъектами история культуры не
исчерпывается. В отличие от положительных
культурно-исторических типов, есть еще
и т. н. «отрицательные деятели человечества»
– варвары, а также этносы, которым не
свойственны ни положительная, ни
отрицательная исторические роли.
Последние составляют этнографический
материал, включаясь в культурно-исторические
типы, но не достигая исторической
индивидуальности.
Н.Я. Данилевский выделяет следующие культурно-исторические типы:
1) египетскую культуру;
2) китайскую культуру;
3) ассирийско-вавилоно-финикийскую;
4) халдейскую, или древне-семитскую, культуру;
5) индийскую культуру;
6) иранскую культуру;