ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25.02.2023г.
Лекция 4.
Тема: МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ
Маркетинг в общественном питании — это эффективное управление производством и продажей собственной продукции и услуг, ориентированное на удовлетворение спроса потребителей и достижение высокого уровня доходности.
Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам, как:
-
персонал — знания, умения и навыки, которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг; -
процесс — этапы производства продукции и обслуживания потребителя; -
окружающая среда — место оказания услуг общественного питания, интерьер, экстерьер, оборудование.
Предприятия общественного питания, обеспечивающие удовлетворение потребностей и гармоничность процессов взаимодействия нужд клиентов и общественных интересов, должны отвечать следующим требованиям:
-
Соответствие целевому назначению. -
Точность и своевременное предоставление заказов. -
Безопасность и экологичность. -
Эргономичность и комфортность. -
Эстетичность. -
Высокий уровень культуры и сервиса обслуживания. -
Социальная адресность и информативность.
В соответствии с перечисленными выше требованиями, можно сделать вывод о том, что эффективная система сбыта изготавливаемой продукции и оказываемых услуг предприятий общественного питания направлена в конечном счете на реализацию задач подразделений служб маркетинга.
В рамках конкурентного рынка, на котором функционируют различные предприятия общественного питания, маркетинговая деятельность является необходимым видом их организационнохозяйственной деятельности, предполагающей повышение эффективности работы заведения за счет увеличения количества клиентов, обеспечения устойчивого спроса и формирования конкурентоспособных позиций на внешнем рынке.
Маркетинговая деятельность современного предприятия общественного питания характеризуется как процесспланирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. Также она может характеризоваться как метод управления его коммерческой деятельностью и исследования параметров рынка. Через систему маркетинга предприятие общественного питания
определяет спрос и предложение на свои услуги, отталкиваясь от имеющегося платежеспособного спроса населения, и старается удовлетворять этот спрос.
Направления и виды маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования — это систематический сбор, обобщение и изучение информации для принятия экономически обоснованных маркетинговых решений.
Основные направления исследований включают:
• изучение элементов и оценка емкости рынка;
• краткосрочное и долгосрочное прогнозирование спроса;
• выявление поведения посетителей предприятия и их предпочтений;
• изучение информации о кулинарной продукции конкурентов;
• анализ ценообразования и политики цен предприятия;
• оценку успешности реализации продукции и проводимых рекламных мероприятий;
• изучение внутренней и внешней среды маркетинга и др.
В целях повышения эффективности к маркетинговым исследованиям предъявляются следующие требования:
• объективность с учетом выявления всех факторов, повлиявших на рыночную конъюнктуру;
• достоверность — предполагает применение способов и инструментов анализа для получения объективных данных;
• качественность — означает глубокий и профессиональный подход в процессе выполнения каждого этапа исследовательской работы.
В зависимости от программы и информационной базы проводятся следующие виды исследований:
1) разведочный — сбор и изучение предварительной информации для последующего анализа возникших ситуаций на потребительском рынке;
2) описательный — заключается в описании маркетинговой ситуации и в раскрытии ее различных аспектов. Например, в ответе на вопросы: каковы состав посетителей в зависимости от типов и классов предприятия питания, источники поставок сырья и продуктов, предпочтения отдельных категорий питающихся, влияние режима работы предприятия на объем реализации продукции;
3) казуальный (от лат. casualis — не поддающийся обобщению) — проверка выдвигаемых гипотез (предположений) о наличии причинно-следственных связей. Например, как изменится выручка от реализации какого-то блюда при снижении его цены на 15% или на сколько увеличится контингент питающихся при увеличении режима работы столовой на один час и т.п.;
4) экспериментальный — анализ заранее выбранных данных по определенному признаку однотипных предприятий (ресторанов, столовых, кафе) или отдельных блюд, закусок для их сопоставления с другими. Подобные исследования позволяют выявить резервы улучшения качественных показателей, реакцию и поведение посетителей при изменении отдельных характеристик.
Различают количественные и качественные маркетинговые исследования.
Количественные исследования — результаты имеют конкретные выражения (положительные или отрицательные) и получены на основе анализа экономико-статистической информации. Например, рост прибыли при увеличении суммы оборота предприятия питания; уменьшение нагрузки на одного работника при увеличении доли продукции собственного приготовления и т.д.
Результаты качественных исследований не поддаются количественной оценке. Например, это словесные аргументы потребителей в отношении качества отдельных блюд, сервиса, форм расчетов и пр.
Сложный процесс организации маркетинговых исследований состоит из следующих этапов.
Выявление проблемы и постановка целей исследования — предусматривают раскрытие причин и возможные решения. Этот этап с учетом сложности и трудоемкости работ проводится маркетинговой службой предприятия питания или привлекаемыми со стороны специалистами-маркетологами.
Разработка программы исследований и организация сбора информации — включают определение объекта (сплошного или выборочного), источников получения и методов сбора и обработки данных.
Обобщение и изучение информации на основе различных методов анализа.
Предоставление результатов исследования руководителю предприятия —представляет собой соответствующий отчет с выводами и конкретными рекомендациями.
Итак, достоверность и результативность маркетинговых исследований во многом зависят от используемой информационной базы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие направления маркетинговых иследований существуют на ПП.
2. Какие виды иследований применяют в маркетинге.
3. Каковы цели проведения маркетинговых иследований.