Файл: Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по мдк. 05. 01 Проектирование и дизайн информационных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И СТРАТЕГИЙ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения курсовой работы

по МДК.05.01 «Проектирование и дизайн информационных систем»

для обучающихся специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2022


Автор – составитель:

Преподаватель АНПОО "ИРБиС"


Методические рекомендации для выполнения курсовых работ по МДК.05.01 «Проектирование и дизайн информационных систем» рассмотрены на заседании предметной цикловой методической комиссии протокол № 1 от 01.09.2022г. и рекомендованы для использования в учебном процессе.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3


  1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4


  1. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

5


  1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

6


  1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

8



  1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКА КУРСОВЫХ РАБОТ




9

  1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




10

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ




18

  1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ПЛАНЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




19

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом каждый обучающийся специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование пишет курсовую работу по дисциплине по МДК.05.01. «Проектирование и дизайн информационных систем».

Курсовая работа - одна из важных форм обучения. В процессе выполнения курсовой работы обучающийся приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Одним из главных итогов работы является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме.

Нередко курсовая работа становится основой для написания в будущем выпускной квалификационной работы.
Курсовая работа позволяет:

1. Систематизировать теоретические и практические знания по дисциплине.

2. Приобрести навыки самостоятельной работы по применению теоретических знаний на практике.

3. Владение методикой исследования в различных областях науки.
Задачи курсовой работы:

  • систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические навыки;

  • изучить и обобщить современную законодательно-правовую базу, специальную научную литературу по избранной теме;

  • научиться самостоятельно вести теоретическое исследование, видеть профессиональные проблемы, знать основные пути их решения;

  • использовать полученные знания при решении конкретных педагогических ситуаций;

  • научиться делать выводы и обобщения, анализировать и описывать актуальные проблемы;

  • научиться правильно отражать вопросы по избранной теме;

  • оформить курсовую работу согласно установленным требованиям.


Важной особенностью курсовой работы является комплексный, всесторонний подход к повышению уровня и качества подготовки специалистов среднего звена, способных творчески и углубленно заниматься познавательной деятельностью, уметь обобщать, делать выводы.

Курсовая работа – «учебное» исследование, небольшое, но законченное.

Курсовая работа – это теоретическое исследование, но в ней должна быть приведена хотя бы одна самая простая, но самостоятельная идея или идеи автора по эффективному решению вопроса.

Цель данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы познакомить с требованиями к оформлению и представлению результатов исследования в рамках курсовой работы и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Методические указания знакомят с примерной структурой курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно- справочного аппарата, требованиями к оформлению текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсовой работы определяется программой дисциплины.



Темы курсовых работ обсуждаются на заседании ПЦМК соответствующей специальности и утверждаются директором АНПОО "ИРБиС".

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим 
требованиям:

  • соответствовать задачам подготовки специалистов;

  • учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

  • учитывать разнообразие интересов обучающихся в области теории и практики по избранной специальности;

  • учитывать требования работодателей в соответствующей области.

     

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

  • Преподаватель определяет тему курсовой работы (проекта) студента.

  • Обучающийся сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.

При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется задание и составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает обучающемуся самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.

3.ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Первый этап – подготовительный, включает в себя:

  • выбор темы курсовой работы;

  • изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

  • формулировку проблемы или проблемного вопроса;

  • определение цели и задач курсовой работы;

  • составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов).


Тема курсовой работы должна быть актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Обучающийся может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо выбрать из списка предложенных преподавателями тем. В процессе работы возможна незначительная корректировка темы курсовой работы.

В процессе написания курсовой работы обучающийся должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике.

Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.


Второй этап включает в себя: составление библиографии по теме курсовой работы:

  • изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями);

  • изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ ключевых понятий темы;

  • определение методов исследования, базы исследования.


При определении тематики курсовой работы обучающемуся предлагается рекомендуемый список литературы (источников) по теме работы.

Затем обучающийся ведет самостоятельный поиск литературы. Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.

В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. Во введении необходимо отразить ответы на такие вопросы, как цель написания курсовой работы, предмет и объект исследования, основные направления изучения темы, общий характер курсовой работы и еѐ структуру.

Целесообразно при ознакомлении делать выписки, обращая внимание на внешние признаки в тексте.

Рекомендуется основные источники прочитать дважды. Первое чтение должно быть более глубоким и сплошным.

Повторное – просмотровым, выборочным. Читая монографии, необходимо проводить анализ и синтез прочитанного, сопоставлять ранее известное с новыми данными. Затем необходимо выразить свое критическое отношение к изучаемому материалу, то есть написать вывод.

Важным этапом написания курсовой работы является правильное конспектирование. Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект.

Наиболее полно изученную литературу отражает конспект. Конспектировать лучше на отдельных листах, озаглавленных для каждого вопроса курсовой работы.

Третий этап – основной, включает:

  • систематизация и первичная обработка материала;

  • обсуждение полученных результатов теоретического исследования с обоснованием каждого вывода;

  • сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, литературными данными;

  • подготовка общих выводов по теме курсовой работы, предложений и рекомендаций.


Четвертый этап – итоговый, предполагающий оформление результатов, включает в себя:

  • предварительное обсуждение курсовой работы; окончательное оформление курсовой работы;

  • составление презентации и текста выступления;

  • защита курсовой работы.


4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структурными элементами курсовой работы являются:

1. Титульный лист, приложение А (1 лист)

2. Содержание, приложение Г (1 лист)

3. Введение (2 листа).

Введение отражает: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования; степень освещения темы в литературе с указанием основных научных источников; практическая и теоретическая значимость работы.

Актуальность темы исследования – обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.

Объект исследования это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации). (где проводится исследование, на базе какой организации).

Предмет исследования это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких-либо условий. Необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения предметной области. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. (что исследуется).

Цель исследования – практико-ориентированный результат профессиональной деятельности выпускника. Краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.

Задачи исследования это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе может быть поставлено несколько задач.

Основная часть (слова «Основная часть» и «глава» не пишутся в тексте работы) должна содержать 20-25 листов печатного текста.

Данный раздел включает в себя 2 - 3 главы, каждая из которых включает до 4-х подпунктов. Каждой главе и подпункту надо дать название. Эти названия указываются как в содержании работы, так и на соответствующих страницах курсовой работы.