Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1619
Скачиваний: 3
Традиции
образуют «коллективную память» общества
и социальных групп, обеспечивая их
преемственность в развитии. Кроме того,
отдельные группы, классы, слои обладают
своими собственными традициями. Каждое
поколение, получая в свое распоряжение
определенную совокупность образцов,
не просто воспринимает и усваивает их
в готовом виде, но всегда осуществляет
их собственную интерпретацию и выбор.
В этом смысле каждое поколение выбирает
не только свое будущее, но и прошлое.
Общества
и социальные группы, принимая одни
элементы социокультурного наследия, в
то же время отвергают другие, поэтому
традиции могут быть как позитивными
(что и как традиционно принимается), так
и негативными (что и как традиционно
отвергается).
В качестве
традиций выступают определенные
культурные образцы, институты, обычаи,
обряды, ценности, нормы, идеи, стили и
т. д.
Обычай
– традиционно установившийся порядок
поведения. Он основан на привычке и
относится к коллективным формам действия.
Обычаи – это одобренные обществом
массовые образцы действий, которым
рекомендуется следовать. К нарушителям
применяются неформальные санкции –
неодобрение, изоляция, порицание.
Если
привычки и обычаи переходят от одного
поколения к другому, они превращаются
в традиции. Одни традиции выполняются
в обыденной, а другие – в праздничной
обстановке.
Разновидностью традиции
является обряд
– совокупность действий, установленных
обычаем или ритуалом. В них выражаются
какие-то религиозные представления или
бытовые традиции. Обряды не ограничиваются
одной социальной группой, а относятся
ко всем слоям населения. Обряды
сопровождают важные моменты человеческой
жизни, связанные с рождением (крещение,
наречение именем), свадьбой (сватовство,
выкуп невесты, помолвка), вступлением
в новую сферу деятельности (воинская
присяга, посвящение в пионеры, в студенты,
в рабочие) или переходом в другой возраст
(инициация), смертью (погребение,
отпевание, поминки).
9 вопрос.
Межкультурная коммуникация.
Многие философы, литераторы обращаются к понятию коммуникация и описывают его со своей позиции. Существует множество трактовок понятия «коммуникация». Изучив их, можно выделить основные значения:
-
универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
-
техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации);
-
биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
-
социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. т.е. к социальной коммуникации специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Межкультурная коммуникация. Этим термином называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация».
Культура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению. Она оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов общества и определяет их принадлежность к данному обществу. В этой интерпретации культура предстает как целостность, отличающаяся от других благодаря религиозным, национально-государственным границам или набору этнических признаков. Такое понимание культуры является и наиболее функциональным с точки зрения рассматриваемой темы — межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами. Классическое определение дано в книге Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык и культура», где межкультурная коммуникация понимается как адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Проблема межкультурной коммуникации не сводится исключительно к языковой проблеме. Знание языка носителя иной культуры необходимо, но еще недостаточно для адекватного взаимопонимания участников коммуникативного акта. Более того, межкультурная коммуникация предполагает существование не только расхождений между двумя разными языками, но и различия при использовании одного языка. Так, представители англо-, франко- и немецкоязычных стран, несмотря на общий язык, не обязательно будут относиться к одной культуре. В этой связи можно говорить о коммуникации, например, между американцами и англичанами, французами и валлонами, жителями «старых» и «новых Земель» в ФРГ.
Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Большинство исследований, проводившихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологических и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать.
Нередко меры по укреплению территориального и национально-государственного единства вызывают ограничение прав и изгнание инонациональных групп. Так, в 1970-х гг. в ряде стран Африки (Гвинея, Замбия, Кения, Уганда, позже Сомали) изгонялись «инородцы», многие поколения которых проживали в данных странах. В 1990-х гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза и Югославии. Обращение к таким мерам чаще всего объясняется экономическими причинами, в первую очередь стремлением ослабить конкуренцию для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит значительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Кроме того, существуют и социокультурные причины, в частности религиозные, как это было в Боснии и Хорватии, где внутри единого южнославянского этноса, разделенного конфессионально, вспыхнула непримиримая вражда.
Ученые выделят несколько форм межкультурной коммуникации.
1) аккультурация как форма межкультурной коммуникации. Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы ,ценности и традиции другой (культуры-донора). Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации, его содержание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа. В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем давала следующие четыре основные стратегии аккультурации:
Основные стратегии аккультурации
Ассимиляция |
Сепарация |
Сегрегацией |
Маргинализация |
Интеграция |
Человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. |
Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. |
Если на изоляции настаивают представители господствующей культуры. |
Одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность и отсутствия стремления к получению новой идентичности. |
Идентификация как со старой, так и с новой культурой. |
Многочисленные исследования показывают, что эмигранты, прибывающие в другую страну на постоянное место жительства, как правило, ориентируются на ассимиляцию, а как беженцы, вынужденные в силу каких-либо внешних причин покинуть свою роди ну, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.
Еще недавно исследователи полагали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.
Таким образом, культуры при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, обнаруживая при этом свою самобытность и специфику. Поэтому реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) следствия.
В истории человеческого общества можно найти множество примеров позитивного и негативного взаимодействия культур. Например, культура Испании, находящейся на стыке христианского и мусульманского миров, органически сочетает европейские и мавританские элементы, проявившиеся в музыке и архитектуре. Обогащение культуры Европы было особенно ощутимым в эпоху Великих географических открытий, когда из заморских стран ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.п.).Усложнение культурной жизни Востока (Индии, Китая, арабских стран)происходило в период экспансии европейской культуры в XIX в., обогатившей местные культуры элементами научных знаний и техническими новшествами.
Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно развитой и устойчивой культурной системы, способной противостоять культурной экспансии и адекватно отвечать новым жизненным требованиям.
Коммуникация – это сложный и очень многосторонний процесс, который включает в себя определенные действия. Межкультурная коммуникация еще более сложный процесс, это общение между представителями различных человеческих культур.
-
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
Исключив
лишнее слово, назовите общим термином
совокупность оставшихся понятий:
а)
обычаи, обряды, новации, нормы поведения,
нравы
б) индивид, индивидуальность,
личность, человечество
-
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Тема «Основные понятия культурологии».
1.Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение и деятельность, определяются…
-
Нормами,
-
Ритуалами,
-
Законами,
-
Знаниями.
-
Сложно структурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение – …
-
Культурная система,
-
Менталитет,
-
Идеология,
-
Картина мира.
-
Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это
-
Ощущение,
-
Идеология,
-
Картина мира,
-
4. Культурная система.
-
4. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это…
-
Норма,
-
Ценность,
-
Возможность,
-
Смысл.
5. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме…
-
Закона,
-
Предписания,
-
Мифа,
-
Традиции.
6.К языкам культуры не относятся…
-
Церемониальные ситуации,
-
Философские тексты,
-
Природные объекты вне связи с человеком,
-
Акты человеческого поведения.
7. Как соотносится с процессом культурогенеза возвращение к уже имевшим место в прошлом культурным формам?
1. Культурогенез это создание новых культурных форм,
2. Возвращение к прошлым культурным формам не возможно,
3. Культурогенез предполагает только движение вперед,
4. Это неотъемлемая часть культурогенеза.
-
Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека, – это…
-
Закон,
-
Обычай,
-
Традиция,
-
Норма.
-
Культурогенез – …
-
Процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры,
-
Однократное событие зарождения культуры,
-
Процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем,
-
Период стагнации культурного развития.
-
Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающее отношение человека к миру – это…
-
Мировоззрение,
-
Менталитет,
-
Идеология,
-
Катина мира.
11. Что означает понятие «цивилизация»?
1. уровень общественного развития;
2. ступень общественного развития, следующая за варварством;
3. синоним культуры;
4. данные понятия используются в научной литературе во всех перечисленных смыслах в зависимости от контекста.
12. Сущность культурогенеза состоит в:
1. произошедшем в древности зарождении культуры;
2. создании новых произведений искусства;
3. возникновении новых орудий труда;
4. постоянном самообновлении культуры.
13. Соотнесите определение типа картины мира с ее характеристикой:
1. теоцентрическая;
2. натуроцентрическая;
3. антропоцентрическая
а) ценностная концентрация на образе человека;
б) ценностная концентрация на образе бога;
в) ценностная концентрация на образе природы;
-
Учебно-материальное обеспечение:
-
Литература:
а) обязательная
-
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.
-
Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
-
Культурология Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.. М.: Высшее образование, 2007
б) дополнительная
1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Делова книга, 2002.
2. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М., Изд-во Проспект, 2004
3. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.
4. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. – Университетская книга, 1997.
-
Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия (слайды, графики
б) мультимедийное оборудование
в) технические средства обучения (проектор, компьютер и т.п.)
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Задания |
Количество баллов (верхний порог) |
|
Составление презентации |
10 |
|
Написание эссе |
10 |
|
Устное выступление |
5 |
|
Решение культурного текста и культурного кода |
10 |
|
Решение тестов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Знание терминов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов. |
1 |
|
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов) |
3 |
|
Научный реферат |
15 |