Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1619

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.
Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).
В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.


Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.
Разновидностью традиции является
обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

9 вопрос.

Межкультурная коммуникация.

Многие философы, литераторы обращаются к понятию коммуникация и описывают его со своей позиции. Существует множество трактовок понятия «коммуникация». Изучив их, можно выделить основные значения:

  • универсальное (предельно широкое), при котором комму­никация рассматривается как способ связи любых объектов ма­териального и духовного мира;

  • техническое, соответствующее представлению о коммуни­кации как о пути сообщения, связи одного места с другим, сред­ствах передачи информации и других материальных и идеаль­ных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристи­ки данного аспекта коммуникации);

  • биологическое, широко используемое в биологии, особен­но в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

  • социальное, используемое для обозначения и характеристи­ки многообразных связей и отношений, возникающих в челове­ческом обществе. т.е. к социальной коммуника­ции специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.


Межкультурная коммуникация. Этим термином называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Понятие «межкультурная коммуникация» является производ­ным от понятий «культура» и «коммуникация».

Куль­тура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению. Она оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов общест­ва и определяет их принадлежность к данному обществу. В этой ин­терпретации культура предстает как целостность, отличающаяся от других благодаря религиозным, национально-государственным гра­ницам или набору этнических признаков. Такое понимание культу­ры является и наиболее функциональным с точки зрения рассмат­риваемой темы — межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами. Классическое опре­деление дано в книге Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык и культура», где межкультурная коммуникация понимается как адекват­ное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принад­лежащих к разным национальным культурам.

Проблема межкультурной коммуникации не сводится исключи­тельно к языковой проблеме. Знание языка носителя иной культу­ры необходимо, но еще недостаточно для адекватного взаимопони­мания участников коммуникативного акта. Более того, межкуль­турная коммуникация предполагает существование не только рас­хождений между двумя разными языками, но и различия при использовании одного языка. Так, представители англо-, франко- и немецкоязычных стран, несмотря на общий язык, не обязательно будут относиться к одной культуре. В этой связи можно говорить о коммуникации, например, между американцами и англичанами, французами и валлонами, жителями «старых» и «новых Земель» в ФРГ.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть иссле­дована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Большинство исследований, проводив­шихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологичес­ких и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать.

Нередко меры по укреплению территориального и националь­но-государственного единства вызывают ограничение прав и изгна­ние инонациональных групп. Так, в 1970-х гг. в ряде стран Африки (Гвинея, Замбия, Кения, Уганда, позже Сомали) изгонялись «ино­родцы», многие поколения которых проживали в данных странах. В 1990-х гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Совет­ского Союза и Югославии. Обращение к таким мерам чаще всего объясняется экономическими причинами, в первую очередь стрем­лением ослабить конкуренцию для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит значительный хозяйствен­ный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Кроме того, существуют и социокультурные причины, в частности религиозные, как это было в Боснии и Хорватии, где внутри еди­ного южнославянского этноса, разделенного конфессионально, вспыхнула непримиримая вражда.


Ученые выделят несколько форм межкультурной коммуникации.

1) аккультурация как форма межкультурной коммуникации. Аккуль­турация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы ,ценности и традиции другой (культуры-донора). Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации, его со­держание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа. В процессе аккультурации каждый человек одно­временно решает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем давала следующие четыре основные стратегии аккультурации:

Основные стратегии аккультурации


Ассимиляция

Сепарация

Сегрегацией

Маргинализация

Интеграция

Человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недо­минантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.

Если на изоляции настаивают представители господствую­щей культуры.

Одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность и отсутствия стремления к получению новой идентичности.

Идентифика­ция как со старой, так и с новой куль­турой.

Многочисленные исследования показывают, что эмигранты, прибывающие в другую страну на постоянное место жительства, как правило, ориентируются на ассимиляцию, а как беженцы, вы­нужденные в силу каких-либо внешних причин покинуть свою роди ну, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и про­цесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Еще недавно исследователи полагали, что наилучшей страте­гией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

Таким образом, культуры при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, обнаруживая при этом свою самобытность и специфику. Поэтому реальное взаи­модействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) следствия.

В истории человеческого общества можно найти множество примеров позитивного и негативного взаимодействия культур. Например, культура Испании, находящейся на стыке христианского и мусульманского миров, органически сочетает европейские и мавританские элементы, проявившиеся в музыке и архитектуре. Обога­щение культуры Европы было особенно ощутимым в эпоху Великих географических открытий, когда из заморских стран ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.п.).Усложнение культурной жизни Востока (Индии, Китая, арабских стран)происходило в период экс­пансии европейской культуры в XIX в., обогатившей местные куль­туры элементами научных знаний и техническими новшествами.


Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно развитой и устойчивой культурной системы, способной противостоять культурной экспансии и адекватно отвечать новым жиз­ненным требованиям.

Коммуникация – это сложный и очень многосторонний процесс, который включает в себя определенные действия. Межкультурная коммуникация еще более сложный процесс, это общение между представителями различных человеческих культур.


  1. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

Исключив лишнее слово, назовите общим термином совокупность оставшихся понятий:
а) обычаи, обряды, новации, нормы поведения, нравы
б) индивид, индивидуальность, личность, человечество


  1. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.


Тема «Основные понятия культурологии».

1.Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение и деятельность, определяются…

        1. Нормами,

        2. Ритуалами,

        3. Законами,

        4. Знаниями.


      1. Сложно структурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение – …

      1. Культурная система,

      2. Менталитет,

      3. Идеология,

      4. Картина мира.


      1. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это

                  1. Ощущение,

                  2. Идеология,

                  3. Картина мира,

          1. 4. Культурная система.

          4. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это…

          1. Норма,

          2. Ценность,

          3. Возможность,

          4. Смысл.


          5. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме…

          1. Закона,

          2. Предписания,

          3. Мифа,

          4. Традиции.


          6.К языкам культуры не относятся…

              1. Церемониальные ситуации,

              2. Философские тексты,

              3. Природные объекты вне связи с человеком,

              4. Акты человеческого поведения.


            7. Как соотносится с процессом культурогенеза возвращение к уже имевшим место в прошлом культурным формам?

            1. Культурогенез это создание новых культурных форм,

            2. Возвращение к прошлым культурным формам не возможно,

            3. Культурогенез предполагает только движение вперед,

            4. Это неотъемлемая часть культурогенеза.


            1. Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека, – это…

            1. Закон,

            2. Обычай,

            3. Традиция,

            4. Норма.


            1. Культурогенез – …

            1. Процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры,

            2. Однократное событие зарождения культуры,

            3. Процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем,

            4. Период стагнации культурного развития.


            1. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающее отношение человека к миру – это…


            1. Мировоззрение,

            2. Менталитет,

            3. Идеология,

            4. Катина мира.


            11. Что означает понятие «цивилизация»?

            1. уровень общественного развития;

            2. ступень общественного развития, следующая за варварством;

            3. синоним культуры;

            4. данные понятия используются в научной литературе во всех перечисленных смыслах в зависимости от контекста.


            12. Сущность культурогенеза состоит в:

            1. произошедшем в древности зарождении культуры;

            2. создании новых произведений искусства;

            3. возникновении новых орудий труда;

            4. постоянном самообновлении культуры.


            13. Соотнесите определение типа картины мира с ее характеристикой:

            1. теоцентрическая;

            2. натуроцентрическая;

            3. антропоцентрическая

            а) ценностная концентрация на образе человека;

            б) ценностная концентрация на образе бога;

            в) ценностная концентрация на образе природы;


            1. Учебно-материальное обеспечение:


              1. Литература:

            а) обязательная

            1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.

            2. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

            3. Культурология Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.. М.: Высшее образование, 2007

            б) дополнительная

            1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Делова книга, 2002.

            2. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М., Изд-во Проспект, 2004

            3. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.

            4. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. – Университетская книга, 1997.


            1. Материальное обеспечение:

            а) наглядные пособия (слайды, графики

            б) мультимедийное оборудование

            в) технические средства обучения (проектор, компьютер и т.п.)

            Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


            Задания

            Количество баллов

            (верхний порог)

            Составление презентации

            10

            Написание эссе

            10

            Устное выступление

            5

            Решение культурного текста и культурного кода

            10

            Решение тестов (обязательное для всех студентов)

            3

            Знание терминов (обязательное для всех студентов)

            3

            Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов.

            1

            Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов)

            3

            Научный реферат

            15