ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы алиби и их прикладное значение в уголовном судопроизводстве
Алиби в доказывании по уголовным делам
Глава 2. Тактика допроса подозреваемого, ссылающегося на «цифровое алиби»
Тактика и приемы проверки цифрового алиби
Глава 3. Проверка алиби подозреваемого при расследовании преступлений
в качестве обстоятельства, которое имеет юридическое значение.
Если у подозреваемого имеется алиби, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ это во всех случаях должно повлечь за собой превращение уголовного преследования данного лица, по той простой причине, что можно с твердой уверенностью говорить о том, что подозреваемый непричастен к совершению преступления.
Следует также отметить, что в современных толковых и юридических словарях акцентируется на уголовно-процессуальном значении термина алиби как
«доказательства невиновности» или «доказательства непричастности к преступлению».
Наличие алиби можно установить при помощи:
В то же время необходимо отметить, что алиби как уголовно- процессуальный термин появляется исключительно в результате оценки доказательств по делу. Для того, чтобы можно было придти к обоснованному выводу о наличии у подозреваемого алиби, необходимо наличие общеизвестного знания о том, что человек, как физическое тело не могло находиться одновременно в двух разных точках пространства. Поэтому, если будет достоверно доказано, что обвиняемый находился в критическое время вне места
преступления, то можно обосновано полагать, что подозреваемый имеет алиби в отношении деяния, которое ему инкриминируют. В свою очередь анализируемое общеизвестное знание,
на котором собственно и основывается сам термин
«алиби» принимает вид общеизвестного факта, который имеет значение для уголовного дела о виновности лица.
Кроме того, алиби как общеизвестный факт, который к тому же основан на общеизвестном знании о физической природе человека обладает всеми свойствами таких фактов как:
Очевидность общеизвестного факта означает возможность наблюдать жизненные явления либо испытывать их на «себе». Важно отметить, то обстоятельство, что повторяемость процессов объективной действительности именно в таком виде, а не в каком-либо ином виде либо форме единообразия человеческой практики приводит к их всеобщему признанию, которое в свою очередь определяется степенью известности очевидных обстоятельств.
В то же время, наличие свойств всеобщего признания и очевидности общеизвестного факта еще не дает оснований и возможности для использования его в уголовно-процессуальном доказывании. Знания, которые заложены в нем, находятся на эмоциональном и эмпирическом уровнях. Они существуют как результат демонстрации, констатации, регистрации явлений и, прежде всего, характеризуют практически-обыденный опыт субъектов знания.
Общеизвестные факты получают свое право на существование в конкретном уголовном деле, только если они обладают свойством научной доказанности, то есть были проанализированы и исследованы и нашли свое объяснение с точки зрения какой-либо науки. Ни у кого не вызывает сомнений то
обстоятельство, что научно доказанные общеизвестные факты не должны вызывать ни малейших сомнений в их истинности. К примеру, В. И. Вернадский,
осуществлял исследование научного мировоззрения и допускал, что представления и научные факты, согласные с формальной стороны с действительностью, являются также обязательными для человеческого мышления
- пока оно находится в области явлений, улавливаемых органами чувств, - как обязательны для него абстрактные положения математики. В. И. Вернадский именно данную часть научного мировоззрения считал научно истинной, и исключительно только такие факты являются научными истинами.
Как следует из содержания диалектической концепции, тело человека является определенным видом материи, которая в свою очередь обладает свойством быть объективной реальностью и существовать за пределами нашего сознания. Пространство и время являются важнейшими атрибутами материи. В свою очередь понимание времени и пространства как всеобщих форм движущейся материи получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование - в теории относительности. Сущность подобного понимания состоит в том, что время и пространство являются формами существования материи, они не просто зависят от своего содержания (движущейся материи), а находятся в полном единстве со своим содержанием и определяются движущейся материей. Движение материи всегда происходит во времени и в то же время и в пространстве, поэтому и нельзя представить себе это движение исключительно только во времени или только в пространстве. В свою
очередь отсюда следует очевидный вывод о том, что время и пространство являются объективными и всеобщими закономерными формами бытия материи. При этом пространство характеризует материю (в данном случае человеческое тело) протяженностью и объемом. Существовать в пространстве - значит находиться в тесном соседстве и с другими объектами, занимать место среди них и быть каким-либо образом, расположенным возле других материальных объектов. Что же касается времени, то его характерной особенностью является то обстоятельство, что время выражает соотношение между движениями различных материальных объектов, смену состояний движущейся материи, последовательность развития материальных процессов. Наконец, время
существования каждого отдельно взятого объекта, события, явления и т.д. прерывно и имеет как начало, так и конец своего существования.
Соответственно научное обоснование существование термина «алиби», которое в свою очередь выражено в том, что человеческое тело, как движущаяся материя, обладает свойствами времени и пространства, дает нам возможность считать это истиной, которая не требует доказывания в каждом случае, когда решается вопрос о наличии у подозреваемого алиби по конкретному уголовному делу.
Также отметим, что существует и такая точка зрения, в соответствии с которой вместе с объективным алиби существует и субъективное алиби, которое, прежде всего, связано с невозможностью совершить преступление по причине психологических либо других иных субъективных особенностей личности. По нашему мнению, подобные высказывания совершенно неприемлемы в уголовно- процессуальном смысле термина «алиби».
Разумеется, что изучение личности подозреваемого
должно быть осуществлено в таких пределах, чтобы можно было выяснить «свойства обвиняемого, которыми были вызваны движущие побуждения его преступного деяния, либо, наоборот, с которыми это находится в прямом противоречии». В то же время не следует ориентироваться исключительно на данную установку и говорить о том, что «преступное поведение является экстериоризацией ценностно-нормативной системы личности». Об этом наглядно свидетельствует исследование ситуационных преступлений, к примеру, тех, которые были совершены в состоянии аффекта, сам факт совершения данных преступлений и содержание действий виновного противоречат его ведущим ценностным ориентациям.
Например, Д. А. Керимов говорил о том, что вместе с осознанными, взвешенными и разумными волеизъявлениями зачастую проявляет себя и
«темная» воля индивида. Человек может жить, творить и отдыхать в соответствии с установленными правилами общежития, общепринятыми нормами и правилами поведения, нормами морали, обычаев, права, традиций и вдруг совершенно
неожиданно, по причине различных объективных и субъективных причин человек вдруг впадает в депрессивное состояние и даже в активное противостояния устоявшемуся укладу жизни. На основании изложенного, мы можем сделать обоснованный вывод, что в уголовно-процессуальном понимании алиби есть ни что иное, как объективная категория, которая не принимает во внимание субъективные характеристики личности подозреваемого лица, которые якобы лишают его возможности совершить преступление. В свою очередь другой вывод
Если у подозреваемого имеется алиби, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ это во всех случаях должно повлечь за собой превращение уголовного преследования данного лица, по той простой причине, что можно с твердой уверенностью говорить о том, что подозреваемый непричастен к совершению преступления.
Следует также отметить, что в современных толковых и юридических словарях акцентируется на уголовно-процессуальном значении термина алиби как
«доказательства невиновности» или «доказательства непричастности к преступлению».
Наличие алиби можно установить при помощи:
-
показаний свидетелей, которые заявляют, что видели подозреваемого в другом месте в критическое время; -
предъявлением подозреваемого для опознания свидетелям-очевидцам и потерпевшему, не опознающим его, и т. д.
В то же время необходимо отметить, что алиби как уголовно- процессуальный термин появляется исключительно в результате оценки доказательств по делу. Для того, чтобы можно было придти к обоснованному выводу о наличии у подозреваемого алиби, необходимо наличие общеизвестного знания о том, что человек, как физическое тело не могло находиться одновременно в двух разных точках пространства. Поэтому, если будет достоверно доказано, что обвиняемый находился в критическое время вне места
преступления, то можно обосновано полагать, что подозреваемый имеет алиби в отношении деяния, которое ему инкриминируют. В свою очередь анализируемое общеизвестное знание,
на котором собственно и основывается сам термин
«алиби» принимает вид общеизвестного факта, который имеет значение для уголовного дела о виновности лица.
Кроме того, алиби как общеизвестный факт, который к тому же основан на общеизвестном знании о физической природе человека обладает всеми свойствами таких фактов как:
-
очевидность; -
всеобщее признание; -
научная доказанность; -
отсутствие сомнений в истинности;
Очевидность общеизвестного факта означает возможность наблюдать жизненные явления либо испытывать их на «себе». Важно отметить, то обстоятельство, что повторяемость процессов объективной действительности именно в таком виде, а не в каком-либо ином виде либо форме единообразия человеческой практики приводит к их всеобщему признанию, которое в свою очередь определяется степенью известности очевидных обстоятельств.
В то же время, наличие свойств всеобщего признания и очевидности общеизвестного факта еще не дает оснований и возможности для использования его в уголовно-процессуальном доказывании. Знания, которые заложены в нем, находятся на эмоциональном и эмпирическом уровнях. Они существуют как результат демонстрации, констатации, регистрации явлений и, прежде всего, характеризуют практически-обыденный опыт субъектов знания.
Общеизвестные факты получают свое право на существование в конкретном уголовном деле, только если они обладают свойством научной доказанности, то есть были проанализированы и исследованы и нашли свое объяснение с точки зрения какой-либо науки. Ни у кого не вызывает сомнений то
обстоятельство, что научно доказанные общеизвестные факты не должны вызывать ни малейших сомнений в их истинности. К примеру, В. И. Вернадский,
осуществлял исследование научного мировоззрения и допускал, что представления и научные факты, согласные с формальной стороны с действительностью, являются также обязательными для человеческого мышления
- пока оно находится в области явлений, улавливаемых органами чувств, - как обязательны для него абстрактные положения математики. В. И. Вернадский именно данную часть научного мировоззрения считал научно истинной, и исключительно только такие факты являются научными истинами.
Как следует из содержания диалектической концепции, тело человека является определенным видом материи, которая в свою очередь обладает свойством быть объективной реальностью и существовать за пределами нашего сознания. Пространство и время являются важнейшими атрибутами материи. В свою очередь понимание времени и пространства как всеобщих форм движущейся материи получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование - в теории относительности. Сущность подобного понимания состоит в том, что время и пространство являются формами существования материи, они не просто зависят от своего содержания (движущейся материи), а находятся в полном единстве со своим содержанием и определяются движущейся материей. Движение материи всегда происходит во времени и в то же время и в пространстве, поэтому и нельзя представить себе это движение исключительно только во времени или только в пространстве. В свою
очередь отсюда следует очевидный вывод о том, что время и пространство являются объективными и всеобщими закономерными формами бытия материи. При этом пространство характеризует материю (в данном случае человеческое тело) протяженностью и объемом. Существовать в пространстве - значит находиться в тесном соседстве и с другими объектами, занимать место среди них и быть каким-либо образом, расположенным возле других материальных объектов. Что же касается времени, то его характерной особенностью является то обстоятельство, что время выражает соотношение между движениями различных материальных объектов, смену состояний движущейся материи, последовательность развития материальных процессов. Наконец, время
существования каждого отдельно взятого объекта, события, явления и т.д. прерывно и имеет как начало, так и конец своего существования.
Соответственно научное обоснование существование термина «алиби», которое в свою очередь выражено в том, что человеческое тело, как движущаяся материя, обладает свойствами времени и пространства, дает нам возможность считать это истиной, которая не требует доказывания в каждом случае, когда решается вопрос о наличии у подозреваемого алиби по конкретному уголовному делу.
Также отметим, что существует и такая точка зрения, в соответствии с которой вместе с объективным алиби существует и субъективное алиби, которое, прежде всего, связано с невозможностью совершить преступление по причине психологических либо других иных субъективных особенностей личности. По нашему мнению, подобные высказывания совершенно неприемлемы в уголовно- процессуальном смысле термина «алиби».
Разумеется, что изучение личности подозреваемого
должно быть осуществлено в таких пределах, чтобы можно было выяснить «свойства обвиняемого, которыми были вызваны движущие побуждения его преступного деяния, либо, наоборот, с которыми это находится в прямом противоречии». В то же время не следует ориентироваться исключительно на данную установку и говорить о том, что «преступное поведение является экстериоризацией ценностно-нормативной системы личности». Об этом наглядно свидетельствует исследование ситуационных преступлений, к примеру, тех, которые были совершены в состоянии аффекта, сам факт совершения данных преступлений и содержание действий виновного противоречат его ведущим ценностным ориентациям.
Например, Д. А. Керимов говорил о том, что вместе с осознанными, взвешенными и разумными волеизъявлениями зачастую проявляет себя и
«темная» воля индивида. Человек может жить, творить и отдыхать в соответствии с установленными правилами общежития, общепринятыми нормами и правилами поведения, нормами морали, обычаев, права, традиций и вдруг совершенно
неожиданно, по причине различных объективных и субъективных причин человек вдруг впадает в депрессивное состояние и даже в активное противостояния устоявшемуся укладу жизни. На основании изложенного, мы можем сделать обоснованный вывод, что в уголовно-процессуальном понимании алиби есть ни что иное, как объективная категория, которая не принимает во внимание субъективные характеристики личности подозреваемого лица, которые якобы лишают его возможности совершить преступление. В свою очередь другой вывод