Файл: 1 Что такое экомаркировка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Что такое экомаркировка?

  • Как мы узнаём, какое мероприятие прошло сертификацию, а какое-нет?

  • Какие виды экологической маркировки бывают?

  • Добровольная и обязательная

  • Кем вводится (международная, государственная и т.д.)

  • Применимы для всех или для конкретных областей

  • Специфика

  • Требования

+Примеры!

В условиях высокого уровня насыщенности товарных рынков и ухудшения состояния окружающей среды одним из важнейших факторов конкурентоспособности товара на внутреннем и мировом рынках является соответствие высоким экологическим требованиям. Ряд стран активно стремится не допускать на рынок продукцию, которая на каком-либо этапе своего жизненного цикла нанесла вред окружающей среде, внедряются различные законодательные и природоохранные акты, способствующие недопущению неэкологичной продукции на рынок. Система мероприятий, признанных большинством промышленно развитых стран мира, включая Россию, предусматривает информирование населения непосредственно на упаковке продукции об ее экологических свойствах. В этом заключается суть системы экологической маркировки. Система экологической маркировки стимулирует изменение структуры потребительского спроса в пользу приобретения экологических товаров и через изменение потребительских предпочтений способствует переходу к модели устойчивого развития.

Экологическая маркировка выступает в качестве инструмента информирования потребителей об экологических особенностях продукции, процессов ее разработки, производства и использования. Прежде всего, экомаркировка призвана указать на наличие фактора экологичности того или иного продукта, а не на фактор безопасности или качества, хотя эти аспекты также принимаются во внимание в процессе анализа товара.

Впервые использование экомаркировки на международном уровне было предложено на проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию. В главном документе, принятом на конференции, «Повестке дня на XXI век» (гл. 4, §21) говорилось, что правительствам стран в сотрудничестве с промышленным сектором необходимо способствовать развитию и поощрению расширения информационных программ, целью которых является введение и распространение экологической маркировки товаров и услуг, содействовать распространению информации, указывающей на экологические характеристики продукции для
создания у покупателя возможности выбора между экологически чистой продукцией и аналогичной продукцией, не обладающей экологическими свойствами.

Экомаркировка предназначена для содействия развитию тех продуктов, которые имеют высокий уровень экологической эффективности за счет использования экологически чистых ингредиентов.

Целью экологической маркировки является продвижение товаров, способствующих сохранению и защите окружающей среды. Не менее важным является ориентация производителей на разработку и внедрение экоинноваций для производства экологически чистой продукции.

Общей целью экологических этикеток и деклараций является следующее: с помощью доведения до потребителя проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствующей спросу и поставке продукции и услуг, которые вызывают меньшую нагрузку на окружающую среду, стимулируя этим использование рыночного механизма в целях непрерывного улучшения экологичности.
Целью программ экологической маркировки является способствование снижению вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией, путем идентификации продукции, которая отвечает критериям экологической предпочтительности конкретной программы экологической маркировки.


Целью настоящего стандарта является обеспечение прозрачности и доверительности при внедрении программ экологической маркировки и гармонизация принципов и процедур, применимых к этим программам.

Тем не менее, большое разнообразие экологических маркировок может запутать потребителя. Доверие могут вызвать экомаркировки, которые основаны на комплексе стандартов, разработанных с помощью экспертов при сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, а также проходящие анализ и оценку у независимых организаций.

Исходя из этого, критерии отбора продукции, обладающей экомаркировкой, должны соответствовать лучшим экологическим показателям. Эти критерии должны быть простыми для понимания и легко применимыми в использовании, должны быть основаны на научных данных с учетом новейших технологических разработок. Эти критерии должны быть ориентированы на рынок и включать в себя анализ продукции на всех этапах ее жизненного цикла, то есть данные критерии не ограничены лишь характеристиками самого продукта и носят комплексный характер. В связи с постоянным обновлением методов производства, критерии

должны регулярно пересматриваться и при необходимости могут вноситься изменения и дополнения к уже существующим требованиям, которые, как правило, устанавливаются на период до 2-3 лет. Использование экологической маркировки направлено на замену опасных веществ более безопасными там, где это технических возможно.

Способствовать расширению использования экологически чистых продуктов может снижение стоимости использования экомаркировки.

Критерии экомаркировки определяются с учетом анализа всего жизненного цикла продукции.

При определении таких критериев должны рассматриваться следующие факторы:

• наиболее значимые экологические последствия, в частности влияние на изменение климата, воздействие на окружающую природную среду и биоразнообразие, потребление энергии и ресурсов, образование отходов, выбросов в окружающую среду;

замена опасных веществ более безопасными, либо через использование экологически безопасных аналогов материалов там, где это технически возможно;

• использование более долговечной продукции и внедрение практики вторичной переработки для снижения негативного воздействия на окружающую среду;

• использование принципа отхода от практики тестирования на животных.

Экомаркировка не может быть присуждена товару, содержащему вещества или препараты, классифицируемые как токсичные, опасные для окружающей среды, канцерогенные, мутагенные.

В настоящее время существует три типа экологических маркировок.

1. ТИП I (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА) — является добровольной, основывается на нескольких критериях: программа оценки третьей стороной, которая выдает лицензию на использование экологической маркировки на продуктах, исходя из анализа их жизненного цикла. Данный вид экологический маркировки наиболее востребован и жестко контролируется.

2. ТИП II (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ САМОДЕКЛАРАЦИЯ) — экологическое заявление продавца, сделанное без сертификации независимой третьей стороны. Имеет минимальные требования к проверке.

3. ТИП III (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ) — добровольная программа, в ходе которой независимый орган или отрасль экономики разрабатывает требования, основанные на оценке жизненного цикла продукции, определяет формы участия независимых третьих сторон, устанавливает параметры для экологической декларации
типа III и служит для сравнения продукции разных категорий.

Исходя из этого, существует четыре стандарта экологической маркировки ISO (ИСО):

• ISO 14020 — Экологические этикетки и декларации. Основные принципы.

• ISO 14021 — Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II).

ISO 14024 — Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа 1. Принципы и процедуры.

• ISO 14025 — Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры.

Наибольшим доверием среди покупателей пользуется экомаркировка типа I. Это экологические этикетки, присуждаемые продукции после анализа всего жизненного цикла.

В 1994 г. была основана Глобальная сеть экомаркировок (Global ecolabelling network GEN), которая занимается развитием направления экомаркировки типа I. В настоящее время в нее входит 24 участника. Целью организации является улучшение, поощрение и развитие рынка продуктов и услуг, которые соответствуют данному типу экомаркировки. До 2001 г. Глобальная сеть экомаркировок выполняла роль форума для обмена информацией и сотрудничества среди ее членов. Впоследствии функции GEN расширились, началась поддержка международного сотрудничества по вопросам экологической маркировки, разработка принципов по взаимному признанию стандартов экомаркировки и развитие двусторонней или региональной базы. Сама GEN не разрабатывает стандарты и не сертифицирует продукцию. Ее деятельность направлена на поддержку программы экомаркировки ее членов.

На данный момент в Европейском союзе наиболее широко распространены два типа экомаркировок:

• Экологическая маркировка Европейского союза — «Европейских цветок». Этот знак помогает идентифицировать продукцию и услуги, которые имеют сниженное воздействие на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла от добычи сырья до производства, использования и утилизации. Критерии для европейской экологической маркировки «Европейский цветок» были разработаны и согласованы учеными, некоммерческими правительственными организациями и другими заинтересованными сторонами. Основная цель европейской экологической маркировки — стимулировать хозяйствующих субъектов к принятию экологически ответственных решений относительно выбора тех или иных продуктов. На всех этапах жизненного цикла от добычи сырья и производства, упаковки, распределения и утилизации продукция, маркированная экознаком «Европейский цветок», подвергается оценке независимых экспертов на предмет степени воздействия на окружающую среду.
Схема является добровольной, но многие компании в Европе уже присоединились к ней. Структура распределения экологической маркировки по видам товаров представлена на рис. 1.

• Экомаркировка скандинавских стран «Северный лебедь» (Nordic Ecolabel). С 1989 г. «Северный лебедь» является официальной экомаркировкой скандинавских стран (Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия). С 1998 г. к программе присоединилась Дания. Данная схема экомаркировки первоначально была разработана для различных типов моющих средств и бумажных изделий. Наряду с этим были разработаны национальные программы экомаркировки, такие как:

«Голубой ангел» (Blauer Engel) в Германии, которая включает в себя 120 стандартов и 12000 сертифицированных продуктов. Программа включает в себя требования, связанные с оценкой экологических последствий, возникающих в процессе производства товаров (например, выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты) и распространяется на широкий круг.

Национальная программа экологической маркировки в Чехии с более чем 400 сертифицированных продуктов.

• Израильская «Зеленая маркировка» (Green Label) с более чем 70 видами сертифицированных продуктов и 100 стандартов.

«Зеленый листок» в России с более чем 100 сертифицированными продуктами.

Шведское общество охраны окружающей среды (The Swedish Society for Nature Conservation) с более чем 700 видами сертифицированной продукции и сертификатами качества с более чем 4500 сертифицированных товаров.

За пределами Европы экологическая маркировка также нашла широкое распространение. Наиболее популярными являются:

• Китайская национальная программа. Разработано свыше 97 стандартов по экомаркировке для более чем 50000 продуктов. Данная маркировка соответствует типу I.

• Японская экологическая маркировка «Экознак» (EcoMark) включает в себя стандарты для 56 видов продуктов и сертификаты для уже выданных 5200 видов товаров. Данная маркировка соответствует типу I. Программа имеет развитую систему экомаркировки продукции, способствующей снижению вреда, наносимого в результате производственной деятельности окружающей среде и способствует безопасной утилизации отходов. Программа поощряет использование переработанных продуктов и ограничение потребления невозобновляемых ресурсов. Экомаркировка была создана в качестве поддержки развития экологически чистого направления в текстиле, в том числе изделий из переработанных материалов.