Файл: Индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

История русского предпринимательства простирается из глубины веков, и на каждом этапе развития государственности менялись черты этого явления.

В современной России широкое распространение получило индивидуальное предпринимательство. Если не брать во внимание последний год и вытекающие проблемы, связанные с пандемией, то современные индивидуальные предприниматели достаточно успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферы деятельности, и, как следствие, могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Все больше людей, особенно молодых, к коему числу относится и автор данной работы, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес.

Развитие предпринимательства напрямую связано с достижениями экономического роста страны, а, следовательно, и промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует ослаблению устаревших и, в конечном счете, их упразднению. Оно способствует развитию конкуренции, а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха России.

Объектом исследования данной работы является индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица как одна из организационно-правовых форм предпринимательства. Цель работы – изучить исторические аспекты российского предпринимательства и основы организации подобного предпринимательства. Необходимо будет выявить следующие задачи исследования: представить историческую характеристику развития предпринимательства в России, изучить виды предпринимательства в современной России, в т.ч. охарактеризовать понятие индивидуального предпринимательства без образования юридического лица; проанализировать порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица; исследовать системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, структурными элементами курсовой работы являются введение, две главы, заключение, библиографический список.


Первая глава " Преобразование российского предпринимательства" раскрывает историческую сущность и роль предпринимательства начиная с Киевской Руси до сегодняшних дней, признаки и значение предпринимательской деятельности, правовую основу ее регулирования, а также разнообразие современных форм предпринимательской деятельности. Во второй главе " Понятие и общие признаки индивидуального предпринимательства без образования юридического лица" рассмотрены вопросы порядка государственной регистрации ИП, налогообложения, а также мер ответственности индивидуальных предпринимателей и прекращение их деятельности. В Заключении представлены общие выводы по проблеме процесса организации индивидуального предпринимательства без образования юридического лица в современной России.

ГЛАВА 1. Преобразование российского предпринимательства

1.1 Историческая характеристика развития предпринимательства в России

Русь образовалась как государство восточных славян во многом благодаря предпринимательской активности наших предков, так как торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Природно-климатические условия Восточно-Европейской равнины – полноводные реки, густые леса, умеренный ровный климат – способствовали формированию разнообразной хозяйственной деятельности – охоте, рыболовству, скотоводству, бортничеству (сбор меда диких пчел). Но основу экономики славян составляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечная система: деревья рубили, на следующий год сжигали их, золу смешивали как удобрения. В степных и лесостепных районах ведущей системой был перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. В тесной связи с хозяйственной жизнью развивались деловые отношения восточных славян. Пашенное земледелие вытесняло подсечное, выделяются ремесла, увеличивается прибавочный продукт, расширяется товарообмен, изменяются его формы. Обмен выходит за пределы общины, села. Он перемещается на мелкие сборные населенные пункты, называемые погостами (от слова «гостьба», «гостить»). Эти мелкие рынки вели к более крупным, связанным с внешней торговлей. Вокруг погостов вырастали поселки. Их экономическое развитие основывалось на сельскохозяйственном производстве округи. Здесь концентрировался и перераспределялся прибавочный земледельческий и промысловый продукт, а на его основе развивались ремесла и торговля. Появление специализированных поселков ремесленников, работающих на заказ и даже на рынок, по данным некоторых исследователей, относится к VI-VIII вв. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). В городах совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Традиция ярмарок стала главной чертой русского предпринимательства, ибо ярмарки были для Руси своего рода биржами. Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотром всех творческих сил и достижений, технических новинок. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе. Варяги предлагали им бронзовые и железные изделия – мечи, топоры, олово, свинец, а арабы - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.


Об этих, как и о других направлениях торговли славян, говорят различные археологические находки, которые показывают, что в VIII в. возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком. Путь «из варяг в арабы» был хорошо освоен славянами. Главной связующей дорогой была Волга с ее притоками. Действовало два основных центра торговли Востока с Русью – столица Хазарии Итиль и Булгор на Волге. Историк И.П. Козловский считает, что Волга была древнейшим путем с севера на юг, и только позднее таковым стал Днепр. Внешняя торговля обогащала деловую жизнь славян, вносила в нее элементы новизны, предпринимательской культуры. Общаясь, например, с греками, они быстро переняли навыки морской торговли, выработали устойчивые речные торговые маршруты. Следствием развития внешней торговли, считает В.О. Ключевский, стало возникновение первых русских городов – Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска, Полоцка и др. Большинство из них образовалось вдоль главного торгового пути «из варяг - в греки».

Из среды славян в IX—XIII вв. выделяются купцы — люди, занятые в сфере торговли и производившие сложные торговые операции. Понятие «купец» становится как торговое сословие и профессия. Словом «купцы» называли и торговые корабли. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же купцы стали оседать в населенных пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Все большее число людей, в том числе князья и бояре, вовлекалось в эту экономическую деятельность. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами русского предпринимательства. И русские купцы становятся его первыми представителями.

Монголы, кочевавшие по обширным степям и пустыням вдоль границ Северного Китая, получали чай в обмен на лошадей. Царь Алексей Михайлович поощрял торговлю и с Востоком, и с Западом. В Москве была основана купеческая компания, организовавшая доставку чая из Пекина верблюжьими караванами через Монголию и Среднюю Азию. Русская Правда, сборник правовых норм Руси XI в., называет «купчин», ремесленников, ростовщиков, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. За жизнь купца полагается штраф вдвое больший, чем за голову простолюдина. В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заем, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В ней определен порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной.


Итак, предпринимательство в Киевской Руси было предпринимательством государства эпохи раннего средневековья, предпринимательством традиционного общества. Для деловой жизни этого общества было характерно следующее. Во-первых, распространение торгового предпринимательства, выросшего из обмена и обогатившегося такими формами, как рынки, ярмарки, обеспечивающими сосредоточение и перераспределение товара. Во-вторых, формирование круга деловых людей, возникновение купечества, ставшего основным носителем деловой жизни и отличавшегося смелостью, готовность к риску, в сочетании с набожностью, предприимчивостью, способного вести коммерческие дела, причем не только в одиночку, но и совместно с компаньонами. В-третьих, двоякое отношение государства к предпринимательству и его носителям. С одной стороны, оно поддерживало, защищало деловых людей, а с другой – контролировало и регламентировало их деятельность, подчиняло ее интересам феодальной знати. В-четвертых, формирование правовых основ торгово-предпринимательской деятельности, кредитно-денежных отношений. Предпринимательство на Руси превращалось в важную созидательную силу общества. Однако дальнейшее развитие деловой и хозяйственной жизни на Руси значительно осложнилось удельной раздробленностью.

Вплоть до XV – XVI вв. предпринимательство существовало в виде сельских промыслов. Первыми промышленниками в эпоху Ивана Грозного были Строгановы, которые торговали с народами Урала и Поволжья. В 1557 г. Аника Федорович Строганов докладывает при царском дворе о выгодах этой торговли, доказывает необходимость освоения Урала и Сибири.

При Петре I по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. В этот период прославилась семья Демидовых, которые построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.

«Золотой век предпринимательства» наступает с отменой крепостного права в 1861 г.: в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы.


В 1917 г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП). В промышленном производстве и в сфере услуг было разрешено частное предпринимательство. Но в июне 1926 г. был введен сверх-налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало невыгодно и опасно. Предприниматели стали уходить из производства, а затем из торговли, и предпринимательство, которое было одним из важных источников доходов в государственную казну, перестало существовать.

Развал СССР привел к тому, что многие предприятия, учреждения, организации обанкротились и закрылись, а работники остались без работы и соответственно без средства к существованию. Вот по этой причине все, независимо от профессии и образования, кинулись в предпринимательскую сферу. В 90-е годы прошлого столетия наблюдалась тенденция легкого накопления капитала и процветания спекуляции. Даже дети и подростки могли заниматься «бизнесом», таким, как закупка мелких оптовых партий и перепродажа мороженого, шоколадок, жвачек, разных сладостей и другой мелочевки. Развивалось производство товаров, которые были в дефиците за счет организации кооперативного движения в стране. В магазинах стояли огромные очереди, если завезли дефицитный товар. Предприимчивым это было на руку, часто под видом оригинала на улице можно было перекупить у скупщиков некачественную одежду, но цена у них была выше. Розничная торговля была основной деятельностью. В нее «ушли» люди разных профессий, даже ученые. Поэтому каждый старался что-то перепродать, заработать деньги, чтобы выжить, прокормить себя и семью.

С развалом СССР оборонные предприятия и НИИ перестали работать, и много инженеров разной квалификации остались без работы. По этой причине они начали заниматься ремонтом бытовой техники. В то время популярными были ламповые телевизоры, которые постоянно выходили из строя. На их ремонте тогда специалисты зарабатывали целые состояния.

История российского предпринимательства в 90-е годы XX века основывалась на росте торгово-посреднической деятельности. В тот период людей не волновало, чем они будут заниматься, упор делался на получение прибыли.

Во время перестройки учителя, специалисты умственного труда остались без работы. Они начали на дому заниматься репетиторством, написанием курсовых, дипломных работ, даже диссертаций, делали переводы на заказ.