Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Обмен веществ и энергии................................................................... 140
12.1. Обмен белков.............................................................................. 140
12.2. Обмен углеводов......................................................................... 141
12.3. Обменлипидов........................................................................... 142
12.4. Обмен воды и минеральных солей.............................................143
12.5. Обмен энергии ........................................................................... 145
12.6. Регуляция обмена веществ и энергии........................................ 147
13. Выделение....................................:...................................................... 149
13.1. Общая характеристика выделительных процессов..................... 149
13.2. Почки и их функции.................................................................. 149
13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция................................ 151
13.4. Гомеостатическая функция почек...............................................153
13.5. Мочевыведение и мочеиспускание............................................. 154
13.6. Потоотделение............................................................................154
14. Тепловой обмен .................................................................................. 156
14.1. Температура тела человека и изотермия..................................... 156
14.2. Механизмы теплообразования....................................................157
14.3. Механизмы теплоотдачи.............................................................158
14.4. Регуляция теплообмена..............................................................159
15. Внутренняя секреция..........................................................................160
523
15.1. Общая характеристика эндокринной системы ........................... 160
15.2. Функции желез внутренней секреции........................................163
15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях ..........................................................................................173
Часть II
СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.....................................................................178
Раздел
ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.......................................................178
1. Спортивная физиология —учебная и научная дисциплина................179
1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи .......................179
1.2. Кафедра физиологии СПбГАФКим. П.Ф.Лесгафтаиеероль
в становлении и развитии спортивной физиологии ..........................181
1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии.....185
2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма..................................................................................................188
2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии..........189
2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам............................................................................................193
2.3. Срочная и долговременная адаптация кфизическим нагрузкам.....195
2.4. Функциональная система адаптации............................................ 198
2.5. Понятие о физиологических резервах организма,
их характеристика и классификация...................................................201
3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках.......203
3.1. Изменения функций различных органов и систем организма .... 203
3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности.....205
3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности .... 206
3.4. Прикладное значение функциональных изменений
для оценки работоспособности спортсменов......................................208
4. Физиологическая характеристика состояний организма
при спортивной деятельности..................................................................209
4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности................................209
4.2. Предстартовые состояния.............................................................213
4.3. Разминка и йрабатывание.............................................................215
4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...............217
4.5. Особые состояния организма при ациклических,
статических и упражнениях переменной мощности ..........................218
5. Физическая работоспособность спортсмена..........................................219
5.1. Понятие о физической работоспособности и методические • подходы к ее определению..................................................................220
5.2. Принципыи методы тестирования физической работоспособности..............................................................................221
5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте......................................................227
5.4. Резервы физической работоспособности......................................228
6. Физиологические основы утомления спортсменов..............................233
6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления ...........................................................................................233
6.2. Факторы утомления и состояние функций организма.................236
6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок..............................................................................................239
6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.........241
524
7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов........243
7.1. Общая характеристика процессов восстановления.......................244
7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов......246
7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов............................................................................................248
7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................................................................250
Раздел II
ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ....................................................253
8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений..............................................................................................253
8.1. Различные критерии классификации упражнений ......................253
8.2. Современная классификация физических упражнений...............254
8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз
и статических нагрузок.......................................................................256
8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических
и ациклических движений..................................................................259
8.5. Физиологическая характеристика нестандартныхдвижений.......263
9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...................................................................................266
9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы..........266
9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты.......270
9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости......................................................................................273
9.4. Понятие о ловкости игибкости; механизмы
и закономерности их развития............................................................278
10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков..............................................................................279
10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования........279
110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков......................-:........................................................................280 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков........................................................................283 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков...............................................................................................289 11. Физиологические основы развития тренированности........................292 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности.................................................................................292 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое ...........................................................................294 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.....................297 11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения............................................................................... 300 12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешнейереды.......303 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность...............................................................................303 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления ................................................................305 12.3. Спортивная работоспособность при смене
поясно-климатическихусловий .........................................................309
12.4. Физиологические изменения в организме при плавании..........310
525
13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин..............313
13.1. Морфофункциональные особенности женского организма.......313
13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок............320
13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин .... 324
13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла.........................................................................327
14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...............329
14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора..................................................................................................330
14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека.....................................332
14.3. Учетфизиолого-генетическихособенностей человека
в спортивном отборе...........................................................................336
14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования...............................343
14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко
и быстро тренируемых спортсменов...................................................347
15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры......350
15.1. Рольфизическойкультурывусловияхсовременнойжизни .....350
15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека...............................................................................................353
15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека..............................355
15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры
и их влияние на функциональное состояние организма....................358
Часть III
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364
1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364
1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364
1.2. Сенситивные периоды..................................................................366
1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369
1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371
2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375
2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................375
2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382
2.3. Особенности крови, кровообращения идыхания........................383
2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................388
2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391
3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411
3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем ...................................................................411
3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
і 526
3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419
3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427
3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429
4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448
4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449
4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451