Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12. Обмен веществ и энергии................................................................... 140

12.1. Обмен белков.............................................................................. 140

12.2. Обмен углеводов......................................................................... 141

12.3. Обменлипидов........................................................................... 142

12.4. Обмен воды и минеральных солей.............................................143

12.5. Обмен энергии ........................................................................... 145

12.6. Регуляция обмена веществ и энергии........................................ 147

13. Выделение....................................:...................................................... 149

13.1. Общая характеристика выделительных процессов..................... 149

13.2. Почки и их функции.................................................................. 149

13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция................................ 151

13.4. Гомеостатическая функция почек...............................................153

13.5. Мочевыведение и мочеиспускание............................................. 154

13.6. Потоотделение............................................................................154

14. Тепловой обмен .................................................................................. 156

14.1. Температура тела человека и изотермия..................................... 156

14.2. Механизмы теплообразования....................................................157

14.3. Механизмы теплоотдачи.............................................................158

14.4. Регуляция теплообмена..............................................................159

15. Внутренняя секреция..........................................................................160

523

15.1. Общая характеристика эндокринной системы ........................... 160

15.2. Функции желез внутренней секреции........................................163

15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях ..........................................................................................173

Часть II

СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.....................................................................178

Раздел

ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.......................................................178

1. Спортивная физиология —учебная и научная дисциплина................179

1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи .......................179

1.2. Кафедра физиологии СПбГАФКим. П.Ф.Лесгафтаиеероль

в становлении и развитии спортивной физиологии ..........................181

1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии.....185

2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма..................................................................................................188

2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии..........189

2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам............................................................................................193


2.3. Срочная и долговременная адаптация кфизическим нагрузкам.....195

2.4. Функциональная система адаптации............................................ 198

2.5. Понятие о физиологических резервах организма,

их характеристика и классификация...................................................201

3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках.......203

3.1. Изменения функций различных органов и систем организма .... 203

3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности.....205

3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности .... 206

3.4. Прикладное значение функциональных изменений

для оценки работоспособности спортсменов......................................208

4. Физиологическая характеристика состояний организма

при спортивной деятельности..................................................................209

4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности................................209

4.2. Предстартовые состояния.............................................................213

4.3. Разминка и йрабатывание.............................................................215

4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...............217

4.5. Особые состояния организма при ациклических,

статических и упражнениях переменной мощности ..........................218

5. Физическая работоспособность спортсмена..........................................219

5.1. Понятие о физической работоспособности и методические • подходы к ее определению..................................................................220

5.2. Принципыи методы тестирования физической работоспособности..............................................................................221

5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте......................................................227

5.4. Резервы физической работоспособности......................................228

6. Физиологические основы утомления спортсменов..............................233

6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления ...........................................................................................233

6.2. Факторы утомления и состояние функций организма.................236

6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок..............................................................................................239

6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.........241

524

7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов........243

7.1. Общая характеристика процессов восстановления.......................244

7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов......246

7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов............................................................................................248



7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................................................................250

Раздел II

ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ....................................................253

8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений..............................................................................................253

8.1. Различные критерии классификации упражнений ......................253

8.2. Современная классификация физических упражнений...............254

8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз

и статических нагрузок.......................................................................256

8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических

и ациклических движений..................................................................259

8.5. Физиологическая характеристика нестандартныхдвижений.......263

9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...................................................................................266

9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы..........266

9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты.......270

9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости......................................................................................273

9.4. Понятие о ловкости игибкости; механизмы

и закономерности их развития............................................................278

10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков..............................................................................279

10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования........279

110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков......................-:........................................................................280 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков........................................................................283 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков...............................................................................................289 11. Физиологические основы развития тренированности........................292 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности.................................................................................292 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое ...........................................................................294 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.....................297 11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения............................................................................... 300 12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешнейереды.......303 12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность...............................................................................303 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления ................................................................305 12.3. Спортивная работоспособность при смене


поясно-климатическихусловий .........................................................309

12.4. Физиологические изменения в организме при плавании..........310

525

13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин..............313

13.1. Морфофункциональные особенности женского организма.......313

13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок............320

13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин .... 324

13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла.........................................................................327

14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...............329

14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора..................................................................................................330

14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека.....................................332

14.3. Учетфизиолого-генетическихособенностей человека

в спортивном отборе...........................................................................336

14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования...............................343

14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко

и быстро тренируемых спортсменов...................................................347

15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры......350

15.1. Рольфизическойкультурывусловияхсовременнойжизни .....350

15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека...............................................................................................353

15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека..............................355

15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры

и их влияние на функциональное состояние организма....................358


Часть III

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................364

1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...................................................................................364

1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364

1.2. Сенситивные периоды..................................................................366

1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.............................................................................................369

1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............................................................................371

2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375

2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятель­ности и сенсорных систем ...................................................................375

2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382

2.3. Особенности крови, кровообращения идыхания........................383

2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386

2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельнос­ти желез внутренней секреции ............................................................388

2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам....................391

3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.................411

3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятель­ности и сенсорных систем ...................................................................411

3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416

і 526

3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419

3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422

3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427

3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам.....................429

4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе .. 448

4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.............................................................449

4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................................................................................451