Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


517



Рис. 76. Изменение величин прироста результатов (в %) по отношению к каждому предыдущему году: А —у 16 легкоатлеток — призеров Олимпийских игр 1980 г. в беге на 400, 800 и 1500 м; Б —у 67 сильнейших

метателей мира

(по: Шапошникова В.И., 1984)

Обнаружено, что у многих спортсменов доминируют не­дельные и 2-х недель­ные биоритмы — по пока­зателям минутного объема ды­хания, частоты сердцебиения, PWC , температуре и массе тела, энергетическому обмену, что яв­ляется основой планирования микроциклов тренировочного процесса.

К околомесячным биоритмам (18-37 суток) можно отнести специфический биологический цикл женского организма — овариально-менструальный цикл — в среднем 28 дней, связанный с фазами лунно­го цикла, а также широко извест­ные «Флиссовские» биоритмы — физический, эмоциональный и ин­теллектуальный (рис. 75).

Физический ритм с периодом 23 дня связан с колебаниями работос­пособности, энергии организма; эмоциональный ритм (28 дней) — с изменениями настроения, реак­тивности организма; интеллекту­альный (33 дня) — с переменами умственной работоспособности,

сообразительности, памяти. Переходы от наивысших проявлений этих функций к наименьшим через нулевую линию являются самы­ми тяжелыми для организма. Это так называемые критичес­кие дни, когда проявляется нестабильность и возможны нару­шения соответствующих функций. В среднем, критические дни од­ного из указанных 3-х циклов происходят примерно 1 раз в 6 дней, совпадения критических дней 2-х циклов (двойные критические дни) — 6 раз в году, а тройные — 1 раз в году (это самый опасный день). Чем выше уровень тревожности у человека, тем ярче прояв­ляются околомесячные биоритмы. У спокойных, уверенных в себе людей амплитуда периодических колебаний функций выражена гораздо меньше.

На работоспособность человека большое влияние оказывают се­зонные, годичные биоритмы, особенно снижая его

518

возможности во время полярной ночи в Заполярье, при резких коле­баниях климата на Дальнем Востоке.

Большой статистический материал накоплен по изменению со­стояния здоровья и результативности спортивной деятельности на протяжении многолетних биоритмов (рис.76). При этом выявлены достоверные их половые различия. У высококвали-фицированных женщин-спортсменок основные достижения на чемпионатах мира и Олимпийских играх имеют колебания с перио­дом 2 года, а у мужчин-спортсменов — с периодом 3 года (Шапош­никова В. И., 1984).


Знание индивидуальных особенностей и половой дифферен­циации биоритмов необходимо педагогу и тренеру для рациональ­ного планирования процесса спортивной тренировки и составле­ния длительных прогнозов в спорте. Их учет в тренировочном процессе не только позволит наиболее эффективно адаптировать спортсмена к нагрузке и получить высокие результаты, но и со­хранить при этом здоровье и долголетие спортсмена.

519

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном Учебнике в краткой форме изложены особенности функционирования организма человека в обычных условиях, при спортивной деятельности и в процессе индивидуального разви­тия. Знакомство с функциями различных органов и систем в на­званных условиях позволяет сформулировать несколько общих положений, касающихся интегративной деятельности организма человека в целом.

С позиций системного подхода, одно из них состоит в том, что в основе жизнедеятельности организма как единого целого лежит со­вокупная работа функциональных систем в их взаимодействии, что оп -ределяет сложные процессы адаптации к внешней и внутренней сре­де организма. Возникнув на основе условно-рефлекторной теории И. П. Павлова, представления о функциональных системах явились ее дальнейшим творческим развитием. Вместе с тем, в процессе соб­ственного развития сама теория функциональных систем вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоя­тельный принцип организации физиологических функций.

Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение раз­личных полезных для организма результатов. Такое представление о характере функционирования организма имеет исключительное значение для понимания и решения прикладных проблем спортив­ной и возрастной физиологии.

Следующее положение касается поддержания постоянства внутренней среды организма. Для сохранения гомеостаза и осуществ­ления регуляции основных жизненных функций в процессе эволю­ции сформировались две основные системы — нервная и эндокрин­ная, работающие во взаимодействии между собой при осуществле­нии любой деятельности человека.

Реализация индивидуального поведенческого приспособле­ния человека к изменяющимся условиям среды осуществляется прежде всего благодаря высшей нервной (психической) деятельности, представляющей собой интегративную работу коры головного моз­га. При введении этого понятия И. П. Павлов определил его отличия от низшей нервной деятельности. Последняя объединяет



520

совокупность безусловных рефлексов и некоторых гормональных влияний, обеспечивающих координированную работу организма, направлен­ную прежде всего на поддержание постоянства его внутренней сре­ды. При этом сохранение гомеостаза в существенной мере зависит от регулирующего влияния ЦНС на физиологическую активность эн­докринных желез, осуществляемого через гипотшіамус.

В сохранении постоянства внутренней среды огромное значе­ние имеет способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ. Эта защита осуществляется посредством иммунных и фаго­цитарных реакций, эффективность которых определяется, прежде всего, функциональным состоянием системы крови.

И, наконец, изучение функций организма постулирует поло­жение о том, что человек обладает огромн ыми резервными возможно­стями, которые реализуются при адаптации к экстремальным факторам среды. Исследователям еще многое не известно об интимных физио­логических процессах, происходящих в организме в таких условиях. И хотя современной классической физиологии исполнилось почти 400 лет, она и сейчас продолжает интенсивно развиваться. Можно полагать, что успехи физиологической науки на основе использова­ния современных технологий раскроют некоторые механизмы адап -тации и резервы человеческого организма в экстремальных условиях среды, прежде всего при чрезмерных физических и психических на­грузках.

Прикладное использование данных любой науки оправдано лишь в том случае, когда их достоверность утверждается в повторных исследованиях, когда выявлены стоящие за ними закономерности, когда создана соответствующая теория. Поэтому в Учебнике мы пы­тались изложить только общепринятые, устоявшиеся, теоретически обоснованные и подтвержденные практикой сведения по физиоло­гии человека в различных условиях его деятельности. Важно также подчеркнуть, что ряд представленных нами материалов по дисцип­лине ранее в учебной литературе не рассматривался.

Все изложенное выше указывает на необходимость регуляр­ной коррекции и переиздания учебников и учебных пособий по раз­личным разделам физиологии человека.

521


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................3


Часть I

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...................................................................................7

1. Введение. История физиологии................................................................7

1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение

для физической культуры и спорта.........................................................7

1.2. Методы физиологических исследований .........................................8

1.3. Краткая история физиологии...........................................................9

2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия.................10

2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей.....11

2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций.................................12

2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы..............13

2.4. Гомеостаз........................................................................................14

2.5. Возникновение возбуждения и его проведение.............................15

3. Нервная система......................................................................................18

3.1. Основные функции ЦНС...............................................................18

3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов..........................19

3.3. Особенности деятельности нервных центров.................................22

3.4. Координация деятельности ЦНС...................................................26

3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга......................................................................................................30

3.6. Вегетативная нервная система........................................................35

3.7. Лимбическая система......................................................................38

3.8. Функции коры больших полушарий .............................................39

4. Высшая нервная деятельность................................................................44

4. [.Условия образования и разновидности условных рефлексов.........44

4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов..............47

4.3. Динамический стереотип................................................................48

4.4.Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система .. 48

5. Нервно-мышечный аппарат....................................................................50

5.1. Функциональная организация скелетных мышц...........................50

5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна......52

5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма.........54

5.4. Морфофункциональныеосновы мышечной силы.........................57

5.5. Режимы работы мышцы..................................................................60

5.6. Энергетика мышечного сокращения..............................................62


6. Произвольные движения........................................................................64

6.1. Основные принципы организации движений...............................64

6.2. Рольразличных отделов ЦНС в регуляции позно-тонических реакций .................................................................................................67

6.3. Роль различных отделов ЦНСврегуляциидвижений..................70

6.4. Нисходящие моторные системы....................................................73

522

7. Сенсорные системы.................................................................................75

7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем..............75

7.2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов.................76

7.3. Свойства рецепторов......................................................................77

7.4. Кодирование информации.............................................................79

7.5. Зрительная сенсорная система........................................................80

7.6. Слуховая сенсорная система...........................................................85

7.7. Вестибулярная сенсорная система..................................................87

7.8. Двигательная сенсорная система....................................................90

7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса

и обоняния............................................................................................93

7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации..........................................................................................95

8. Кровь.......................................................................................................99

8.1. Состав, объем и функции крови..................................................100

8.2. Форменные элементы крови ........................................................101

8.3. Физико-химические свойства плазмы крови............................... 105

8.4. Свертывание и переливание крови .............................................. 107

8.5. Регуляция системы крови............................................................. 110

9. Кровообращение................................................................................... 111

9.1. Сердце и его физиологические свойства...................................... 111

9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)............................... 116

9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы..................................... 120

10. Дыхание...............................................................................................123

10.1. Внешнее дыхание .......................................................................124

10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью................................ 126

10.3. Регуляция дыхания....................................................\................129

11. Пищеварение ...................................................................................... 131

11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов................. 131

11.2. Пищеварение в различных отделахжслудочно-кишечного тракта................................................................................................... 133

11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи............................. 139