Файл: Слайд миниатюра и витраж что между ними может быть общего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛАЙД 1. МИНИАТЮРА И ВИТРАЖ: ЧТО МЕЖДУ НИМИ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО?

Важно отметить, что книжные миниатюры и витражи полностью отвечали потребностям времени, ориентированного на религиозность и подчинение церкви. Отсюда и две главные их функции – нравоучительность и декоративность. Рассматривая сияющие витражи и изысканные книжные миниатюры, средневековый зритель был охвачен благоговейным трепетом. Для этого как нельзя лучше подходил родившийся в конце XII века готический стиль, поэтому мы видим в витражах французских соборов, иллюстрациях манускриптов характерную условность и плоскостность, строгость резких линий, но в то же время наблюдаем торжественность, изящество, выразительность.

Кроме того, и книжная миниатюра, и витраж входят в синтез искусств, то есть объединение различных искусств в одно завершенное целое: миниатюра вписывается в книжный микроансамбль, витраж – в архитектурно-художественный синтез. Это позволяет им не только в полной мере отражать тенденции стиля, но и полностью раскрыть свои возможности, создав в процессе синтеза нечто совершенно новое.

СЛАЙД 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТРАЖА

Витраж - изображение, в готовом виде помещающееся в оконный проем, состоящее из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками.

Витраж как вид монументального искусства сформировался приблизительно в VI – VII веках. Но попытки создать нечто похожее предпринимались и ранее. Витраж достиг наибольшего расцвета именно в эпоху готики. Для этого существовал ряд технологических и мировоззренческих предпосылок, о которых я расскажу позже.

СЛАЙД 3. ВИДЫ ВИТРАЖА

1. Классический (наборный или мозаичный) — по шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов. Каждая деталь обрамляется полоской цветного металла и припаивается к соседней.

2. Расписной — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.

3. Пескоструйныйлист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.

4. Спечной (фьюзинг)
из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет и обжигают в печи. Тогда соседние элементы спекаются между собой. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

5. Травленый в этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.

6. Литойкаждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем собирают витраж, соединяя стеклянные части арматурой или строительным цементом.

7. Фацетныйпо своей сути очень похож на классический. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.

8.Комбинированный — представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник

СЛАЙД 4. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА

Из всех видов живописи работа художников витражистов, пожалуй, самая сложная и трудоёмкая. Художник должен учитывать массу факторов: интенсивность внутреннего и внешнего освещения, способность материала пропускать свет, насыщенность красок, так как в разное время суток восприятие изображения может меняться, но в любое время суток цветовая гармония должна сохраняться. Витраж - искусство рисования светом. Какие бы методы или материалы не использовались, собственные уникальные эффекты витража всегда являются результатом окрашивания, преломления, затемнения и фрагментации света.

СЛАЙД 5. ТЕХНИКА

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.

  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.

  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.

  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.

  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.

  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.


Со временем технологии совершенствовались, что влияло на внешний вид витражей. Если в XIII веке мастера работали только с тремя цветами и небольшим количеством их оттенков (красный, синий и жёлтый), то к XIV веку палитра сильно расширилась. Хотя весь цветовой спектр с оттенками удалось полностью освоить только в XX веке. Ещё одним важным достижением была техника шлифовки и покрытия стекла серебряной эмалью. Благодаря этим новшествам мастера научились добавлять в витраж фоновый белый цвет. В результате к середине XIV века в моду вошло размещать один сюжет на стекле на фоне белого. К XV веку витражи перестали быть мозаикой разных цветов и стали намного ближе к станковой живописи.

СЛАЙД 6. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОТИЧЕСКИХ ВИТРАЖЕЙ

  • Окна большого размера.

  • Стёкла соединены H-образным профилем

  • Детали изображения (лица, складки одежды) прорисованы вручную. Активно применяется роспись по стеклу для детализации и прорисовки изображения.

  • Сюжетные витражи: множество миниатюр, объединённых одной темой – характерно для ранней и зрелой готики.

СЛАЙД 7. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ВИТРАЖА В ГОТИЧЕСКОМ ХРАМЕ

В первую очередь это возникновение каркасной основы храмов. Готика в архитектуре началась с того, что был придуман способ возводить здания на каркасной основе, не используя стены в качестве единственной опоры. Благодаря этому изобретению стало возможным уменьшить площадь стен и увеличить площадь окон.

Также одной из причин развития техники витража в готике являлись выразительные свойства цветного стекла. Витражные окна преломляли свет таким образом, что в храме создавалась специфическая атмосфера, благоприятствовавшая возвышенному состоянию духа.

СЛАЙД 8. РОЛЬ В ОБЩЕМ ЗАМЫСЛЕ ГОТИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ

Сущность готики - в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идея и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Но готика - искусство сосуществующих противоположностей. Бесплотному витражу противостояла монументальная круглая пластика. Готическое здание не покоится, как романское, оно развивается и становится на глазах у зрителя. У него появилась ещё одна грань измерения - время. Это нашло отражение и в витражах, поскольку солнечный свет в зависимости от времени суток в определенный сезон имел разную концентрацию, поэтому внешний вид немного менялся в зависимости от времени.


СЛАЙД 9. ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ГОТИЧЕСКОГО ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА

Ранняя готика: кон. XII В. – нач. XIII века. Технологии были в значительной степени заимствованы в предыдущей романской традиции. Новшеством стали витражи с глубокой детализацией и сложным сюжетом. Красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XII века.

Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие формы тела сочетаются с довольно крупными головами. Композиция составлялась из цветных стекол, а детали лиц и складки на одежде прорисовывались отдельно чёрным или тёмно-серым цветами.

Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.

Ещё одно заимствование из романской архитектуры – это круглые окна розы. Розетки символизировали вселенную и изменчивость нашего мира.

Зрелая готика или лучистый стиль: XIII век. В изображениях использовались более простые геометрические узоры, но, в то же время, более выразительные лица фигур, которые можно было увидеть издалека. Пространство вокруг фигур часто украшали растительным или цветочным орнаментом. На смену простому геометрическому делению полотна на сюжеты пришли более сложные композиции с использованием орнаментов.

Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль). Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.

К XIV веку произошёл существенный прогресс в технологии изготовления стекла. Во-первых, сильно расширилась палитра цветов, во-вторых, была решена проблема с белым цветом благодаря новой технике травления стекла с использованием серебра.

В новых витражах внимание сосредотачивалось на одном изображении, которое окружалось белым или серым стеклом с орнаментами. Новый стиль был вызван желанием сделать внутренние помещения более освещенными, а изменившаяся техника изготовления стекла как раз позволяла это сделать.

Именно в XV веке витражи начинают использовать в жилых помещениях.

СЛАЙД 10. ШАРТРСКИЙ СОБОР

Нотр-Дам-де-Шатр… Практически все витражи средневековых европейских храмов являются подражаниями знаменитым его витражам. Именно в городе Шартр к XIV веку складывается своя витражная школа, здесь располагались крупнейшие в Европе мастерские. Шартр, содержит более 2500 квадратных метров витражей в 176 окнах.


Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

СЛАЙД 11. РОЗА ФРАНЦИИ

В Соборе имеется несколько витражных розеток, мы рассмотрим северную – самую уникальную и часто упоминаемую, изготовленную по личному распоряжению короля Людовика IX и его супруги. Окно вошло в историю искусства под названием "Роза Франции", диаметром 10,5 м.

Центральный окулус изображает Деву с младенцем и окружен двенадцатью маленькими окнами в форме лепестков, в четырех из которых изображены голуби («Четыре дара Духа»), а в остальных - обожающие ангелы с подсвечниками. (щёлк) За ним находится кольцо из двенадцати ромбовидных отверстий с изображением ветхозаветных царей Иудеи. (щёлк)

Присутствие герба французского короля (желтые лилии на синем фоне) и его матери Бланш Кастильской (желтые замки на красном фоне) воспринимаются как знак королевского покровительства этому окну.

Под самой розой находятся пять высоких стрельчатых окон (высотой 7,5 м), в центре которых изображена Дева в младенчестве на руках ее матери. По бокам находятся еще четыре с фигурками из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.

СЛАЙД 12. ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН

Витраж состоит из 24 панелей, которые следует читать снизу-вверх, слева-направо. В окне присутствует три больших медальона в виде четырёхлистника (традиционный готический орнамент), которые объединяют в себе по пять сюжетов. Композиция состоит из четырёх смысловых групп.

  • 1-3 панели жертвователей

  • 4–12 основная часть с сюжетом притчи о добром самаритянине

  • 13–23 изгнание Адама и Евы из рая.

  • 24 представляет величие Христа.

Главный смысл истории о самаритянине и других миниатюр витража - показать грехопадение человека и его спасение. Также в изображениях проводится прямая параллель между притчей и сюжетами Ветхого завета об изгнании из рая и убийстве Каином Авеля.

Человек, покидающий Иерусалим, - это Адам, и он символизирует падшее человечество, покидающее Рай (на панелях 5 и 20). Самаритянин - это Иисус, который спасает падшее человечество от их греха, приводит их в «гостиницу» Церкви и обещает вернуться снова».