Файл: Методичка 3 - Культура как объект исследования в культурологии.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1207
Скачиваний: 2
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра ______гуманитарных дисциплин______________
-
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________20__г
Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент
_ Елена Николаевна Гринько___
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль _____ Культура как объект исследования в культурологии.______
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)_______ Культурология ______________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности 060201 Стоматология__________________
(шифр-наименование специальности)
курс ___I_______ семестр ______I, II____
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток – 2013 г.
Структура рекомендаций
-
Тема занятия «Основные понятия культурологии».
-
Мотивация изучения темы: рассмотреть строение культуры, ее основные подразделения, уровни и их взаимосвязь и методы познания, проанализировать процесс изменчивости культуры и ее адаптационные процессы к новым условиям, которые могут привести не только к обогащению культуры, но и к культурному застою, рассмотреть стандарты культурной деятельности, регулирующие поведение, взаимодействие, образ жизни людей и их принадлежность к конкретным социальным и культурным нормам.
-
Цели занятия: показать, что культура также как и любой организм имеет свою структуру и свою функциональную принадлежность. Сравнить уровневый состав и дать анализ всех составляющих. Показать, что для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стабильность, направленность, ознакомиться с процессами динамики культуры, а также микромасштабными и крупномасштабными изменениями культуры. Осмыслить, что культурные ценности есть смысложизненная ориентация людей, нормы культуры служат стандартом достижения ценностей конкретной культуры, а традиции служат родовой памятью человечества, и обеспечивают процесс идентификации любому человеку.
-
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «Стоматология» (ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5).
-
Конкретные цели и задачи.
-
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов, структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе; структуру современного культурологического знания; содержание представлений глобализации в мировом культурном пространстве; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» - проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; корректно вести диалог на социально значимые, актуальные темы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных социокультурных проблем; применять понятие «культурно-семиотический код» в анализе социокультурных проблем; формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общественной культуры своей деятельности гражданина своей страны; опытом культурной рефлексии социальной динамики; опытом решения и прогнозирования социальных проблем с применением категориального аппарата культурологии; опытом творческой деятельности в социальном проектировании.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Социальная культура. Традиции, нормы и ценности современного общества. (предмет «обществознание» среднего (полного) общего образования).
2. Духовная жизнь общества (предмет «обществознание» среднего (полного) общего образования).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
-
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
-
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
-
Чем отличается морфологическая структура Орловой от морфологической структуры А.Я. Флиера?
-
Линеарная модель динамики культуры Л. Моргана.
-
Циклическая модель динамики культуры Дж. Вико.
-
Трудовая теория культурогенеза Ф. Энгельса.
-
Магическая теория культурогенеза Т. Роззака.
-
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Составить презентацию по теме позиция отождествления понятий «культура» и «цивилизация» З. Фрейдом.
2. Составить презентацию по теме позиция противостояния понятий «культура» и «цивилизация» Н. Бердяева.
3. Изобразить собственную схему морфологии культуры.
4. На примере русских народных сказок выписать образы «культуры» и «цивилизации» через главных героев.
5. Изобразить схематически девиантную модель динамики культуры.
6. Изобразить схему инверсионной модели динамики культуры.
-
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
То вопросу «Динамика культуры».
1. Какой ученый проанализировал экономическое развитие, сформулировал в 20-х гг. ХХ века теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?
а) А. Тойнби;
б) О. Шпенглер;
в) Н.Д. Кондратьев.
2. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению Й. Шумпетера?
а) ценности;
б) мироощущение;
в) инновации.
3. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?
а) зарождение, развитие, рост, процветание;
б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период;
в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.
4. Кто считается основателем синергетики?
а) И.Р. Пригожин, и Г. Хакен;
б) М. Харрис и Дж. Стюарт;
в) все перечисленные.
5. Синергетическая парадигма рассматривается как:
а) знаково-символическая модель культуры;
б) вариант циклической модели культуры;
в) комплексное научное направление, включающее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.
6. Кто из ученых разработал концепцию социальной динамики, в основе которой лежат экономические факторы?
а) А. Тойнби;
б) Н.Я. Данилевский;
в) К. Маркс.
7. Отметьте имя ученого, не придерживавшегося эволюционных взглядов на социокультурную динамику:
а) Н.Д. Кондратьев;
б) Ч. Спенсер;
в) Э. Тайлор;
г) Ч. Дарвин;
д) К. Маркс.
8. Кто из перечисленных ниже мыслителей не придерживался идеи универсальности и единства в развитии культуры? (несколько верных ответов)
а) О. Шпенглер; в) А. Тойнби
б) К. Ясперс; г) П. Сорокин.
9. Какую идею разработал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?
а) полицикличность исторического процесса;
б) эволюционности истории;
в) прогресс в истории развития.
10. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?
а) статические и динамические;
б) циклические, эволюционные, социально-синергитические;
в) позитивные и негативные.
5.4. Темы рефератов:
1. Особенности понятий и категорий культурологии.
2. Морфология культуры или классификация культуры: общее и различие.
3. Специализированный и обыденный уровень культуры.
4. Мифологическая концепция культурогенеза.
5. Синергетическая модель развития культуры.
6. «Дикость, варварство, цивилизация» - Л. Моргана.
-
Этапы проведения практического занятия.
Контроль исходных знаний: культура, цивилизация, морфология культуры, материальна культура, духовна культура, динамика культуры, инверсия, реверсная модель, синергетическая модель.
-
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время .
Реализация планируемой формы занятия:
-
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Основные понятия и категории культурологии («культура» и «цивилизация»).
2.Морфология культуры: определение, основные направления, методы познания;
3. Морфологические направления исследования культуры.
а) традиционная концепция о морфологии культуры;
б) морфологическая концепция культуры Э.А. Орловой;
в) морфологическая концепция культуры А.Я. Флиера;
г) морфологическая концепция культуры Л.Д. Столяренко
4.Определение динамики культуры. История становления вопроса динамики культуры.
5. Модели динамики культуры (циклическая, линеарная, волновая, синергетическая).
6. Типы динамики культуры.
7. Источники (механизмы) культурной динамики.
8. Факторы культурной динамики.
9. Культурогенез как форма социальной динамики.
Категории культурологии – фундаментальные понятия о закономерностях развития культуры, культурных процессах и связях, выделяемые культурологами в целях разработки методологии культурологии и методов познания изучаемых культурных явлений.
Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
Важнейшее место в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.
Оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п.Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия.
Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.
Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени. «Цивилизация» обычно относится к явлениям т. н. «материальной культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни. Когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. На данном этапе это США, западноевропейские государства, Япония. Однако «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития.
Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» и об «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре». Некоторые культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах – мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.
Вопрос
соотношения культуры и цивилизации
многогранен. Сложность анализа этой
проблемы состоит в том, что оба эти
понятия имеют множество значений.
В научной литературе существует
три позиции по вопросу соотношения
понятий «культура» и «цивилизация»:
1.
Отождествление.
Первоначально эти понятия использовались
как синонимы, никакого противопоставления
не предполагалось. Еще философы эпохи
Просвещения настаивали на том, что
только высокая культура рождает
цивилизацию, а цивилизация, соответственно,
является показателем культурной
развитости и состоятельности. Тот же
подход прослеживается в работах А.
Гумбольдта и Э. Тайлора, которые
пользовались словом «культура» наряду
со словом «цивилизация», часто заменяя
одно слово другим. По мнению 3. Фрейда,
именно культура и цивилизация отличают
человека от животных.
Такая позиция
вполне закономерна, так как культура и
цивилизация схожи между собой по
множеству параметров. Культура, как и
цивилизация, имеет социальную природу,
существует только в результате
человеческой деятельности, образует
«вторую природу», искусственную среду
обитания человека, противостоящую
природному миру.
2. Противопоставление.
Данная
традиция возникает в Германии в конце
ХVIII в. Немецкие философы и просветители,
среди которых особое место занимает И.
Кант, понимали культуру как совокупность
духовных ценностей. Цивилизация же
становилась синонимом материальной
культуры, достаточно высокой ступенью
овладения силами природы.Тем не менее,
между понятиями «культура» и «цивилизация»
имеются существенные различия и по
смыслу, и по употреблению, которые во
многом связаны с их происхождением. В
духе противопоставления построены
знаменитые культурологические теории
О. Шпенглера, Н. Бердяева, Г. Маркузе и
др. Так, у Шпенглера культуры сравниваются
с живыми организмами. В силу этого они
проходят ряд стадий в своем развитии –
рождение, расцвет и смерть. Последнюю,
заключительную фазу развития культуры
– ее упадок и гибель – Шпенглер
называет цивилизацией. Поэтому
характерными чертами цивилизации для
него являются: падение религиозной
веры, вырождение искусства, распространение
сухого рационализма и материализма.
Бердяев
в своих работах также подчеркивает
особенные черты в культуре и в цивилизации,
хотя он считает, что они развиваются
синхронно. По его мнению, в культуре
развиваются начала духовности,
индивидуальности, аристократизма. Для
культуры характерны качественность,
выразительность, эстетичность, стремление
к стабильности и консерватизму.
Цивилизация же связана с развитием
материального, социально-коллективного,
демократического начала. По мнению
Маркузе,
цивилизация – это жестокая, холодная,
повседневная реальность, а культура –
вечный праздник. Он противопоставлял
духовный труд культуры материальному
труду цивилизации, как будний день
противостоит празднику, царство
необходимости – царству свободы, природа
–духу.
3. Взаимообусловленность.
Это наиболее взвешенный взгляд на данную
проблему, сторонники которого не
закрывают глаза на разницу культуры и
цивилизации, но изучают их как
взаимодействующие и взаимопроникающие
явления. Такое понимание проблемы можно
увидеть у Л.
Моргана,
который выделил в человеческой истории
три стадии – дикость, варварство и
цивилизация. Эту точку зрения разделяли
и основоположники марксизма. При таком
подходе понятие «культуры» шире понятия
«цивилизации», так как культура существует
столько же, сколько и само человечество,
а цивилизация появляется лишь на
определенном этапе развития культуры
– вместе с появлением первых
городов-государств около 6 тыс. лет
назад.В настоящее время цивилизация
чаще всего рассматривается как состояние
культуры, возникающее на определенном
историческом этапе развития (атрибуты
цивилизации — государство, право,
города, деньги, письменность). При этом,
если культура акцентирует меру развития
человека, его внутреннего мира, духовных
сил, то цивилизация прежде всего
воплощается в организации общественной
жизни, в формах присвоения культурных
ценностей, характеризует «внешнее»,
социальное бытие культуры, создает те
или иные условия для ее развития (в русле
этого подхода выделяют аграрную,
индустриальную и пост индустриальную
цивилизации).Итак, между цивилизацией
и культурой нет ни абсолютной гармонии,
ни полной несовместимости.