Файл: Методичка 3 - Культура как объект исследования в культурологии.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1212
Скачиваний: 2
2. Морфология культуры
Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы. Материальная культура – культура быта и труда – связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества. Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества. Нередко материальная и духовная культуры выступают во взаимосвязи.
Структура культуры рассматривается по-разному.
Традиционная концепция.
Выделяет 2 уровня культуры соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Древние греки культуру подразделили на материальную и духовную.
Материальная культура - охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает:1) культуру труда и материального производства(орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства(жилища, дома, деревни, города);4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов»(творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности– духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию)и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.
Если взять за основу человека как субъекта и объекта культуры, то структурировать культуру можно будет по разным основаниям и признакам: профессиональным, национальным, демографическим, географическим, классовым, возрастным и т.д. Очень важно для изучения культуры разделение ее на мировую и национальную (с последующим делением), светскую и религиозную.
В современных условиях очень важное деление культуры на элитарную и массовую. Если следовать за философами-эволюционистами прошлого века, то тогда целесообразно дифференцировать культуру на творческую и специализированную в соответствии с основными функциями человеческой жизнедеятельности.
Имеет
смысл выделить основные блоки человеческой
жизнедеятельности, представленные
следующими областями социальной
практики:
1. Культура социальной
организации и регуляции:
а) хозяйственная
(на специализированном уровне - экономика,
торговля, финансы и т.д., на обыденном
уровне - домашнее и приусадебное
хозяйство);
б)правовая;
в)моральная;
г)политическая.
2.
Культура познания и рефлексии мира и
человека (религиозная, художественная,
научная, философская).
-
Культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации (культура межличностных информационных контактов, культура массовой информации, информационно-кумулятивная культура: музеи, библиотеки и т.д., культура трансляции социального опыта и знаний).
-
Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура восстановления энергобаланса человека, культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека и т.д.).
Рассматривая
структуру культуры, необходимо хорошо
уяснить, что культура представляет
целостный организм, что любая структуризация
ее условна, необходима для лучшего
понимания содержания культуры, ее
функций. Рассказ о конкретных видах
культуры необходимо начинать с
рассмотрения духовной и материальной
культуры. Охарактеризуйте их взаимодействие,
покажите необходимость приоритета
духовного над материальным в жизни как
отдельно взятого человека, так и всего
человечества. Обратите внимание, что
материальную деятельность осуществляет
вся живая природа, но лишь человек
наделен способностью к духовному труду.
Через духовную сферу культуры
реализуется главная её функция -
воспитательная. Еще древние римляне
понимали культуру как возделывание
человека.
Культура народа, эпохи,
человечества обретена на гибель, если
она не справляется с главным своим делом
- возделыванием человека, если идет
деградация нравов, если низменные
чувства и мотивы становятся нормой,
определяющей отношение людей к другим
людям и природе. Проанализируйте, почему
воспитательная функция культуры является
ее главнейшей функцией? Покажите на
примере самого Рима недопустимость
ослабления воспитательного воздействия
культуры. Найдите подобные примеры и в
современной жизни. Раскройте смысл и
назначение познавательной, коммуникативной,
аксиологической и других функций
культуры, их связь с воспитательной
функцией.
Обратите внимание на
следующие понятия и термины: «структура
культуры», «функции культуры», «духовная
культура». «материальная культура»,
«художественная культура», «мировая
культура», «национальная культура»,
«светская культура», «элитарная
культура», «массовая культура»,
«субкультура», «этноцентризм», «культурный
универсализм».
Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские культурологи (Багдасарьян, Флиер, Орлова) выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.
Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная.
К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.
3. Динамика культуры
Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Первые признаки культуры появились в первобытном обществе. Двигателями культурной динамики стали изобретения и открытия. Открытие снабдило людей новыми знаниями, которые затем, соединяясь с результатами изобретения, порождают новые элементы. Истоки культуры восходят к тому моменту, когда неандертальцы 80-100 млн лет назад начали хоронить своих предков. Это стало первым, что отличало человека от животного.
Основные формы распространения культуры:
1) культурные заимствования;
2) культурная диффузия;
3) независимые открытия.
Культура
подвижна и изменчива, но вместе с тем
изменения в культурах разных народов
происходят с различной интенсивностью.
Поэтому во многих культурологических
теориях были предприняты попытки
объяснения процессов культурной
динамики.Первые научные представления
о культурной динамике появились в XIX в.
в рамках эволюционизма, хотя сам термин
«динамика» еще не употреблялся. Но
исследователи того времени абсолютизировали
процессы развития и считали, что все
культурные процессы представляют собой
движение от простого к сложному.
В XX в. расширяются представления
о характере изменений в культуре. Под
изменениями стали понимать не только
развитие, но и любые трансформации
внутри культуры. Постепенно в ходе
исследований были выяснены источники
и причины культурных изменений, а также
предложены модели динамики культуры.
Большое место в анализе вопроса
культурных изменений занимает работа
П. Сорокина «Социальная и культурная
динамика» (1937 – 1941), где был впервые
введен в научный оборот термин «динамика
культуры».
Динамика
культуры
– это совокупность изменений, происходящих
в культуре в пространстве и времени.
Постепенно в ходе длительных исследований
определился круг вопросов, которые
рассматривались в связи с динамикой
культуры – типы и формы (модели) культурных
изменений, детерминанты и механизмы
культурной динамики.
Все изменения
в истории и культуре имеют определенную
последовательность стадий и могут
проявляться в двух основных формах:
•
эволюционный процесс – это последовательное
необратимое повышение уровня сложности
культурных систем;
• временной круг
(цикл) – это повторяющаяся последовательность
определенных состояний.
Культурные заимствования относятся к добровольному подражанию одной культуры ценностям другой. Народ и культура заимствуют то, что является близким и понятным; то, что принесет какую-либо выгоду; то, что отвечает внутренним потребностям данного этноса, которые не могут удовлетворить собственные культурные артефакты и комплексы. Страна или народ, заимствующий другое, – культура-реципиент; страна или народ, отдающий свое, – культура-донор.
Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их распространении (культурном контакте). Каналы диффузии: миграции, войны, торговля, туризм, научные конференции, миссионерская деятельность, выставки и гастроли и т. д.
Культурная межгрупповая диффузия – это горизонтальное распространение культурных инноваций между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами.
Стратификационная культурная диффузия – вертикальное распространение элементов культуры между субъектами с неравным статусом.
Культурную динамику также описывает ряд следующих понятий:
1) «культурный лаг» – ситуация, при которой одни части культуры изменяются быстрее, а другие – медленнее;
2) культурная трансмиссия – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры;
3) культурная аккумуляция – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов;
4) культурное истощение – процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется;
5) интеграция культуры – объединение культурных различных элементов в некую целостность;
6) диверсификация культуры – разделение доминирующей культуры на множество субкультур;
7) культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.
Модели динамики:
-
Циклическая (инверсия). Возникла в Древнем мире в рамках Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии. Античный мыслитель Гесиод выделял 4 эпохи: ( золотую; серебряную; медную; железную)
-
Линеарная или эволюционная (реверсная, прогрессивна и девиантная). Возникла в эпоху христианства. Основана на парадигме христианства – стреле времени, размыкающую вечность, разрывающую круг вечного возвращения к исходному началу вводящей понятия начала и конца света.
Модель активно развивалась в рамках:
Французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер);
Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гердер);
Марксизм (К. Маркс, Ф.Энгельс)
Эволюционизм в социальной и культурной антропологии (Л. Уайт, К. Клакхом).
-
Волновая;
-
Синергетическая: (Авторы: немецкий радиофиз - Г. Хакен бельгийский хими И. Пригожин).
1 этап - плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемым результатом. Возможно вернуться в прежнее состояние
2 этап – скачок, моментально переводит систему в качественно новое состояние. Система находится в точке бифуркации (ветвления), и у нее возникает несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции. Выбор происходит – случайно.
4. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.
В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры: существует орудийно-трудовая концепция (культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления), эволюционная (культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи), психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т. д.. Орудийно-трудовая концепция (Ф. Энгельс)
Человека отличает от животных способность трудиться. Все социальное и культурное развитие непосредственным образом связано со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную и культурную. Трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. С. Чернышев, истолковывая трудовую теорию, писал о том, что человек выступает как «общественное животное, т. е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся».Трудовая концепция генезиса культуры и антропогенеза утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и наконец культуры.
Символическая гипотеза Кассирера
Человек биологически более слабый чем животное, и он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Именно в этом заключается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.
Игровая теория Гадамера, Финка, Хейзинга
Источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра гораздо «старше» культуры. Хотя она присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Движущиеся силы культурной жизни рождаются в мифе и культе. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер.Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.