Файл: Исследование создания шумовой полосы термомеханическим методом под определением шумовые полосы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследуемые факторы рассчитывались по следующим формулам:
, (1)
где T – температура нагрева асфальта, °C.
, (2)
где – время приложения силы, с.
, (3)
где F – сила, приложенная к асфальту, кН.
На рис. 8 и 9 представлены трехмерные графики поверхностей для h – величины углубления. Графики составлены с помощью программы Statsoft Statistica. Эта программа помимо графика выдает уравнение регрессии [9, 10].
h, мм
Рис. 8 – График поверхностей h в зависимости от T и tF
Уравнение регрессии по этому графику выглядит следующим образом:
h = 345,8712-7,8002·x-3,9844·y+0,0254·x·x+0,0466·x·y+0,0123·y·y, мм (4)
На графике (рис. 8) показаны оптимальные зоны для параметров зависимости от T и tF. Наиболее оптимальная зона находится в светло-зелёной зоне. По графикам оптимальные значения глубины углубления h находятся в пределах от 12 до 22 мм. Но нам нужна лишь часть зоны от 14 до 20 мм, чтобы уложиться в рекомендации ГОСТ 33025-2014. С четвертой по седьмую точку экспериментальные значения по всем параметрам попадают под требования ГОСТа.
h, мм
Рис. 9. График поверхностей h в зависимости от F и tF
Уравнение регрессии по этому графику выглядит следующим образом:
h = 139,0509-4,183·x-4,2697·y+0,0395·x·x+0,068·x·y+0,0285·y·y, мм (5)
На графике (рис. 9) показаны оптимальные зоны для параметров зависимости от F и tF. Наиболее оптимальная зона находится в светло-зелёной зоне. Значения h оптимальные значения находятся в пределах от 14 до 24 мм. Но нам нужна лишь часть зоны от 14 до 20 мм, чтобы уложиться в рекомендации ГОСТ 33025-2014.
Рис.10. График поверхностей для F в зависимости от T и tF
Уравнение регрессии по этому графику выглядит следующим образом:
F = 26,41576-3,0258·x-5,4486·y+0,0105·x·x+0,0344·x·y+0,0138·y·y, (6)
На графике (рис. 10) показаны оптимальные зоны для параметров зависимости от T и tF. Наиболее оптимальная зона находится в светло-зелёной зоне. Значит для значения F оптимальные значения находятся в пределах от 38 до 48 кН. Четвертому опыту, которому соответствует искомый результат соответствует F =40 кH входит в зону оптимальных значений.
h, мм
Рис. 11. График поверхностей для температуры T в зависимости от h и tF
Уравнение регрессии по этому графику выглядит следующим образом:
T, 0С = 28,99795-11,1207·x-5,6025·y+0,2444·x·x+0,2004·x·y+0,0462·y·y (7)
На графике (рис. 11) показаны оптимальные зоны для параметров зависимости от глубины углубления h и температуры tF. Наиболее оптимальная зона находится в светло-зелёной зоне. Для расчетных значений T оптимальные параметры находятся в пределах от 148 до 168 °C. Четвертому опыту, которому соответствует искомый результат соответствует T = 140 °C находится близко к зоне оптимальных значений [11]. Следуя из графика возможно при создании более высокой температуры (от 148 до 168 °C) качество проводимых испытаний были бы лучше. Но если нагревать асфальт выше нормы есть риск выгорания битума и ухудшения эксплуатационных свойств асфальта [12, 13].
Выводы. Термомеханический способ нанесения шумовой полосы может быть альтернативой методу фрезерования, так как не разрушает поверхностный слой асфальта, а лишь переуплотняет его, сохраняя его целостную структуру.
По экспериментальной части работы можно сделать следующие выводы. Для того чтобы нанести продольную шумовую полосу термомеханическим методом на дороге с асфальтом марки Б2 с геометрическими параметрами: 100 мм в длину, 200 мм в ширину (минимальные размеры по ГОСТ 33025-2014) и величиной углубления в 14 мм круглой формы необходимы следующие условия: твердая прочная заготовка цилиндрической формы диаметром 200 мм и длиной 200 мм, асфальт необходимо разогреть до 140 °C и приложить на него нагрузку через заготовку 40 кH в течение 30 секунд.
Список литературы
-
ГОСТ Р 52605 - 2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. -
Пугин К. Г., Юшков В. С. Современные материалы нанесения дорожной разметки: материалы международной научно-практической конференции «Проблемы функционирования систем транспорта», г. Тюмень 18-19 ноября 2010 г. С. 275-278. -
ГОСТ 33025 - 2014. Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия. -
ГОСТ 32830 - 2014. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования. -
Бажанов А. П. Совершенствование рецептур и технологии производства пластичных материалов для дорожной разметки на полимерной основе: моногр. / А.П. Бажанов, С.М. Евтеева, С.И. Возный, В.К. Крылов, В.В. Талалай. Под ред. А.В. Кочеткова. – Пенза: ПГУАС. – 2015. – 200 с. -
Баловнев, В.И. Дорожно-строительные машины и комплексы / В. И. Баловнев, А.Б. Ермилов, А.Н. Новиков и др.; под общ. ред. В.И. Баловнева. – М.: Машиностроение, 1988. – 384 с. -
Баловнев, В.И. Машины для содержания и ремонта городских и автомобильных дорог / В.И. Баловнев, М.А. Беляев; под общ. ред. В.И. Баловнева. – Москва-Омск: ОАО «Омский дом печати», 2005. – 768 с. -
Бандаков Б.Ф. Дорожные фрезы. «Машиностроение»,1971, 136 с. -
Ерохин Я.С., Габдуллин Т.Р. К вопросу повышения износостойкости деталей машин. Техника и технология транспорта. 2019. № 1 (10). С. -
Махмутов М. М., Сахапов Р. Л. Влияние исследуемых факторов на мощность фрезерования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Том 17. № 2 (4). 896 - 900 с. -
Николаева Р.В. Продольные шумовые полосы на автомобильных дорогах республики Татарстан // Вестник НЦБЖД. 2015. № 1 (23). С. 5-9. -
Пепина Л.А., Шевченко С.М., Алексеев С.В. Влияние шумовой продольной полосы на безопасность дорожного движения // в сборнике: неделя науки ИСИ. Сборник материалов Всероссийской конференции. 2022. С. 135-137. -
Свежинский В.Н. Шумовые полосы на автомобильных дорогах // Мир дорог. 2021. № 136. С. 106-109.