Файл: Ссср в послевоенное сорокалетие (1945 1985 гг.).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это наша с тобой биография?

Конспект интерактивного урока – зарисовки эпохи на тему:

«СССР в послевоенное сорокалетие

(1945 – 1985 гг.)»

Ожидаемые результаты

В процессе урока ученики должны закрепить и развить полученные знания, умения и навыки:

точно определять общее и отличное;
коллективно составлять портрет политического деятеля и эпохи;
самостоятельно определять политический силуэт лидера страны;
аргументировано защищать свою точку зрения, свою позицию;
вместе с учителем анализировать события и явления;
работать самостоятельно, в группах и коллективом;
сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других;
переходить от параллельного анализа к обобщениям.


Комплекты наглядности:

фотографии бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек учеников класса (прикрепленные к карте СССР);
комплекты ксерокопий фото- и публицистических материалов периодической прессы эпохи;
газеты и журналы периода истории СССР 1945 – 1985 гг.;
портреты политических лидеров: Й. Сталина, М. Хрущева, Л. Брежнева, Ю. Андропова и К. Черненко.


Основные понятия:

тоталитарная система;
авторитарная система;
демократизация общественно – политической жизни;
командно – административная система;
научно – технический прогресс;
политические репрессии;
космополитизм;
демократия;
культ личности;


догматизм;
депортации;
деформации;
тотальный контроль;
политическая борьба;
идеологическое противостояние;
плановая экономика;
«холодная война»;
гонка вооружений;
гражданская война;
ядерная монополия.


Методы и приемы:

«Мозговой штурм»

Составление структурных элементов рисунка темы

Мини – дискуссии

Параллельные обобщения

Работа в парах

Работа в группах

Самостоятельная работа учеников

ХОД УРОКА:

Мотивационная часть

Сегодня тема нашего урока «СССР в послевоенное сорокалетие (1945 – 1985 гг.)». Мы должны повторить и обобщить материал об этой эпохе, попробовать охарактеризовать ее, определив главное. Эта достаточно большая и по времени, и по содержанию эпоха в истории большого когда –то государства с имперскими амбициями
, на руинах которого появились, вполне логично и объективно, новые суверенные государства. Для Советского Союза, и для всего мира в целом, это была сложная и противоречивая эпоха. Можно сказать, в определенном смысле, что эта эпоха Третей мировой войны – «холодной войны»; эпоха надежд и ожиданий, запугивания и страха; эпоха противостояния и разрядки, которая уступила место конфронтации капиталистического и социалистического «таборов».


II. Основная часть

Зарисовка 1. Общая картина эпохи

Методы работы: «интеллектуальная волна »; мини – дискуссии.

Чем были эти сорок лет (1945 – 1985 гг.) для Советского Союза?

Это были годы:

послевоенной сталинской реакции;
хрущевской либерально – демократической «оттепели»;
брежневской «стабильности»;
сталинского/ хрущевского/ брежневского культа;
послевоенных репрессий;
массовых депортаций;
«ждановщины», «лысенковщины»;
ликвидации ядерной монополии США;
гражданской войны на Западной Украине, Западной Белоруссии;
«холодной войны».


Можно ли утверждать, что период истории СССР с 1945 по 1985 гг. был временем борьбы за власть в советском руководстве?

Ученики дают позитивный ответ.

Чем вы можете подтвердить это?

Достаточно частыми переворотами.

Какие вы знаете советские «дворцовые» послевоенные перевороты?

(Ученики дают краткие, четкие и обоснованные ответы). «Громкий» переворот 26 июня 1953 г.; «тихий» переворот 1955 г.; «громкий» - 18 – 22 июня 1957 г.;

«тихий» - октябрь 1957 г.; «тихий» 1958 г.;

«громкий» 13 – 14 октября 1964 г.; «тихий» 1970 г.

Зарисовка 2. Вожди эпохи

Методы работы: «интеллектуальная волна »; работа в парах; коллективная работа; анализ процесса и явлений.



Кто всегда побеждал в борьбе за власть? Какие личности?

неожиданные;
малообразованные люди;
хитрые;
ловкие;
с талантом перевоплощения;
те, кто хорошо знал т понимал систему;
люди с «тени».


Кому из них чего не хватало?

Й. Сталину не хватало:

дальнозоркости;
чувства реальности;
смелого и решительного окружения;
понимания необходимости перемен.


М. Хрущеву не хватало:

интеллигентности;
выдержки;
знаний в экономике;
знания идеологии;


хороших манер.


Л. Брежневу не хватало:

амбициозности;
понимания экономических проблем;
силы воли;
сильной команды;
решительности;
последовательности;
твердости.


А у кого и чего было слишком?

У Й. Сталина:

жестокости;
культа;
твердости;
догматизма;
решительности;
«непоколебимости»


У М. Хрущева:

жизненной энергии;
коммуникабельности ;
энтузиазма;
идей;
самоуверенности;
решительности.


У Л. Брежнева:

сентиментальности;
догматизма;
«стабильности»;
культа;
самоуверенности;
нерешительности;
болезней.


Зарисовка 3. Система

Методы работы: «интеллектуальная волна »; беседа; обобщения; анализ процесса и явлений.



Какие должности занимали лидеры СССР, о которых только что шла речь? А.Ю. Андропов? А.К. Черненко?





Й. Сталин – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) (с октября 1952 г. – ЦК КПСС) и Председатель Совета Народных комиссаров (с марта 1946 г. Председатель Совета Министров)

М. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС (с 1958 г. – Председатель Совета Министров СССР)

Л. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1977 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР)

А.Ю. Андропов – Генеральный секретарь ЦК КПСС

А.К. Черненко – Генеральный секретарь ЦК КПСС

Зарисовка 4. Суд истории

Методы работы: «интеллектуальная волна »; самостоятельная работа учащихся; анализ и обобщения.

Теперь будет возможность высказать свое мнение, относительно этой эпохи и ее лидеров, и попробовать сделать это непредвзято. Выходят двое учеников – ведущих, которые ведут этот раздел урока, и вместе с классом продолжают урок, оглашая следующие вопросы:

В чем мы можем обвинить Й. Сталина? Можем ли мы защитить его?

Ученики дают лаконичные ответы:

в послевоенных массовых репрессиях;
голоде 1946 – 1947 гг.;
«ждановщине», «лысенковщине»;
отсутствии в стране демократии;
развязывании «холодной войны» и т.д.

В чем мы можем обвинить М. Хрущева? Можем ли мы защитить его?




В чем мы можем обвинить Л. Брежнева? Можем ли мы защитить его?

(четко прослеживается уменьшение обвинений от Сталина к Брежневу, что должно натолкнуть учеников на определенные размышления)




Что мы бы сделали на месте Й. Сталина/ М. Хрущева /

Л. Брежнева / Ю. Андропова / К. Черненко?





А если бы мы были на месте Й. Сталина/ М. Хрущева /

Л. Брежнева , чего бы мы не делали?



Итак, сделав одну зарисовку, мы значительно углубились в понимании сущности этой эпохи.

III. Выводы и обобщения

Ученики делают короткие и содержательные выводы и обобщения. Заключительное слово учителя должно дополнить и упорядочить выводы и обобщения учащихся.



Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что над тем фантастически – огромным по территории и невероятно богатым природными ресурсами сверхгосударством проводились бесконечные эксперименты, которые и привели к его краху.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!