Файл: СевероЗападная Русь между Востоком и Западом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Северно-Западная Русь между Востоком и Западом.
Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Характеристика класса: 6 класс

Характеристика темы: данный урок входит в раздел «Русские земли в середине XIII – XIV в.», учебник «История России 6 класс. Часть 2», автор Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (Из-во Просвещение, 2016 г.)

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1) Познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями;

2) Познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского;

3) Оценить роль Александра Невского в истории.

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII– XIV в; объяснить историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Метапредметные УУД - 1) Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. – 2) Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – 3) Познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.


Структура урока

Вступительное слово, мотивация обучающихся для работы на уроке:

Добрый день ребята, меня зовут Петр Николаевич и сегодня мы с вами будем говорить об истории русских земель в 13 в. События, о которых сегодня пойдет речь, связаны с именем одного из самых великих деятелей истории нашей родины. В 16 веке этот человек был причислен к лику святых, в период ВОВ в 1942 году был создан специальный орден в честь этого человека, которым награждали командиров за особую отвагу, героизм и полководческий талант. (Показ слайда)

Вы догадались о ком пойдет речь? – Правильно, Александр Невский.

Как вы думаете, о истории каких земель сегодня пойдет речь? Откройте карту в учебнике на стр.16; на какой территории было сильное вече?

Речь пойдет о Северо-Западных землях средневековой Руси.

Ребята, давайте вспомним, какая угроза обрушилась на русскую землю в начале 13 века? Какие земли были разорены и сожжены монголами? Дошли монголы до Новгорода?

Посмотрите пожалуйста еще раз на карту в учебнике, с каким государствами и народами граничила Новгородская земля?

Тема нашего с вами урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Запишем её.

Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?

1. Походы Шведов

2. Походы Крестоносцев

3. Князь Александр Ярославич

4. Невская Битва

5. Ледовое побоище

Проблемный вопрос – Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?

- Высказывают свои мнения.

5 мин

Основной этап урока. Походы шведов и крестоносцев.

В 13 в. Монголы не были единственными врагами Руси, стремившимися ослабить её внутреннее и внешнее положение. Коварный враг наступал с Запада. Северно-Западной Руси пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов. Чтобы изучить этот вопрос более подробно, разделимся на 2 варианта.

Каждый вариант, пользуясь соответствующим пунктом в учебнике, ответит на предоставленные вопросы.

1 вариант – работает с п.1 §20 и описывает походы шведов на Русь в середине 12 – п.пол.13 веков.

2 вариант – работает с п.2 §20 и описывает походы крестоносцев на Русь

Вопросы для 1 варианта:



1) Почему шведские феодалы давно претендовали на земли Великого Новгорода

2) Когда шведы приступили к покорению финских племен?

3) Чем закончились их попытки в 1164 году завоевать новгородские земли в районе Ладоги?

4) Когда шведские рыцари вновь усилили натиск на Восточную Прибалтику?

5) Почему Католическая церковь поддержала поход шведов на Русь?

Вопросы для 2 варианта:

1) Когда и почему римский папа объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов?

2) Кто откликнулся на призыв римского папы?

3) Что предприняли рыцари для завоевания прибалтийских земель?

4) Что такое духовно-рыцарский орден?

5) Кто такие крестоносцы?

6) Почему действия этих рыцарей встретили сопротивления со стороны русских князей?

7) когда и с какой целью был образован Тевтонский орден?

8) чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике?

9) Как и почему был образован Ливонский орден?
Таким образом мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли. После того как центральная Русь была разорена монгольским нашествием Батыя крестоносцы начали собирать новые силы для очередного нападения на Северо-Западную её часть.

Слушают учителя, знакомятся с заданием и вопросами, начинают выполнять.
1 вариант - отвечают на вопросы:

Новгород занимал выгодное географическое положение, был богатым городом, не был разорен, его захват позволял контролировать всё Балтийское море. Шведы начали покорять финские племена с сер.12 века.

В 1164 году шведы были разбиты близ Ладоги.

Новгородская рать в 1187 г. сама напала на крупнейший город Сигтуну (Стокгольм) шведов и разорила его.

В нач. 13 века вновь начали походы в Прибалтику, но вновь получили отпор от русских князей. Католическая церковь желала обратить православных славян в католическую веру.

2 вариант отвечают на вопросы:

- в к.12 века папа римский объявил крестовый поход против народов прибалитики. Немецкие рыцари откликнулись на этот призыв. Они высадились в устье западной Двины и заложили здесь крепость – Ригу и объединились в орден Меченосцев. Духовно-рыцарские ордена это военно-монашеские организации рыцарей создававшиеся под руководством папы римского для крестовых походов против неверных. Русские князья защищали православную веру. Между реками Висла и Неман образовался Тевтонский орден литовских пруссов (немцев). В 1234 году меченосцы потерпели поражение от Ярослава Всеволодовича по г. Юрьев. их остатки соединились с Тевтонским орденом и стали называться Ливонским орденом.


8 мин

4. Переход к центральным темам урока

Ребята, мы с вами переходим к ключевым событиям нашего урока. Чтобы решить поставленные цели и задачи и узнать как Северо-Западная Русь встретила очередную угрозу, поделимся на группы:

1 ряд – 1 группа

2 ряд – 2 группа

3 ряд – 3 группа

1 группа изучит дополнительный материал и познакомит нас с личностью Александра Ярославича.

2 группа внимательно изучит материал о Невской Битве и подробно нам о ней расскажет

3 группа освятит нам события Ледового побоища.
Каждый ряд работает в парах, отвечает на вопросы с помощью необходимого материала. Выступать будет кто-нибудь один от каждой пары. 1 группа работает с дополнительным материалом, 2 и 3 группа работает с текстом учебника, схемой, представленной в учебнике и картой на стр.16.

На работу вам дается 10 мин.

Обучающиеся слушают учителя, знакомятся с заданиями и начинают их выполнять.

12 мин

5.

Князь Александр Ярославич

Начинаем мы с группы №1 и личности Александра Ярославича Невского.

Обучающиеся по руке начинают рассказывать про Александра Невского в соответствии с памяткой.

5 мин

6.

Невская Битва

А теперь мы узнаем, как в первый раз встретило русское войско западного неприятеля при Александре Невском. И так группа №2 вам слово.

Группа № 2 начинает отвечать на вопросы и рассказывать о Невской битве. По желанию, один из учащихся может выйти к доске и на схеме объяснить тактику боя.

Подводим итог. Была одержана сокрушительная победа над шведами благодаря полководческому таланту князя Александра и героизму его воинов. Этот успех надолго отбил желание у шведов вторгаться в русские земли.

5 мин

7.

Ледовое побоище

Поражение шведов на Неве не убавило желание побороться за желанные земли у немецких крестоносцев. Про битву получившую название «Ледовое побоище» нам расскажет группа №3.

Группа № 3 начинает отвечать на вопросы, освещая Ледовое побоище.

На карте показывают поход Ливонского ордена в сторону Новгорода и поход Александра Невского в сторону Пскова. Объясняют тактику боя обеих сторон и итог битвы.

5 мин

8.

Подведение итогов

Ребята сегодня мы с вами узнали про Александра Невского, про те трудности, с которыми пришлось столкнуться Новгородской земле
, про знаменитые битвы и победы русских воинов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попытаемся ответить на него: Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?

А сейчас давайте, вновь возьмем телефоны и закрепим пройдённый материал, для этого нужно выйти по ссылке и ответить на несколько вопросов.

Домашнее задание на слайде

Работая в парах обучающиеся подводят итог:

1) Новгородские земли не были завоеваны западными крестоносцами

2) Сохранение торговых путей, проходивших через территории Северо-Западной Руси

3) Сохранение православия

4) Поражение рыцарей остановило их продвижение на восток.

2 мин

9.

Рефлексия

Ребята представьте, что вы пишите смс своему соседу по парте: Напишите ему кратко ваши впечатления от урока, что понравилось, что не понравилось, что вы узнали нового и какую бы вы поставили ему оценку за этот урок.
Спасибо вам за урок!

Размышляют, пишут свои впечатления.

1 мин