ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока "Механическая работа".
Цель урока:
-
Ввести понятие механической работы.
Задачи урока:
-
Научить учащихся рассчитывать механическую работу. -
Формировать умение применять знания на практике -
Развивать логическое мышление, внимание, память. -
Развивать умение слушать, умение оценивать друг друга. -
Проверить степень усвоения полученных знаний.
Тип урока: комбинированный урок с элементом экспериментальной деятельности.
Оборудование и программное обеспечение к уроку:
-
АРМ учителя, мультимедийный проектор. -
Презентация «Работа». -
Лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.
План урока
-
Оргмомент (0,5 мин). -
Проверка и разбор домашнего задания (6 мин). -
Изучение нового материала (18 мин). -
Закрепление нового материала (14 мин). -
Домашнее задание (1 мин). -
Подведение итогов. Рефлексия. (0,5 мин)
Ход урока
-
Организационный момент (1 мин). -
Проверка домашнего задания (6 мин).
Один учащийся у доски готовит ответ по конспекту, а остальные в тетрадях для самостоятельных работ воспроизводят опорный конспект, заданный на предыдущем уроке.
-
Изучение нового материала (18 мин).
Актуализация темы урока. Запись в рабочей тетради числа и темы урока.
Под работой обычно понимают трудовую деятельность человека, которая приносит ему доход.
Условно работу в обиходном её понимании можно разделить на два типа (см. схему): Слайд 2
Рис. 1
Разбор примеров совершения механической работы. Слайд 3.
Рис. 2
Проблемный вопрос
Что общего во всех этих случаях?
Ожидаемый ответ: работа совершается под действием приложенной к телу силы, и при этом тело перемещается.
В рассмотренных выше случаях, сила и перемещение были направлены вдоль одной прямой в одну сторону. Однако, следует рассмотреть и более обобщенный случай, когда сила и перемещение направлены не вдоль одной прямой.
Слайд 4.
Рис. 3
В этом случае между вектором силы и вектором перемещением образуется угол.
Определение Слайд 5
Механической работой, или просто работой, называется величина, равная произведению модуля силы, модуля перемещения и косинуса угла между ними.
математическая запись или формула
Где А- механическая работа,
F – сила,
S – перемещение,
α – угол между силой и перемещением.
Такое произведение в математике принято считать скалярным, следовательно А – скалярная величина скалярная. Она может быть положительной и отрицательной.
Единица измерения работы в системе СИ Слайд 6
Рис. 4
Частные случаи нахождения работы и определения её знака. Материал учебника § 26 стр 154.
Оформление в тетради. Слайд 7.
Рис. 5.
Работа силы тяжести. Слайд 8.
Рис. 6.
-
Закрепление нового материала (3,5 мин).
1. Разбор примеров решения задач из учебника стр. 156. Оформление решения учащиеся записывают в тетрадь.
2. Экспериментальное задание. (оформить отчёт о выполнении работы в рабочей тетради на стр. 64,65)
Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние.
Цель работы: самостоятельно выяснить, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути.
Оборудование: 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр, 4) набор грузов.
Рис. 7
Ход работы:
1. К крючку динамометра прицепить брусок и определить его вес. ( F тяж =Р)
2. Затем поднять брусок равномерно вверх на высоту (примерно 50 см ± 1 см), т. е. на высоту линейки трибометра, заранее измеренной лентой. Вычислить величину совершенной работы.
Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести.
3. После этого положите линейку на. стол и с помощью динамометра перемещайте брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Определите по динамометру силу тяги.
4. Зная силу тяги и путь, снова вычислите работу.
Эта работа была совершена, по преодолению силы трения, а не силы тяжести.
Затем повторите опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1 Н, 2 Н и 3Н, и каждый раз вычисляйте работу силы тяги.
Таблица 1
При подъеме тела по вертикали. | Опыт 1 | Опыт 2. | Опыт 3. |
F тяж = Р= | F тяж = Р= 1Н+… | F тяж = Р=2Н+… | |
S= | S= | S= | |
А= F тяж ∙S= | А= F тяж∙ S = | А= F тяж ∙S= | |
При горизонтальном перемещении. | F тр = | F тр = | F тр = |
S= | S= | S= | |
А= F тр ∙ S = | А= F тр ∙ S = | А= F тр ∙ S = |
Вывод: Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том, какая из работ больше (работа, совершенная при подъеме груза или работа при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути).
5. Домашнее задание. Слайд 9.
1. § 26, задачи к § 26 № 1,2, стр. 158
2. В рабочей тетради задание № 67, 69.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (0,5 мин).
Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные флажки.
Красный – тема очень сложная, и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.
Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.
Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.
Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.