Файл: "Механическая работа".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока "Механическая работа".

Цель урока:

  • Ввести понятие механической работы.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся рассчитывать механическую работу.

  2. Формировать умение применять знания на практике

  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

  4. Развивать умение слушать, умение оценивать друг друга.

  5. Проверить степень усвоения полученных знаний.


Тип урока: комбинированный урок с элементом экспериментальной деятельности.

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

  • АРМ учителя, мультимедийный проектор.

  • Презентация «Работа».

  • Лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.

План урока

    1. Оргмомент (0,5 мин).

    2. Проверка и разбор домашнего задания (6 мин).

    3. Изучение нового материала (18 мин).

    4. Закрепление нового материала (14 мин).

    5. Домашнее задание (1 мин).

    6. Подведение итогов. Рефлексия. (0,5 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Проверка домашнего задания (6 мин).

Один учащийся у доски готовит ответ по конспекту, а остальные в тетрадях для самостоятельных работ воспроизводят опорный конспект, заданный на предыдущем уроке.

  1. Изучение нового материала (18 мин).

Актуализация темы урока. Запись в рабочей тетради числа и темы урока.

Под работой обычно понимают трудовую деятельность человека, которая приносит ему доход.

Условно работу в обиходном её понимании можно разделить на два типа (см. схему): Слайд 2



Рис. 1

Разбор примеров совершения механической работы. Слайд 3.



Рис. 2

Проблемный вопрос

Что общего во всех этих случаях?

Ожидаемый ответ: работа совершается под действием приложенной к телу силы, и при этом тело перемещается.

В рассмотренных выше случаях, сила и перемещение были направлены вдоль одной прямой в одну сторону. Однако, следует рассмотреть и более обобщенный случай, когда сила и перемещение направлены не вдоль одной прямой.
Слайд 4.



Рис. 3

В этом случае между вектором силы и вектором перемещением образуется угол.

Определение Слайд 5

Механической работой, или просто работой, называется величина, равная произведению модуля силы, модуля перемещения и косинуса угла между ними.

математическая запись или формула

Где А- механическая работа,

F – сила,

S – перемещение,

α – угол между силой и перемещением.

Такое произведение в математике принято считать скалярным, следовательно А – скалярная величина скалярная. Она может быть положительной и отрицательной.
Единица измерения работы в системе СИ Слайд 6



Рис. 4

Частные случаи нахождения работы и определения её знака. Материал учебника § 26 стр 154.

Оформление в тетради. Слайд 7.



Рис. 5.

Работа силы тяжести. Слайд 8.



Рис. 6.

  1. Закрепление нового материала (3,5 мин).

1. Разбор примеров решения задач из учебника стр. 156. Оформление решения учащиеся записывают в тетрадь.
2. Экспериментальное задание. (оформить отчёт о выполнении работы в рабочей тетради на стр. 64,65)

Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние.
Цель работы: самостоятельно выяснить, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути.

Оборудование: 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр, 4) набор грузов.


Рис. 7

Ход работы:

1. К крючку динамометра прицепить брусок и определить его вес. ( F тяж =Р)

2. Затем поднять брусок равномерно вверх на высоту (примерно 50 см ± 1 см), т. е. на высоту линейки трибометра, зара­нее измеренной лентой. Вычислить величину совершенной ра­боты.

Эта работа была совершена по преодоле­нию силы тяжести.

3. После этого положите линейку на. стол и с помощью динамомет­ра перемещайте брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Определите по динамометру силу тяги.

4. Зная силу тяги и путь, снова вычислите работу.

Эта работа была совершена, по преодолению силы трения, а не силы тяжести.

Затем повторите опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок по­степенно грузами в 1 Н, 2 Н и 3Н, и каждый раз вычис­ляйте работу силы тяги.

Таблица 1

При подъеме тела по вертикали.

Опыт 1

Опыт 2.

Опыт 3.

F тяж = Р=

F тяж = Р= 1Н+…

F тяж = Р=2Н+…

S=

S=

S=

А= F тяж ∙S=

А= F тяж∙ S =

А= F тяж ∙S=

При горизонтальном перемещении.

F тр =

F тр =

F тр =

S=

S=

S=

А= F тр S =

А= F трS =

А= F тр S =


Вывод: Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том, какая из работ больше (работа, совершенная при подъеме груза или работа при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути).

5. Домашнее задание. Слайд 9.

1. § 26, задачи к § 26 № 1,2, стр. 158

2. В рабочей тетради задание № 67, 69.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (0,5 мин).

Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные флажки.

Красный – тема очень сложная, и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.

Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.

Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.

Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.