ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью) |
Конституционное и административное право |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Государственно-правовая |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №5-6
по учебному курсу «Избирательное право и процесс»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Элина Вафина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ОНБсдо-1801а | |
| | |
Преподаватель | Боброва Наталья Алексеевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проверяемое задание № 5
Тема Субъекты избирательного права
Задание
Перечислите все ограничения активного и пассивного избирательного права в Российской Федерации
Ограничения | Активное избирательное право | Пассивное избирательное право |
Возрастной ценз | 18 лет | Минимальный возраст кандидата — 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти Субъектов Российской Федерации, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год — на выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) - 35 лет, для депутатов Государственной Думы — 21 год (ст. 97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов. |
Ценз гражданства | Граждане РФ, иностранцы, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум имеют активное право | Только граждане РФ |
Недееспособность | Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными | Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными |
Несовместимость | Отсутствует | В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ. |
Факт постоянного или преимущественного проживания на определенной территории. | Не имеет значения | Кандидат на должность Президента РФ должен постоянно проживать в России не менее 25 лет. |
Практическое задание 6
Тема 8. Избирательное законодательство и избирательная деликтология
Задание
Назовите избирательные запреты и деликты (правонарушения), а также санкции за соответствующий избирательный запрет и деликт. Заполните таблицу 6.1.
Таблица 6.1
№ | Запрет или избирательный деликт, содержащийся в действующем избирательном законодательстве | Санкция за нарушение данного запрета, иного избирательного правонарушения (со ссылкой на действующее законодательство), а при отсутствии санкций в избирательном и ином законодательстве – причина такого отсутствия и способы ее устранения (какая санкция должна быть и в какой отрасли законодательства) |
1 | Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства. | Конституционно-правовая ответственность находит свое практическое воплощение в применении компетентными государственными органами к субъектам, виновным в совершении нарушений норм избирательного законодательства, санкций, предусмотренных конституционным законодательством. Указанные санкции носят специфический характер и содержатся в федеральных законах о выборах и референдумах, в том числе в следующих: - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ); - Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. На практике конституционно-правовая ответственность реализуется при непосредственном применении норм избирательного законодательства. Субъекты конституционно-правовой ответственности – это участники избирательного, референдумного процесса (специальные субъекты), в том числе: 1) коллективные - политические партии, избирательные объединения, избирательные комиссии, комиссии референдума, инициативные, агитационные и иные группы референдума, средства массовой информации; 2) индивидуальные - кандидаты, члены избирательных комиссий, наблюдатели, доверенные лица, в отдельных случаях – избиратели, участники референдума. Федеральными законами, применительно к отдельным субъектам конституционно-правовой ответственности, установлены следующие меры конституционно-правовой ответственности (санкции): 1) предупреждение кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума о недопустимости нарушения избирательного закона (пункт 5.1 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ); 2) отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума (пункт 18 статьи 38, пункты 5, 11статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ); 3) отказ в проведении референдума (пункт 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ); 4) отмена решения о регистрации кандидата, списка кандидатов (пункты 6 – 9 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ); 5) отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (пункт 10 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ); 6) исключение кандидата из заверенного списка кандидатов (пункт 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), из зарегистрированного списка кандидатов (пункт 11 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ); 7) возложение на кандидата, избирательное объединение возмещения всех расходов, понесенных избирательной комиссией, организующей выборы, в случаях откладывания выборов для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств либо в связи с тем, что регистрация кандидата, списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией по мотивам утраты кандидатом пассивного избирательного права или на основании вступившего в силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения (пункт 34 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ). Данная мера воздействия предусмотрена законодательством о выборах, с учетом чего её можно назвать мерой конституционной ответственности, но по содержанию мера воздействия носит гражданско-правовой характер; 8) отмена решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, признание итогов голосования, результатов выборов, референдума недействительными (пункты 1,3, 4, 6, 7 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ); 9) отмена решения о допуске политической партии, избирательного объединения к распределению депутатских мандатов (пункт 8 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ); 10) отмена решения избирательной комиссии о признании кандидата избранным депутатом, должностным лицом (пункт 6.1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ); 11) исключение кандидата, избранного депутатом в результате распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу, из списка кандидатов с лишением депутатского мандата (пункт 6.2 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ); 12) приостановление либо досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума (пункты 6, 7, 8 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ); 13) отстранение члена участковой комиссии от участия в работе комиссии, удаление наблюдателя, иного лица из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ); 14) возложение на кандидата, избранного депутатом или должностным лицом, обязанности возместить полностью или частично расходы соответствующей избирательной комиссии, связанные с проведением повторных выборов, назначенных в результате отказа данного кандидата сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, если это предусмотрено законом о выборах (пункт 7 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ); 15) расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 31 Федерального закона № 67-ФЗ); 16) приостановление выпуска средства массовой информации (статья 16.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»). |
2 | Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства. | Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Привлечение лица к административной ответственности не исключает возможности одновременного привлечения его и к конституционно-правовой ответственности. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и других федеральных законов. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, а также лица, замещающие определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста. В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; редакции периодических печатных изданий; избирательные объединения; общественные объединения; благотворительные организации; религиозные объединения; кредитные организации (учреждения); полиграфические организации и др. Вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства физических лиц очень часто связывается с наличием или отсутствием у них определенного правового статуса (так называемый специальный субъект). КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, к ответственности за совершение которых могут быть привлечены только кандидаты на выборные должности, уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, государственные и муниципальные служащие. За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя. В некоторых случаях штрафные санкции за нарушения избирательного законодательства применяются в совокупности с такой мерой административного наказания, как конфискация предмета правонарушения (например, при нарушениях порядка ведения агитационной деятельности). Установление административной ответственности за нарушения избирательного законодательства относится к ведению федерального законодателя. Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58). Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам: 1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий: - неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ); - нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ); - нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.; 2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного процесса: - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ); - нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ); - отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.; 3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе: - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (статья 5.5 КоАП РФ); - нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ); - нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (статья 5.9 КоАП РФ); - проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ); - проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ); - изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (статья 5.12 КоАП РФ); - непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (статья 5.13 КоАП РФ); - умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (статья 5.14 КоАП РФ); - нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (статья 5.15 КоАП РФ); - нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (статья 5.48 КоАП РФ); - нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом (статья 5.49 КоАП РФ); - невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (статья 5.52 КоАП РФ); 4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума: - непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ); - незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ); - использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ); - незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ); - несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ); 5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума: - подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ); - незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ); - сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ); - нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ); - непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ); - нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии; использование заведомо поддельного открепительного удостоверения (статья 5.58 КоАП РФ). 6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума: - использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ); - подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ); - сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ); - нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ). Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами, референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о таких правонарушениях, как: подкуп избирателей, участников референдума; использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой референдума, иными лицами при финансировании избирательной кампании, кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума либо поступивших в соответствующий фонд с нарушением установленного законодательством порядка, других финансовых злоупотреблений при оказании помощи избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, группам референдума, в том числе внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц; подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума; заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, иным уполномоченным лицом. Материалы по правонарушениям такого рода направляются в Следственный комитет Российской Федерации для проверки на предмет наличия или отсутствия в действиях правонарушителей признаков преступления. |
3 | Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства. | Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. В отличие от конституционно-правовой и административной ответственности уголовную ответственность несут только физические лица, то есть граждане и должностные лица. Уголовную ответственность за совершение отдельных преступлений несут только специальные субъекты: член избирательной комиссии, комиссии референдума, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Совершение таких деяний другими лицами не влечет применение к ним мер уголовной ответственности. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), который насчитывает 4 статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан, данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ: статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума; статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. |
Рекомендации к выполнению задания
Заполните таблицу 6.1.
Данное задание является наиболее сложным из всех заданий. Для его выполнения необходимо самостоятельно ознакомиться с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (с изм. и доп. на данный момент).
Студент должен в левом столбце указать конкретные положения, в которых есть слова «запрещается», «не допускается» и т. п.
В правом столбце указывается санкция за нарушение избирательного запрета, принципа, наличие избирательного деликта. Причем санкция может быть не только конституционно-правовой. Она может содержаться не только в избирательном законодательстве, но и в административном, уголовном.
Таблица 6.1 может быть продолжена студентом, что особенно ценно, как и анализ причин того, что запрет есть, а санкции за его нарушение нет.