Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. А педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Слободчикова Нина Петровна

Преподаватель:

Беликова Татьяна Валентиновна

Задание 1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).

Ответ 1.

Детская и педагогическая психология –ключевые направления в дальнейшем развитии личности. Поэтому особенностям развития младших школьников уделяется огромное внимание. Грамотная учебно-воспитательная работа с группами детей младшего школьного возраста позволяет эффективно решать задачи не только образовательного процесса.
Младший школьный возраст – 6-11-лет, 1–4 класс начальной школы. При работе с данной категорией детей удобнее пользоваться психологической возрастной периодизацией Льва Семеновича Выготского и  Даниила Борисовича Эльконина.

  • Для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

    Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

    Зигмунд Фрейд в теории психоаналитики объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения: дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

    Согласно когнитивной теории Жана Вильяма Фрица Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

  • чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;

  • дооперативный (2 - 7 лет);

  • период конкретного мышления (7 - 11 лет);

  • период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее)

    В период от 7 до 11 лет происходит третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

    Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.



Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.



Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.

 

Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.

Ответ 2.

При проведении игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений. Следует исключить все личностные оценки деятельности детей. Именно в игре формируются социальные навыки, навыки совместной деятельности в команде.

Так же, удачно подобранные игры снимают многие проблемы в тактильном общении между детьми.

Дети с индивидуальными особенностями развития требуют повышенного внимания от педагога. Поэтому необходимо взрослому взять на себя роль напарника в игре с таким ребенком. Дети склонны к копированию поведения педагога. Доброжелательность и поддержка быстро станут правилом для разношерстной команды игроков.


В условиях детского морского клуба «Юнга» ГБНОУ «СПб ГДТЮ»  существует набор командных игр, отвечающих требованиям формирования навыков работы в команде и личной техники безопасности.

  1. Игра на сплочение «Абордажная доска».

История: на парусном флоте при проведении абордажного боя с борта корабля на другой борт перекидывалась любая доска, по которой на соседний борт перебегали матросы-абордажники, а в обратном направлении на родной борт переводили раненых.

Цель: сплочение экипажа, формирование навыков вербального общения, снятие тактильных блоков, достижение общекомандного результата без потерь, формирование желания помогать и заботиться о товарище.

Сюжет игры: На пол прикрепляется полоска бумаги чуть шире длинны стопы ребенка. Дети встают в шеренгу на полоску бумаги. Ноги на ширине плеч. Расстояние между играющими минимальное. С конца или начала шеренги начинается движение вдоль шеренги по одному человеку. Задача: добраться до крйней точки шеренги не заступая за полосу бумаги. Идущий лицом к шеренге цепляется за все, за что может ухватиться. Стоящие в шеренге поддерживают идущего.

  1. Игра на формирование навыков эффективной работы в команде «Бумажная флотилия».

Цель: умение правильно распределять деятельность в команде.

Сюжет игры: На столе выкладывается с помощью веревок русло судоходной реки с крутыми поворотами и изгибами. Определяется порт приписки (старт) и порт назначения (финиш). Из цветной бумаги игроки создают бумажные кораблики, которые выставляют на линию фарватера, формируя бумажную флотилию. Дети обступают стол так, чтобы ветер гнал флотилию в нужном направлении, доводя флотилию до порта назначения. Ветер создается силой легких: дети дуют на кораблики в разумном направлении и с разумной силой.

Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

Ответ 3.

  1. Монтонность:
    Когда все занятие выдежанно в одном темпе. Когда дети выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп занятия низкий, то дети если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если занятие выдержано только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость детей. Необходимо выдерживать золотую середину.

    2) Занятие проходит без определения цели и конечного результата:
    Тема занятия не объявлена. А если даже объявлена, то дети не получили соответствующих инструкций и учебных задач.

    3) Учитель не обращает внимание на учеников
    Отсутствие диалога на занятии — катастрофа. Во время занятия, преподаватель обязан держать внимание детей и вызывать у них интерес в занятии.


 

Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

Ответ 4.

Создание группы клуба в социальной сети ВКОНТАКТЕ и родительского чата в социальной группе WhatsApp с участием педагогов МК «Юнга» направлено на взаимодействие семьи и педагогического коллектива. В данном формате взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога и из команды родителей и педагогов формируется единая команда, решающая общие задачи по воспитанию детей.


Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании разновозрастных детей – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо расширять сферу общения не только по принципу индивидуального общения, но и с применением социальных сетей. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в системе дополнительного образования, повысить качество работы с родителями воспитанников. Такая форма общения позволяет экономить время и педагога, и родителя.
 

Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

Ответ 5.

К взаимоотношениям педагога и родителя (законного представителя ребенка) предъявляются следующие требования:

  • никогда не начинайте разговор с родителями с указания на от­рицательные моменты в поведении их ребенка;

  • отметьте сначала положительные факты его жизни;

  • замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслу­шивайте внимательно и терпеливо;

  • если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

  • желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;

  • надо вселять в родителей веру в своего ребенка;

  • щадите самолюбие родителей;

  • не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.