Файл: Южный федеральный округ (состав, население, транспорт, промышленность, сельское хозйство).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Южный федеральный округ (состав, население, транспорт, промышленность, сельское хозйство)

Оглавление


Введение

  1. Состав …………………………………………………………………

  2. Население …………………………………………………………….

  3. Транспорт …………………………………………………………….

  4. Промышленность ……………............................................................

  5. Сельское хозяйство ………………………………………………….

Вывод ………………………………………………………………………

Список используемой литературы ……………………………………….


3

4

4

5

7

9

12

14





Введение
Южный федеральный округ (ЮФО) – административное формирование Российской Федерации (РФ) на юге европейской части России. ЮФО был образован 13 мая 2000 г. указом президента России Владимира Путина как Северо-Кавказский федеральный округ, который объединил 13 субъектов РФ. 21 июня 2000 г. он был переименован в Южный федеральный округ. Впоследствии, 19 января 2010 г., президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ.

Территориально округ расположен на юге европейской части России. На западе имеет сухопутные и водные границы с Украиной, на востоке граничит с Казахстаном, на юге - с Абхазией и Северо-Кавказским округом, на севере - с Центральным и Приволжским федеральными округами. 

Главными особенностями ЮФО являются:

– выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Центральной и Северной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна;

– наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал;


– достаточно мощный промышленно-производственный потенциал.


  1. Состав


В пределах округа до 2022 года находились 8 субъектов РФ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город федерального значения Севастополь.

После подписания 30 октября 2022 г. соглашения о вхождении в состав России четырех новых регионов —  Запорожской и Херсонской областей, Луганской и Донецкой республик граница ЮФО отодвинулась далеко на запад. В состав округа на ноябрь 2022 г. входят 12 субъектов РФ:

  • Краснодарский край;

  • республики Крым, Адыгея и Калмыкия, Луганская и Донецкая;

  • Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Запорожская и Херсонская области;

  • город федерального значения Севастополь.

На 1 января 2022 г. площадь округа – 447 тысяч квадратных километров, это всего лишь 2,6% от площади РФ. С ноября 2022 года округ должен увеличиться примерно на 108,6 тыс. кв. км.

В ЮФО 21 город с населением более 100 тысяч человек.

Центр федерального округа - г.Ростов-на-Дону.


  1. Население


В ЮФО в восьми субъектах (не считая новых) население составляет 16 426,8 тыс. чел. (11,28% от численности населения РФ), из которых доля сельского населения составила 37,3 %. Доля горожан в регионе невысока — 62,7%, что ниже средней по России. Низкая доля горожан в округе связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его экономике. К населению прибавится население 4 присоединенных областей – более 3 млн чел.

Плотность населения – 36,7 человека на квадратный километр, на долю городского населения приходится 62,5%.

Национальный состав ЮФО весьма разнообразен – здесь насчитывается более пяти десятков различных национальностей. На долю русских приходится 83,7%, на втором месте идут армяне – 3,2%, третье занимают украинцы – 1,5%. Есть (в незначительном количестве) представители таких национальностей, как немцы, греки, корейцы, курды.

Среди населения ЮФО в 2022 году сохраняется превышение уровня смертности над уровнем рождаемости.



В ЮФО сложилась своеобразная демографическая ситуация. Общие демографические показатели в целом благоприятные по сравнению с остальной Россией, но здесь преобладает доля людей пожилого возраста и детей, а населения на пике трудовой активности гораздо меньше. Сказывается скрытая безработица, не находят себе применения многие молодые и активные трудоспособные контингенты, в ряде регионов наблюдается миграционный отток жителей. Динамика показателей, характеризующих миграционный прирост, демонстрирует устойчивую тенденцию миграционной убыли в трех субъектах региона: Республике Калмыкия, Астраханской и Волгоградской областях. Напротив, Республика Адыгея, Краснодарский край и г. Севастополь остаются привлекательными для мигрантов. Здесь благоприятные климатические условия, хорошая транспортная инфраструктура, спокойная и развитые агроиндустриальные и курортно-рекреационные комплексы. В целом ЮФО находится в положительном тренде по международной миграции и отрицательной по межрегиональной и внутренней миграции.


  1. Транспорт


Важную роль в транспортной инфраструктуре округа играет железнодорожный транспорт. Основным перевозчиком грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщениях в регионе является Северо-Кавказская железная дорога. По территории округа проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные, западные районы страны и Сибирь с южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и отправление практически всех видов грузов.

Во внутрирайонных перевозках преобладает автомобильный транспорт. Округ имеет развитую сеть автомобильных дорог. Сеть автомобильных дорог общего пользования включает:

  • федеральных автомобильных дорог – 4 257 км;

  • автомобильных дорог регионального значения – 31 287 км.

По территории округа проходят федеральные автодороги А-260 (Волгоград-граница с Украиной), М-4 («Дон»), А-290 (Новороссийск-Керчь), А-146 (Краснодар-Верхнебаканский), А-160 (Майкоп-Кореновск), Р-217 («Кавказ»), Р-216 (Астрахань-Элиста-Ставрополь), Р-22 («Каспий»), Р-228 (Сызрань-Саратов-Волгоград).

На территории ЮФО расположено 14 морских и 14 речных портов. Грузы, переваливаемые портами округа, перевозятся судами в страны Черноморского, Азовского и Балтийского морей. Морские и речные порты могут обслуживать суда «река-море» грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн, район плавания которых простирается до Гибралтара. Порты Краснодарского края обеспечивают переработку более 40 %
внешнеторговых грузов России, перевозимых морским флотом. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к Придунайским странам. Низовья Дона и Волги связывает судоходный Волго-Донской канал, что создает благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства стран Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Трубопроводный транспорт представлен международным магистральным нефтепроводом «Тенгиз — Новороссийск» и магистральным газопроводом «Россия — Турция» («Голубой поток»), а также рядом региональных нефте- и газопроводов. По территории Калмыкии проходят части системы магистральных газопроводов, находящиеся в ведении ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»; по территории Волгоградской области – магистральные газопроводы «Средняя Азия —Центр», «Союз», экспортные газопроводы Оренбург—Новопсков и Уренгой—Новопсков; по территории Астраханской области – нефтепровод Каспийского нефтяного консорциума (КТК).

Воздушный транспорт ЮФО обеспечивает перевозки пассажиров и грузов в межрегиональном и международном сообщениях. На территории округа международные аэропорты расположены в городах Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Анапа, Волгоград, Астрахань, Симферополь, Элиста.


  1. Промышленность


Топливно-энергетический комплекс представлен всеми основными отраслями: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетикой.

Угольная промышленность развита в основном в Ростовской области, куда заходит восточное крыло Донбасса. Топливная промышленность Крыма в целом и угольной в частности развита слабо вследствие недостаточной сырьевой базы.

Нефтяная промышленность наиболее развита в Кубано-Черноморском районе и в Нижнем Поволжье. Объем добычи нефти не обеспечивает полной загрузки крупных нефтеперерабатывающих предприятий Туапсе, Краснодара, Волгограда, которые в значительной мере работают на привозном сырье из Западной Сибири.

Самая молодая отрасль топливной промышленности региона — газовая. Добыча природного газа ведется в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, Республике Калмыкии, Республике Крым.

Электроэнергетика региона представлена всеми тремя основными типами электростанций — тепловыми, гидравлическими и атомными. 


Основная доля электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, использующих преимущественно газовое топливо и отчасти донецкий уголь, а также мазут. 

Одним из важнейших комплексов промышленного производства региона является машиностроительный. Машиностроение ЮФО характеризуется сложной отраслевой структурой; особенно выделяются сельскохозяйственное, станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Важная особенность машиностроительного комплекса региона — высокая степень производственной и территориальной концентрации. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции: Новочеркасский электровозостроительный завод, волгодонский Атоммаш, таганрогский «Красный котельщик» и др. Машиностроительный потенциал региона территориально сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях, дающих более половины всей стоимости продукции отрасли региона.

Развито сельскохозяйственное машиностроение (по производству зерноуборочных комбайнов, рисоуборочных комбайнов и самоходных тракторных шасси для рисоуборочной жатки, кукурузоуборочной техники и др.). 

По широте номенклатуры, качеству и товарной направленности пищевая промышленность округа не имеет себе равных среди регионов РФ. Пищевая промышленность ЮФО выполняет в равной степени две задачи: удовлетворение потребности населения региона и снабжение своей продукцией потребителей других регионов страны, включая европейский север, Сибирь и др. В весьма сложной отраслевой структуре пищевой промышленности региона выделяются масложировая, мясная, плодоовощеконсервная, винодельческая, сахарная, рыбная, маслосыродельная и молочная, мукомольно-крупяная. Из других отраслей пищевой промышленности региона следует отметить розлив минеральных вод.

Металлургический комплекс ЮФО включает в себя предприятия как черной, так и цветной металлургии. Предприятия черной металлургии выпускают высококачественную сталь для тракторных и автомобильных заводов. Цветная металлургия представлена Волгоградским алюминиевым заводом.

Химический комплекс ЮФО развивается преимущественно на местном сырье и производит разнообразные виды продукции: химические волокна и нити, пластмассы, синтетические смолы, фосфорные удобрения, синтетические моющие средства.