Файл: Лекция Генеральные планы предприятий по производству и ремонту подвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Б1.Б.25 Производство и ремонт подвижного состава, часть 3.
Учебный план
23.05.03 ПС - 2017.plx
Специальность 23.05.03 Подвижной состав железных дорог.
Специализации – Вагоны, Высокоскоростной наземный транспорт, Электрический транс- порт железных дорог Форма обучения – очная и заочная
Лекция 2. Генеральные планы предприятий по производству
и ремонту подвижного состава
ПЛАН
1. Нормативные документы, регламентирующие проектирование и строительство заводов, депо и иных организаций, занятых производством и ремонтом подвижного состава.
2. Понятие о генеральных планах предприятий по производству и ремонту подвижного состава
1.
Нормативные документы, регламентирующие проектирование и строительство заводов, депо и иных организаций, занятых произ- водством и ремонтом подвижного состава
Прежде чем перейти к обоснованию необходимости проектирования и строительства новых машиностроительных заводов по производству локомо- тивов и вагонов, депо и иных организаций, занятых ремонтом подвижного состава, продолжим разговор о современном состоянии локомотивостроения и вагоностроения, начатый в предыдущей лекции.
Напомним, что производством локомотивов и вагонов занимаются ло- комотивостроительные и вагоностроительные заводы машиностроительного типа, входящие в состав крупных машиностроительных холдинговых компа- ний.
В числе наиболее крупных локомотивостроительных заводов в России можно назвать:
1) Заводы, входящие в состав крупнейшего машиностроительного хол- динга – АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) – №1 среди производителей желез- нодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и №4 – на международном рынке. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модерниза- ции, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управле- ния движением (ТМХ)
1
. Выпускает вагоны метро, электро- и дизель-поезда, пассажирские вагоны, локомотивы, грузовые вагоны, дизель-электростанции,
1
https://www.tmholding.ru/about_us/
- официальный сайт АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ)

2 локомотивные, судовые и стационарные дизели, выполняет ремонт подвиж- ного состава:
– АО «Коломенский завод» – является единственным в России произ- водителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог Рос- сии
2
. Производство продукции основано на базе собственных конструктор- ско-технологических разработок. За последние 5 лет заводом выпущено свыше 370 локомотивов различных типов и более 2000 дизелей различного назначения. Завод выпускает магистральные пассажирские тепловозы для скоростей движения до 160 км/ч и пассажирские электровозы постоянного тока для скоростей движения до 160 км/ч, а также дизельные двигатели теп- ловозного, судового и стационарного назначения.
– ООО «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ) – крупнейший российский производитель магистральных и промышленных электровозов
3
. Первая продукция была выпущена в 1936 году. В 2003 году
НЭВЗ вошел в состав АО "Трансмашхолдинг". Созданные на НЭВЗ локомо- тивы, обладающие высокой степенью надёжности при работе в жестких кли- матических и сложных рельефных условиях, водят составы, перевозящие
80% всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. За последние 5 лет выпущено более 2200 электровозов различных типов. Завод выпускает грузовые электровозы переменного и по- стоянного тока мощностью до 13100 кВт, двухсистемные пассажирские элек- тровозы для скоростей движения до 200 км/ч, пассажирские электровозы пе- ременного тока мощностью до 4700 кВт, тяговые агрегаты, комплекты элек- трооборудования электропоездов постоянного тока.
– ОАО «Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприя- тий России
4
. Основан в 1873 году. Завод разрабатывает и выпускает манев- ровые тепловозы различных модификаций; магистральные тепловозы мощ- ностью от 5000 до 5400 кВт; запчасти для железнодорожного транспорта; ва- гоны-хопперы для перевозки зерна, минеральных удобрений, перевозки це- мента и других материалов. За последние 5 лет завод выпустил порядка 850 тепловозов различных типов и свыше 23 000 грузовых вагонов.
– АО «Демиховский машиностроительный завод» (АО «ДМЗ») – круп- нейшее предприятие в России по разработке и производству электропоездов постоянного и переменного тока
5
. За последние 5 лет завод выпустил более
2200 различных вагонов. Завод выпускает электропоезда постоянного и пе- ременного тока для пригородного и областного сообщения, а также для ин- термодальных перевозок для скоростей до 120 км/ч, специальные электропо-
22
https://www.kolomnadiesel.com/about/
- официальный сайт АО «Коломенский завод»
3
https://www.nevz.com/index.php/
- официальный сайт
ООО «Новочеркасский электровозостроительный за- вод»
4
https://ukbmz.ru/
- официальный сайт
ОАО «Брянский машиностроительный завод»
5
http://www.dmzavod.ru/
- официальный сайт АО «Демиховский машиностроительный завод»


3 езда переменного тока для перевозки ремонтных бригад РЖД, колесные пары для вагонов метро и рельсовых автобусов.
В
рамках программы развития ре- монтной базы расширил мощности по текущему и капитальному ремонту до
200 вагонов в год.
– АО «Метровагонмаш» (до 1992 года входило в состав «Мытищинско- го машиностроительного завода») — одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие распо- ложено вблизи г. Москвы, в г. Мытищи. Отдельное направление работы за- вода - рельсовые автобусы. Эти относительно новые для отечественных же- лезных дорог машины предназначены для работы на пригородных и межобл- астных неэлектрифицированных маршрутах.
2) Заводы, входящие в состав других машиностроительных холдингов:
– ООО «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская об- ласть) – входит в ОАО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ)
6
. Начало работы 1 июля 2010 года.
Основными видами деятельности «Уральские локомотивы» являются проектирование, производство, продажа и техническое обслуживание тягово- го и моторвагонного подвижного состава нового поколения, отличающегося повышенной экономичностью, высокими потребительскими, эксплуатацион- ными и экологическими свойствами.
Предприятие выпускает грузовые электровозы с коллекторными тяго- выми двигателями «СИНАРА» (серия 2ЭС6), грузовые электровозы постоян- ного тока с асинхронным тяговым приводом «ГРАНИТ» (серия 2ЭС10), а также магистральный грузовой электровоз, работающий от сети переменного тока 2ЭС7.
В мае 2014 года завод выпустил первый пятивагонный скоростной электропоезд «Ласточка». В январе 2015 года, после завершения испытаний и получения сертификата, «Ласточки» поступили в серийное производство, а уже с 1 октября того же года вышли в регулярные рейсы на участках Москва-
Крюково-Тверь. С ноября 2015 года «Ласточки» ЭС2Г поступили на маршру- ты Свердловской железной дороги.
В числе наиболее крупных вагоностроительных заводов в России мож- но назвать
– АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Ниж- ний Тагил) входит в Концерн «Уралвагонзавод». На протяжении многих лет лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении.
Предприятие известно в мире как производитель бронетанковой техники.
Доля Уралвагонзавод на рынке вагонов в 2018 году составила 26%.
– Тихвинский вагоностроительный завод расположен в городе Тихвин,
Ленинградская область. Собственник: Объединённая вагоностроительная компания (ОВК); с конца 2018 года 9,33% ОВК принадлежит «Ростеху». Ко- личество работников: более 9500 человек. Доля на рынке вагонов в 2018 году
6
https://ulkm.ru/
- официальный сайт ООО «Уральские локомотивы»


4 составляла 29%. Завод построен с нуля, заработал в 2012 году и быстро стал лидером рынка.
– АО «Алтайвагон» расположен в городе Новоалтайск, Алтайский край, является основным работодателем в моногороде. Собственник: холдинг
«СДС-Маш» Владимира Гридина и Михаила Федяева. Количество работни- ков: более 7500 человек. Доля на рынке вагонов в 2018 году: 14%.
Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), входящий в состав АО
«Трансмашхолдинг» – единственное в России предприятие по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги. Завод специали- зируется на выпуске одноэтажных и двухэтажных пассажирских вагонов, ва- гонов для международных пассажирских перевозок габарита RIC, электропо- ездов, а также различных типов вагонов спецназначения и грузовых вагонов, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог. За послед- ние 10 лет предприятием выпущено более 7000 различных пассажирских ва- гонов. Производственные площади завода позволяют вести работы по изго- товлению одновременно нескольких моделей пассажирских и специальных вагонов, а также электропоездов. Уникальная конструкторская школа, совре- менная производственная база и более чем вековой опыт в области производ- ства пассажирского подвижного состава обеспечивают предприятию воз- можность выполнять любые задачи по созданию новых моделей вагонов в необходимых заказчику количествах. Производственная мощность – свыше
1000 вагонов в год. Численность сотрудников предприятия – около 5500 че- ловек. Завод выпускает одноэтажные вагоны различных типов для скоростей движения до 160 и 200 км/ч, двухэтажные пассажирские вагоны различных типов для скоростей движения до 160 км/ч, вагоны для международных пас- сажирских перевозок габарита RIC для колеи 1435 мм. На заводе производят электропоезда для скоростей движения до 160 км/ч, вагоны грузовые и спе- циального назначения, тележки для пассажирских вагонов, колесные пары для пассажирских и грузовых вагонов, запасные части к пассажирским ваго- нам.
На сегодняшний день можем констатировать, что в России создан мощный развивающийся машиностроительный комплекс для производства современного подвижного состава. Но транспортная отрасль требует более интенсивного обновления парка локомотивов и вагонов. В средствах массо- вой информации есть сообщения о том, что отвечая на этот запрос, в стране есть промышленно-финансовые группы, кто ведет проектирование и строи- тельство новых заводов по производству подвижного состава и запасных ча- стей к нему. Например, сообщалось, что в 2021 компания «Аллегро», создан- ная ЕВРАЗом и промышленной группой «Рейл Сервис», приступили к пер- вому этапу строительства нового производства железнодорожных колес на территории особой экономической зоны «Титановая долина» (г. Верхняя
Салда)
7 7
Источник: https://www.evraz.com/ru/news-and-media/press-releases-and-news/evraz-i-reyl-servis-pristupili-k- stroitelstvu-novogo-proizvodstva-zheleznodorozhnykh-koles-v-titanov/


5
В феврале 2022 года компания завершила строительство основного производственного комплекса завода и начала монтировать основное техно- логическое оборудование для участка механической обработки колес.
Но мы должны понимать, что решение о проектировании и строитель- стве любого предприятия принимается после тщательного обоснования эко- номической целесообразности этих действий.
Ремонт подвижного состава осуществляют локомотиворемонтные, локомотивовагоноремонтные и вагоноремонтные заводы, а также сервисные локомотивные депо и ремонтные вагонные депо, а также иные организации, имеющие статус юридического лица.
Ремонт и техническое обслуживание тягового подвижного состава соб- ственности промышленных предприятий осуществляется в структурных под- разделениях этих предприятий или в иных промышленных и транспортных компаниях на договорной основе.
Современное ремонтное предприятие (РП) представляет собой произ- водство, которое сопоставимо с производством на предприятиях машино- строительной отрасли, а именно, с машиностроительным заводом (МЗ). По- этому теоретические основы проектирования РП базируются на принципах проектирования МЗ.
В продолжение лекции №1 напомним, что в числе наиболее крупных компаний, имеющих собственную материально-техническую базу для ремон- та подвижного состава можно назвать:
– ОАО «Желдорреммаш», которое в составе группы машиностроитель- ных компаний находится под управлением УК ООО «Локомотивные техно- логии» (управляющая компания ЛокоТех);
– ОАО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) и его дочернее предприятие ООО «СТМ–Сервис» (осуществляет сервисное обслуживание локомотивов ОАО «РЖД»);
– вагоноремонтные компании – дочернее общество ОАО «РЖД» –
ОАО «ВРК–1», и ОАО «ВРК–2 – НВРК», ОАО «Стальной путь (бывшее
ВРК–3)».
Учитывая подобие технологических процессов, принципов организа- ции производства, единообразие применяемого технологического оборудо- вания на всех предприятиях, занятых ремонтом подвижного состава, в даль- нейшем, для простоты изложения учебного материала, будем именовать их единым термином «ремонтное предприятие» (РП).
В то же время производство по ремонту подвижного состава имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при обоснова- нии решения о создании (строительстве) и проектировании РП. В их числе:
1. В машиностроительном производстве широко используется прин-
цип кооперирования промышленных предприятий различных отраслей. По своему функциональному назначению машиностроительный завод является предприятием-изготовителем определенной номенклатуры продукции. Про- изводство базируется на поэтапном формообразовании сырьевых материалов в полуфабрикаты, в отдельные детали, в сборочные единицы и в агрегаты а,


6 на завершающем этапе, – в готовое изделие. Поставки сырья и материалов требует широкого кооперирования промышленных предприятий различных отраслей.
Целесообразность строительства МЗ должна определяться с учетом межотраслевых связей, транспортных издержек на всех этапах производства и сбыта продукции, геологических и метеорологических условий местности, наличия трудовых ресурсов и производственной инфраструктуры.
2. РП не является предприятием-изготовителем конкретной номен-
клатуры подвижного состава и отдельных его агрегатов (если не считать запасные части, изготовляемые в основном на ремонтных заводах). Основной функцией ремонтного предприятия является периодическое восстановление ресурса подвижного состава всех типов, которые в процессе эксплуатации изменяют свои технические характеристики.
3. Экономическая целесообразность строительства ремонтного пред-
приятия определяется с учетом показателей работы конкретной железной
дороги, операторских компаний, ремонтных предприятий в регионе.В числе этих показателей можно назвать:

объемы перевозок в регионе;

наличие в регионе структурных подразделений операторских компа- ний и ремонтных предприятий;

преобладающий тип подвижного состава, используемый в регионе предполагаемого строительства РП;

перспективы развития предприятий локомотиво-вагоностроения, прогнозы поступления на железнодорожную сеть инновационных моделей и динамики обновления подвижного состава;

наличие пунктов массовой погрузки и выгрузки грузов;

динамика потребностей подвижного состава в ремонте;

уровень занятости населения и другие факторы социального и де- мографического характера в регионе предполагаемого строительства РП.
Создание объекта строительства (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение) осуществляется в непрерывном инвестицион- ном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию.
В Российской Федерации проектирование и строительство промыш- ленного предприятия, в том числе и РП, регламентировано большим числом нормативных документов. В их числе назовем документы, определяющие порядок разработки проектной документации на капитальное строительство:
– Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 48, 49);
– Постановление Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. «Положение о составе разделов проектной документа- ции и требованиях к их содержанию»;
– Постановление Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экс-