Файл: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

Цели:

Образовательная: актуализировать и развивать знания обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни, обеспечивать учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Развивающая: формировать способности применения полученных знаний, навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Воспитывающая: стимулировать интерес обучающихся к проблемам своего здоровья, воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  компьютер, слайды, плакаты с высказываниями, анкета, упражнение «Избушка», диагностический лист.

Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни.

Ход урока

I.Организация начала урока

II. Мотивация.

Перед вами конверты, откройте их. Это список ценностей человека, необходимых ему для счастья. Расположите их в убывающем порядке, по степени важности. Давайте посмотрим, что получилось?  А теперь, закрепите на доске ту ценность, которая у вас оказалась самой первой по списку.

Мнения разошлись, поскольку понятие счастье для каждого имеет свой смысл. Ваше мнение мы узнали. Давайте познакомимся с высказываниями по этому поводу великих известных людей. Они все ставят на первое место одно обязательное условие для счастья. В высказываниях оно пропущено. Ваша задача попытаться определить, о чем идет речь (ответы учащихся)

Предположений будет много, но наверняка сказать сложно. Вернемся к вашим ценностям и постараемся доказать, настолько ли они важны, как мы думаем.
(подвести детей к понятию «здоровье»)
У некоторых ребят – семья. И Вы совершенно правы! Но,  давайте представим себе, что в обычной семье, где все друг друга уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет для этой семьи в этот трудный период? Конечно, здоровье ближнего.  Некоторые ребята выбрали такую ценность, как недвижимость. А я приведу Вам такой пример: человек имеет хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Скажите, все то, что он имеет в этой ситуации важно для него? А что для него будет важным? Правильно, здоровье!  Так какая же самая главная ценность для человека? Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

- сформулируйте тему урока.

В учебниках это тема звучит так «Общие понятия о здоровье как основной ценности человека».

(слайд 1)

- Выполните небольшую самостоятельную работу. Вам легко было выполнить ее, со всеми заданиями справились? Что помешало?

А чтобы справиться со всеми заданиями, какие вопросы мы должны разобрать на уроке?

План урока. (слайд 2)

IV.Работа над новым материалом.

  1. Определение здоровья

Учитель:

(слайд 3) Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место.

Мы все желаем друг другу здоровья. Повсюду сегодня услышишь «Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив».

Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, люди именно со здоровья начинают свои пожелания.

А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье - это самое главное! Будьте здоровы, а остальное приложится!»

Ребята, а что такое здоровье? Попробуйте сформулировать своими словами, как вы понимаете это слово.

(ответы детей)
Вы все по-своему правы, а что же нам говорят на этот счет другие источники?

(находят определение здоровья и учитель вывешивает их на доску)

А теперь откройте учебники и прочитайте определение. (слайд 4- 5)

Ребята, а как вы думаете, много ли среди нас сегодня здоровых людей?

Давайте обратимся к статистике и посмотрим, что нам говорят об этом специалисты здравоохранения. (слайд 6)

По данным здравоохранения физическое состояние населения за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний.

Специалисты отмечают, что только в нашей стране существует огромная смертность людей трудоспособного возраста. Каждый десятый школьник курит, а общее число наркоманов в стране

достигает 1,5 млн человек! Каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвертый от болезней легких. Таким образом, несмотря на разговоры о здоровье, увеличивается количество нездоровых людей.
Давайте посмотрим, из чего складывается здоровье.

(слайд 7)

Прийти к выводу, что здоровье человека зависит, в первую очередь, от того, какой образ жизни он ведет.
Работа в группе.

-Предлагаю вам самостоятельно поработать и сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.
Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека (найдите эту информацию в учебнике на стр. 165):

(слайд 8)

  • отсутствие болезни;

  • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

(запишите в тетрадь)

В более обобщенном виде выделяют три блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья: (слайд 9)

(слайд 10) объективные показатели(температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и лейкоцитов в крови, содержание сахара и многое другое);

Например: ученик пришел в школу, но он не здоров, хотя нет температуры или не болит голова. Какие еще показатели здоровья вы можете добавить? (самочувствие, настроение, аппетит, сон и др. )

(слайд 11) Субъективные показатели.

(слайд 12) Так же хочу отметить «количество здоровья», которое измеряется предельными возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственный голод, холод, стресс и др. ) без изменения состояния, т. е. без остаточных последствий.

(Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях).

(слайд 13). Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общественной. Почему? Вы согласны с этим?

Вывод: (слайд 14) общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Очень хорошо об этом сказал в своем трактате «Об обязанностях» Марк Туллий Цицерон
, древнеримский деятель, оратор и писатель. (слайд 15).

V. Прогрессивная релаксация (упражнение на напряжение и расслабление на фоне музыки).

(слайд 16) упражнение «Избушка»

VII. Рефлексия

- Вернемся к нашей самостоятельной работе. Теперь вы получили недостающие знания и можете ответить на вопросы (устно).

(слайд 17) Задание на ассоциации. (если останется время)

На каждую букву этого слова здоровье напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

Вернуться к высказываниям.
IX. Итог урока.

- Какое место среди ваших жизненных ценностей отводится здоровью?

(слайд 18)

(слайд 19) Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.
- Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины.

Самооценивание деятельности учащихся на уроке (лист самооценки)

X. Домашнее задание. Задаются индивидуальные задания для учащихся по карточкам.

  1. Найти в литературе высказывания известных валеологов о здоровье.

  2. Найти в библиотеке статью о способах сохранения и укрепления здоровья.

  3. Подготовить рассказ о факторах разрушающих здоровье.