Файл: 5 Педагогические проблемы методического характера в системе дополнительного образования и поиск их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 5.2. Педагогические проблемы методического характера в системе дополнительного образования и поиск их решения
Цель занятия: закрепление знаний о педагогических проблемах методического характера в системе дополнительного образования и поисках их решения; формирование умений использовать знания в практической педагогической деятельности.
Задание 1. Проанализируйте педагогической ситуацию (на Ваш выбор) согласно следующим структурным компонентам и параметрам:
1) Описание ситуации
2) Цель проработки педагогической ситуации
3) Задачи
4) Тип проблемы (воспитательная, социально-педагогическая, дидактическая и т.п.)
5) Методы и формы педагогического воздействия
6) Какое ценностное отношение актуализирует данная педагогическая ситуация?
. Началом решения любой педагогической задачи является умение увидеть ситуацию (шумят дети в классе, передают по классу записку, ребенок опоздал на урок, не подготовился к уроку — все это педагогические ситуации). Ситуация — всегда противоречие между ожидаемым, желаемым и реальностью. Увидев ситуацию, учитель должен уметь превратить ее в задачу, т.е. направить сложившиеся условия на перестройку отношений в соответствии с целью (сверхзадачей).
Ситуация может не стать задачей, если учитель ее не замечает или игнорирует, не придает значения. Кроме того, ситуация может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, т.е. будет решаться самая маленькая, частная задача (например, если учитель реагирует на ситуацию окриком, тем самым не разрешая, а усугубляя ее).
Таким образом, ситуация становится задачей, когда она обнаружена (увидена) учителем и когда ее решение подчинено общей цели:
Ситуация + цель= задача.
2-й этап. Анализ ситуации и осознание проблемы. Часто учителя опускают эту стадию и принимаются за решение задачи. Они не ощущают глубину конфликта, стереотипно воспринимают ситуацию. (Например, ребенок не выучил урок: «Садись, "два"».) В результате проблема не осознается до конца, воспринимается лишь её внешняя сторона. Неумение проанализировать и осознать ситуацию, увидеть, что стоит за действиями учеников, приводит к ошибкам в решении задачи. Необходимо видеть задачу во взаимодействии с другими задачами и целью и решать ее «с дальним прицелом» (не просто навести порядок в классе, но дать почувствовать ученикам, что они поступают плохо, понять, почему это произошло).
3-й этап. Анализ исходных данных. Предыдущий этап плавно переходит в анализ конкретных составляющих ситуации (участников (кто?), условий (где?), причин (почему?), возможных последствий (что будет?)).
4-й этап. Прогноз действий. После анализа и оценки всей ситуации с учетом возможных последствий и результатов, учитель прогнозирует свои действия. Он выдвигает разные гипотезы, возможные варианты решения задачи и стремится из этого многообразия выбрать наиболее эффективное и оптимальное решение. Учитель решает вопрос: «Что делать?»
5-й этап. Выбор методов и средств воздействия. Здесь решается вопрос: «Как делать?», «Как воздействовать на детей или ситуацию?». В данном случае учитель должен исходить из реальных собственных возможностей («смогу или нет, так сделать?»).
Таким образом, решение одной и той же педагогической задачи может осуществляться совершенно по-разному разными учителями, но при этом давать одинаковый (положительный) результат. Но и одна и та же задача, решенная одинаковыми способами, у разных учителей может приводить к разным результатам. Это зависит от навыков, техники, темперамента самого учителя и от условий, в которых решается задача (что за дети, какие с ними взаимоотношения и т.д.).
6-й этап. Анализ результатов. После решения задачи учитель должен обязательно проанализировать успешно или нет решена задача. Анализ должен охватывать как кратковременный, так и отсроченный результат (т.е. что даст детям сегодняшний результат в будущем).
2 подход. Этапы решения педагогической задачи (по П.И. Пидкасистому)
Процесс решения педагогических задач, как и любой процесс, проходит определенные этапы:
-
анализ наличной ситуации; -
целеполагание; -
выбор соответствующих видов деятельности воспитанников и позиции педагога; -
регулирование и коррекция; -
оценка результатов и эффективности использованных средств.
3 подход. Этапы решения педагогической задачи (по В.А. Сластенину)
-
постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; -
конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); -
осуществление плана решения педагогической задачи на практике; -
анализ результатов решения педагогической задачи.
4 подход .Общий алгоритм решения педагогической задачи (по Т.А. Юзефавичус)
Источник Педагогика: [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. Заведений/ П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. – С.440-442.
1.Проанализировать педагогическую ситуацию и сформулировать проблему задачи, содержащуюся в данной ситуации (осознать условие педагогической задачи).
2.Сформулировать проблемный вопрос задачи (описать желаемый педагогический результат, способ достижения которого неизвестен, но должен быть найден для реализации общей цели педагогической деятельности в условиях, определенных характеристиками педагогической ситуации).
3.Определить несколько вариантов ответа на проблемный вопрос (на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях разрешения проблемы задачи), удовлетворяющих условию педагогической задачи (дать варианты решения задачи; решить задачу как можно большим количеством педагогически оправданных способов).
4.Доказать правильность предложенных вариантов решения задачи, т.е. их непротиворечивость нормам-регуляторам профессиональной педагогической деятельности.
5.Выбрать оптимальный вариант решения педагогической задачи (обосновать его оптимальность).
6.Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах принятого педагогического решения, методы оценки последствий педагогической деятельности, осуществленной на основе принятого педагогического решения задачи.
7.Сформулировать ответ на педагогическую задачу, описав последовательность педагогических действий как план деятельности по разрешению проблемы задачи.
8.Осуществить педагогические действия.
9.Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи: оценить процесс и результаты педагогической деятельности на основе принятого педагогического решения.
10.Выявить возможные профессионально-педагогические ошибки, допущенные при реализации принятого педагогического решения.
11.Продумать способы минимизации выявленных профессионально-педагогических ошибок.
5 подход. Алгоритм решения педагогической задачи (по В.И.Лещинскому)
1. Выдвижение гипотезы:
- выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
- прогнозирование их результативности;
- рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
- выбор методов педагогического воздействия;
- определение соответствующих методических приемов;
- выбор организационных форм;
- подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов: характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Предложите 2-3 метода диагностики затруднений педагога в методической деятельности. В предложенных Вами методах укажите цель и задачи педагогического диагностирования.
Задание по теме 5.3. Определение путей совершенствования педагогического мастерства в организациях дополнительного образования
Цель: закрепление знаний о путях совершенствования педагогического мастерства в организациях дополнительного образования; формирование умений использовать знания в практической педагогической деятельности.
З адание 3. Составьте схему «Пути совершенствования педагогического мастерства».
Разработайте три дидактические упражнения для развития учебной мотивации учащихся. В упражнениях необходимо отразить целевые мотивационные установки:
1) понимание важности учебной деятельности;
2) развитие коммуникативных навыков учащихся (способствовать сплочению коллектива учащихся, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать);
3) появление и закрепление положительных мотивационных установок для развития учебной деятельности.
иагностические методики мотивационного развития младшего школьника
Методика мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»
Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.
Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.
Лесенка побуждений
Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.
Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);
4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.
Социальные мотивы:
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
Познавательные мотивы:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Социальные мотивы:
1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).