Файл: Теория и методика экологического образования детей как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2–3-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысления воспринятого разумом.

В книге «Материнская школа» Коменский наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.

Центральной частью работы является IV глава, где Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы(дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги т.д. Понятно, что Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

Из оптики Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).

Коменский подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.

Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой); все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Великий французский просветитель
, мыслитель Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» разработал план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой. Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями. Руссо считал, что современные учебники и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам воспитание, есть воспитание со стороны вещей»

Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. Педагог был убежден, что свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо. «Живя в деревне, ребенок получает некоторое восприятие о полевых работах… Увидев раза два, как возделывают сад, как сажают, собирают, разводят овощи, он в свою очередь захочет заниматься огородничеством. Ежедневно мы приходим поливать бобы и с восторгом следим заихвсходом. Я увеличиваю эту радость, даю ему почувствовать, что он положил сюда свое время, свой труд, свои заботы, одним словом, свою личность, что в этой земле есть частица его самого, которую он может требовать назад»]. В возрасте от 2-х до 12-ти лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как

другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное»

«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения» . Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. По его мнению, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми».

Под влиянием взглядов Руссо швейцарский педагог И.Г. Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоничном развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к совершенствованию. Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. Основа духовной жизни, по Песталоцци, – всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории природы» – в поле, в лесу, в горах и долинах. «Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа.

До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы – только в этом случае можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции. Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимым использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в экологическом образовании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы и ее взаимосвязей со стороны взрослых.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Мнение Я.Коменского о роли природы в воспитательном процессе

  2. Ж.Ж.Руссо о природосообразности воспитания

  3. И.Песталоцци о необходимости общения с природой

Лекция 3.

Тема: Общение с природой как одно из основных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста

В эпоху современности свободное развитие личности невозможно вне связи с экологией. Без экологического видения миранереально реализация человеческой сущности. При этом любыедействия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействиячеловеканамирприроды,являющейсячастьюноосферыкультурыЗемли.

Проблемавлияния природынаразвитие личностичеловекапредставляет собой область широкого междисциплинарного исследования.Термин«природа»имеет несколькозначений:

  • все существующее во Вселенной, весь материальный, энергетический и информационный мир... (В.Даль, С.И.Ожегов,БСЭ,Н.Ф.Реймерс);

  • совокупностьусловийсуществованиячеловека(БСЭ,Н.Ф.Реймерс);

  • места внегорода(С.И.Ожегов).

Согласно определению, данному в Философском энциклопедическом словаре, понятие «природа» имеет три смысловых значения:

  1. В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразииего форм; понятие «природа» в этом значении стоит в одном рядуспонятиямиматерии, универсума,Вселенной.

  2. В более узком смысле – объект науки, а точнее – совокупныйобъектестествознания («наукоприроде»).

  3. Наиболееупотребительнотолкованиеприродыкаксовокупностиестественныхусловийсуществованиячеловеческогообщества.

Можно выделить несколько аспектов значимости природы в жизни человека.

Познавательная ценность природы. Наблюдая за особенностями приспособления животных и растений к среде обитания, человек научился создавать предметы, машины, приборы, конструктивные особенности и принципы действия которых заимствованы у природы. Он замечал, что у животных, живущих в воде, как правило, форма тел овальная (рыба, утка), а на ногах имеются перепонки (утка, лягушка), и создавал аналогичные предметы для передвижения в воде (подводная лодка, корабль, ласты, весла). Живые организмы, приспособившиеся к перелетам и имеющие для этого крылья (птицы, насекомые), лопасти (семена растений),


«подсказали» человеку принцип создания самолета, вертолета, пропеллера. Животные, передвигающиеся в земле, как правило, имеют когтистые лапы (крот), особое строение головы (дождевой червяк), вибрирующие челюсти (роющая оса). Эти свойства применены человеком при создании экскаватора, машины для прокладки тоннелей в земле, отбойного молотка и других механизмов. Наблюдение за животными, меняющими цвет в зависимости от цвета окружающей их среды (хамелеон, камбала), помогло человеку в создании краски, меняющей цвет в разных условиях среды, очков, изменяющих тон стекла в зависимости от освещения.

Животные, передвигающиеся ночью, в темноте, имеют способность издавать особый звук (ультразвук) и тем самым определять препятствия, не натыкаясь на них (летучая мышь). Наблюдая за этой особенностью, человек создал прибор для передвижения слепых людей (фонарь с ультразвуком, ультразвуковые очки с микрофонами в ушах).

Анализируя особенности поведения живых существ в зависимости от изменения условий среды, люди научились предсказывать погоду. По изменению поведения животных человек научился предвидеть стихийные бедствия. Наблюдая за тем, как некоторые живые существа меняют свое поведение в неблагоприятных условиях, человек научился определять качество среды.

Человек черпал знания у природы и стал могущественным, сильным. Однако, окрыленный успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место и биосфере. Человек биосоциален, поэтому он подчиняется как биологическим, так и социальным законам.

Эстетическая ценность природы. Природа – великий художник. О красках и формах в природе можно говорить бесконечно. Это понимали и художники первобытного общества, кото- рым очень хотелось рассказать сородичам о своем видении мира. Они рисовали на стенах пещер с помощью глины, мела, угля. Русскую природу воспели И. Шишкин, А. Саврасов, А. Куинджи, И. Левитан. Их картины – отражение красоты многоликой и величавой России, которая никого не может оставить безразличным.

Звуки природы послужили основой для многих музыкальных произведений. Так, удивительные звуки, производимые насекомыми, привлекли внимание композитора Н.А. Римского-Корсакова, и «Полет шмеля» он услышал в старом саду, когда работал над оперой «Сказка о царе Салтане».

Глубокое чувство родной природы наполняет произведения русских писателей. Вспомним живые картины лесов и степей, равнин и гор, проходящие перед нашими глазами при чтении книг Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, лирических зарисовок И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и других.