ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ТРЕНАЖЕРА ЛОКОМОТИВА
Кузнецов В.Е.,
преподаватель,
Медведев А.Н.,
заведующий лабораторией
ОГПОУ «Старооскольский
индустриально-технологический техникум»,
Белгородская область, г. Старый Оскол,
st-sitt@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организационно-технического управления процессами технической реализации сложного многолетнего проекта с использованием комплекса аппаратно-программных компьютерных, микроконтроллерных средств, средств сопряжения и визуализации, с привлечением одаренных студентов.
Ключевые слова: тренажер, грант, контроллер, цифродром, управление, локомотив, одаренность, проектная деятельность.
Проектная деятельность - это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги. [1]. Выдающийся математик А.Н. Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Изучение явления одаренности в настоящее время становиться очень актуальным и привлекает внимание преподавателей и психологов. Не пройти мимо одаренности, вовремя рассмотреть, привлечь к выполнению значимых проектов задача неравнодушных, технически грамотных педагогов. Из практики работы известно, когда студента специальности АСУ, чуть не отчислили из техникума за неуспеваемость. Но своевременное подключение к выполнению технических проектов с использованием «тонких клиентов» (ЭВМ размером меньше гаджета), и микроконтроллеров, позволило на отлично защитить дипломный проект, отслужить достойно в Российской Армии и сейчас работать в лаборатории метрологии ОЭМК. Это не единичный случай.
Одаренность носит многогранный характер, иногда узконаправленный. Джозеф Рензулли - американский педагог-психолог, разработал трёхчастную модель одарённости, в которой одарённость обнаруживается на пересечении трёх человеческих свойств: способности выше среднего, повышенная мотивация к решению задач и креативность.
Если говорить о проектной деятельности с одаренными студентами, необходимо отметить также актуальность и важность данной работы. Причин здесь множество. С позиции педагога-руководителя это наблюдение изменения состояния обучающихся - от простого участия в анализе задачи, сформулированной руководителем, к выработке технического решения для аппаратно-программной реализации и в итоге к самостоятельной работе.
Для студентов появляется возможность проявить инициативу, творчество, фантазию. Развивается личная ответственность при выполнении обязанностей, приобретаются навыки работы в команде и умения действовать в интересах коллектива. Отвлекает от «сидения» в социальных и игровых сетях, развивающих цифровое слабоумие.
Подобная работа захватывает всех участников проекта и студентов и руководителей. Конечно, это не научные открытия студентов, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности.
Потребность создания учебного тренажера локомотива продиктована необходимостью самостоятельной отработки студентами профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» первичных навыков управления железнодорожными составами. На производственной практике это не всегда возможно. По этому была организована инициативная группа работников техникума в составе: Кузнецов В.Е., Медедев А.Н., Чиресленко С.В. Проведены собеседования со студентами железнодорожниками для выявления потенциальных участников предстоящего проекта. Был изучен виртуальный тренажер для тестирования навыков машинистов локомотивного депо железнодорожного вокзала г. Старый Оскол и намечен первичный план проекта собственного тренажера. Опыт управления подобными проектами нами был освоен ранее при сотрудничестве во время совместных проектов с Профессиональной школой Фреденберг, Зальцгиттер (Германия) и изготовлении рабочего места инвалида (разработка была успешно представлена на ВВЦ в Москве).
Первым этапом было выбрано направление построения макета кабины локомотива ВЛ80. Участвовали в основном старшекурсники. Руководство депо железнодорожного вокзала, где наши студенты старшекурсники проходят производственную практику, оказало помощь техникуму, передало некоторую часть оборудования кабины локомотива ВЛ80.
После создания части макета приступили к созданию тренажера. Наибольший интерес к разработке, монтажу, поиску комплектующих тренажера проявил студент, обучающийся по профессии "Машинист локомотива", Сидоров Игорь, начиная с первого курса. Он связался с Курским техникумом, где велась подобная работа и совместно вырабатывали технические решения создания виртуальной среды управления локомотивом. Это качественно отличающийся от первого этапа вариант. Потребовались одиннадцать стрелочных приборов, специальный управляющий контроллер. Личные контакты, которые были налажены с поставщиками тягового агрегата из Екатеринбурга, позволили получить от них посылку с недостающими приборами, а от депо Стойленского ГОКа недостающий контроллер. Преподаватели специальных дисциплин из своих демонстрационных и рабочих материалов выдали часть приборов.
Первая демонстрация, уже в основном работающего тренажера, состоялась 21 сентября 2018 года на VIII Всероссийском фестивале "NAUKA 0+" в молодежном культурном центре НИУ "БелГУ". В мероприятии участвовали представители высших учебных заведений, профессиональных образовательных учреждений, школьники, в том числе представители студенческого и научного сообщества Московской, Орловской и Курской областей. Особый интерес посетители проявили к уникальной разработке тренажера электровоза на базе оригинальных узлов кабины машиниста с возможностью отработки студентами первичных навыков управления железнодорожными составами. Осенью 2019 года на базе ВКК «Белэкспоцентр» (г. Белгород, ул. Победы, д.147А) проводилась региональная выставка «Белгородское образование: время перемен». Наш техникум достойно выступил на этом мероприятии. Главным экспонатом был тренажер, его представлял ведущий участник проекта студент профессии «Машинист локомотива» Сидоров Игорь. Губернатор области отметил актуальность наших стендов, демонстрирующих новейшие достижения в сфере организации профессионального образования, создания цифровой образовательной среды.
Тренажер, как живой организм, неоднократно усовершенствовался. Реальные стрелочные приборы были заменены на виртуальные и программно связаны с органами управления. Осуществлена визуализация маршрутов движения на железнодорожных перегонах и станциях. Эти сложные программно-технические задачи решалась поэтапно заведующим лабораторий ИТ Медведевым А.Н., Кузнецовым В.Е., Сидоровым Игорем. Кузнецов В.Е осуществлял, как заместитель директора по ИТ, общее организационно-техническое управление проектом. В модернизации участвовали будущие специалисты большинства профессий нашего техникума. Студенты специальности «технология машиностроения» в токарной мастерской изготовили ручки и рычаги управления по образцам оригинальной кабины. Сварщикам достались монтажные работы. Автомеханикам - подготовка к покраске и сама покраска тренажера. Студентам специальности «Мехатроника и мобильная робототехника» разработка части программных «скетчей».
В конце 2019 года была подана заявка на конкурс «Цифродром-2019» студентом, обучающимся по профессии "Машинист локомотива", Сидоровым Игорем. Тем более, что вся работа шла, опираясь на энтузиазм инициативной группы, а последующая доработка требовала материальных затрат. Подобный тренажер стоит десятки миллионов.
В начале 2020 года проект «Разработка и изготовление учебного тренажера для совершенствования навыков у студентов навыков управления локомотивом» Сидорова Игоря в номинации «Лучший молодежный стартап» (для студентов СПО) был признан победителем грантового конкурса "ЦИФРОДРОМ".
Таким образом, креативность технически грамотных работников, и профессиональная заинтересованность студентов профессии "Машинист локомотива", и лидера - Сидорова Игоря, обеспечила успех практической деятельности.
Появилась возможность имитации процесса управления локомотивом в безопасных условиях. Расширились возможности проведения практических работ в рамках предмета. Творческая, созидательная деятельность была и есть во всех поколениях студентов. Необходимо ей грамотно распорядиться. Традиции лидерства в значимых технических проектах остаются актуальными. Потенциал есть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие/ сост. И.М. Дудина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 28 с.
2. Каплун Дмитрий, Ольга Брикова, Вячеслав Гульванский, Василий Кузнецов, Сергей Лысов "Программно-аппаратная платформа Renesas Synergy: инструменты для разработки на уровне API. Часть 1", Компоненты и технологии, №7, 2018. С.24-29.
3. Каплун Дмитрий, Миненко Максим, Синица Александр, Кузнецов Василий, Лысов Сергей "Программно-аппаратная платформа Renesas Synergy: инструменты для разработки на уровне API. Часть 2", Компоненты и технологии, №5, 2019. С.50-55.
4. Кузнецов В.Е. Программное обеспечение виртуализации и моделирования на примере специальности АСУ. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции (30 марта – 10 апреля 2021 года, С. 22-25. Воронежский юридический техникум.