Файл: Психоэмоциональное состояние спортсменов занимающихся биатлоном в процессе соревновательной деятельности.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
на тему: Психоэмоциональное состояние спортсменов занимающихся биатлоном в процессе соревновательной деятельности
специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Работу выполнил:
обучающийся ПДО-21-2с группы
Третьяченко В.Д. ______________
подпись
Руководитель:
Буланбаева К.Ш. _________
подпись
Оценка «…………….» Дата:
Тюмень, 2022 г
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям….4
1.1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям……….4
1.2. Эмоциональный компонент психической готовности………...9
1.3. Эмоции и их виды…………………………………………….....10
1.4 Теории эмоций…………………………………....………………14
1.5 Различия в эмоциональных проявлениях……………………….22
1.6 Баланс нервных процессов………………………………………29
2.1 Организация и проведение исследования………………………36
Заключение……………………………………………………………47
Список использованных источников………………………………..49
Введение
Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это «повышением психологической надежности спортсмена». Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования.
Современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического контроля. Создание такой системы предполагает учет основных положений психодиагностики. Сущность психодиагностики в спорте состоит в прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом зависит от способности выделить достаточное количество психологических признаков и объединить их в систему.
Психодиагностическое направление в первую очередь связано с развитием комплексных психологических исследований, рассматривающих человека как многоуровневую систему.
Именно в комплексных исследованиях анализируются и сопоставляются основные психологические стороны человека, каждая из которых представлена широким арсеналом психических показателей, выявляющих многие отдельные грани психических свойств.
Оптимизация спортивной деятельности требует знаний о принципиальных психологических закономерностях строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление.
Сущность надежности спортивной деятельности заключается в устойчивости к повышению утомления и эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно рассматривать как наивысшую степень эффективности процесса психического регулирования его деятельности, благодаря которой достигается максимальная надежность осуществления этой деятельности.
В чем же заключается практическая и научная актуальность данной темы?
1. Саморегулирование деятельности является важнейшим компонентом психической надежности.
2. Контролирование эмоций (эмоционального возбуждения) обуславливает четкую реализацию программы действий, в особенности на соревновательном этапе.
3. Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена.
Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.
На основе анализа научно-методической литературы в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям.
2. Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния.
3. Исследовать уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся спортивной школы олимпийского резерва по биатлону им. Ф.В. Маматова
4. Провести психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости.
5. Проверить эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности.
Предмет исследования: эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.
Объект исследования: группа учащихся спортивной школы олимпийского резерва по биатлону им. Ф.В. Маматова.
Гипотеза: Психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно–юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.
Глава 1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям
1.1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям
Изучая литературу, посвященную психической готовности спортсмена к соревнованиям, мы обнаружили две точки зрения.
В психологической подготовке Е. А. Калинин выделил четыре взаимосвязанных компонента [30]:
1. Мотивационный – показатели мотивационных установок, некоторых волевых черт личности;
2. Рефлексивный – показатели самоконтроля и саморегуляции;
3. Эмоциональный – характеристики эмоционального состояния и его стабильности;
4. Сенсомоторный – показатели сенсомоторики и внимания.
Важнейшим психологическим компонентом деятельности спортсмена является психическая готовность к этой деятельности. В зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется спортивная деятельность, качественно меняется и психическая готовность.
Автор выделяет различные формы психической готовности:
· общую к осуществлению спортивной деятельности как базовую (фоновую) характеристику психической готовности, на основе которой происходит формирование его конкретных состояний;
· этапную к осуществлению определенных спортивных действий в условиях данного этапа подготовки;
· текущую к выполнению действий, обусловленных особенностями учебно-тренировочного процесса;
· непосредственную к выполнению соревновательных действий. В этом виде психической готовности целесообразно выделить три самостоятельные формы: предсоревновательную, собственно — соревновательную и постсоревновательную.
Таблица 1 раскрывает комплексность по компонентам готовности. В ней показывается организация измерений состояний спортсмена по многим разноуровневым параметрам, относящимся к мотивационным, рефлексивным, эмоциональным и сенсомоторным проявлениям психической готовности.
Таблица 1. Основные компоненты психической готовности спортсмена (Е. А. Калинин)
Объекты | Компоненты | | |||
| Мотивационный | Эмоциональный | Сенсомоторный | Сенсетивность | |
Общая готовность | Перспективное целеполагание, Мотивация спортивной деятельности | Значимость спортивной деятельности, Уверенность в своих силах | Эмотивность, Реактивная уравновешенность | Моторная организация | |
Этапная готовность | Этапное целеполагание, Мотивация достижения цели | Значимость достижения цели, Уверенность в достижении цели | Состояние тревоги и фрустрации, Самоконтроль состояний | Регуляция моторики, Регуляция сенсорики | |
Текущая готовность Непосредственная готовность | Желание тренироваться | Самооценка активности | Вегетативная активность | Сенсомоторная активность | |
- до соревнований | Адекватность притязаний, Желание соревноваться | Значимость соревнований, Уверенность в своих силах | Эмоциональное возбуждение, Саморегуляция состояния | Сенсорная активность, Моторная устойчивость | |
- в ходе соревнований | Устойчивость мотивации | Реализация программы деятельности | Оптимальность возбуждения | Эффективность исполнения | |
- после соревнований | Адекватность ожиданий | Удовлетворенность достигнутым | Вегетативная активность | Сенсомоторная активность |
Одна из форм реализации комплексного подхода состоит в том, что отмеченные разноуровневые компоненты измеряются в условиях различных психических состояний.
Данные особенности целесообразно выявлять в процессе непосредственной спортивной деятельности. Наиболее подходящей для
этого является соревновательная деятельность, так как в ее процессе происходит реализация программы действий и достижение основных целей спортсменов – необходимого результата. Поэтому вопрос об эмоциональном возбуждении мы будем рассматривать непосредственно на соревновательном этапе.
Вторая точка зрения на психическую готовность спортсмена представлена А.В. Алексеевым. Его концепция «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является эффективным ресурсом для психического развития спортсмена.
Все, чем занимаются спортсмены и тренеры, все, что приносит им радость и страдания, травмы и награды, все это делается ради одной конечной цели — успешно выступить на соревнованиях. Успех возможен лишь при условии, что спортсмен сможет в нужный момент вывести все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удержать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым состоянием, или сокращенно ОБС.
Оптимальное боевое состояние — это наилучшее психофизическое состояние, это состояние вдохновения, которое достигается за счет
правильно организованной самомобилизации и обеспечивает предельно успешную реализацию всего имеющегося опыта спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Поэтому каждый, кто хочет выступить наилучшим образом, должен непосредственно перед началом состязания ввести себя в свое оптимальное боевое состояние и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд своего выступления.
Хотя ОБС для каждого спортсмена весьма специфично и строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента, общих для всех, несмотря на вид спорта, пол и возраст.
1. Физический компонент ОБС — это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. Подобные ощущения полностью зависят от качества физической (сейчас чаще говорят «функциональной») и технической подготовки спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС.