Файл: Психоэмоциональное состояние спортсменов занимающихся биатлоном в процессе соревновательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования

на тему: Психоэмоциональное состояние спортсменов занимающихся биатлоном в процессе соревновательной деятельности

специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

 

Работу выполнил:

обучающийся ПДО-21-2с группы

Третьяченко В.Д. ______________

подпись

 

Руководитель:

Буланбаева К.Ш. ­­_________

подпись

Оценка «…………….» Дата:

Тюмень, 2022 г
Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям….4

1.1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям……….4

1.2. Эмоциональный компонент психической готовности………...9

1.3. Эмоции и их виды…………………………………………….....10

1.4 Теории эмоций…………………………………....………………14

1.5 Различия в эмоциональных проявлениях……………………….22

1.6 Баланс нервных процессов………………………………………29

2.1 Организация и проведение исследования………………………36

Заключение……………………………………………………………47

Список использованных источников………………………………..49

Введение

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это «повышением психологической надежности спортсмена». Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования.
Современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического контроля. Создание такой системы предполагает учет основных положений психодиагностики. Сущность психодиагностики в спорте состоит в прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом зависит от способности выделить достаточное количество психологических признаков и объединить их в систему.

Психодиагностическое направление в первую очередь связано с развитием комплексных психологических исследований, рассматривающих человека как многоуровневую систему.
Именно в комплексных исследованиях анализируются и сопоставляются основные психологические стороны человека, каждая из которых представлена широким арсеналом психических показателей, выявляющих многие отдельные грани психических свойств.
Оптимизация спортивной деятельности требует знаний о принципиальных психологических закономерностях строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление.

Сущность надежности спортивной деятельности заключается в устойчивости к повышению утомления и эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно рассматривать как наивысшую степень эффективности процесса психического регулирования его деятельности, благодаря которой достигается максимальная надежность осуществления этой деятельности.

В чем же заключается практическая и научная актуальность данной темы?

1. Саморегулирование деятельности является важнейшим компонентом психической надежности.

2. Контролирование эмоций (эмоционального возбуждения) обуславливает четкую реализацию программы действий, в особенности на соревновательном этапе.

3. Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена.

Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.

На основе анализа научно-методической литературы в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям.

2. Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния.

3. Исследовать уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся спортивной школы олимпийского резерва по биатлону им. Ф.В. Маматова

4. Провести психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости.

5. Проверить эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности.



Предмет исследования: эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.

Объект исследования: группа учащихся спортивной школы олимпийского резерва по биатлону им. Ф.В. Маматова.

Гипотеза: Психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно–юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.

Глава 1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям

1.1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям

Изучая литературу, посвященную психической готовности спортсмена к соревнованиям, мы обнаружили две точки зрения.

В психологической подготовке Е. А. Калинин выделил четыре взаимосвязанных компонента [30]:

1. Мотивационный – показатели мотивационных установок, некоторых волевых черт личности;

2. Рефлексивный – показатели самоконтроля и саморегуляции;

3. Эмоциональный – характеристики эмоционального состояния и его стабильности;

4. Сенсомоторный – показатели сенсомоторики и внимания.

Важнейшим психологическим компонентом деятельности спортсмена является психическая готовность к этой деятельности. В зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется спортивная деятельность, качественно меняется и психическая готовность.

Автор выделяет различные формы психической готовности:

· общую к осуществлению спортивной деятельности как базовую (фоновую) характеристику психической готовности, на основе которой происходит формирование его конкретных состояний;

· этапную к осуществлению определенных спортивных действий в условиях данного этапа подготовки;

· текущую к выполнению действий, обусловленных особенностями учебно-тренировочного процесса;

· непосредственную к выполнению соревновательных действий. В этом виде психической готовности целесообразно выделить три самостоятельные формы: предсоревновательную, собственно — соревновательную и постсоревновательную.
Таблица 1 раскрывает комплексность по компонентам готовности. В ней показывается организация измерений состояний спортсмена по многим разноуровневым параметрам, относящимся к мотивационным, рефлексивным, эмоциональным и сенсомоторным проявлениям психической готовности.
Таблица 1. Основные компоненты психической готовности спортсмена (Е. А. Калинин)




Объекты


Компоненты








Мотивационный


Эмоциональный


Сенсомоторный


Сенсетивность

Общая

готовность

Перспективное целеполагание,

Мотивация

спортивной

деятельности

Значимость спортивной деятельности,

Уверенность в своих силах

Эмотивность,

Реактивная уравновешенность

Моторная

организация

Этапная готовность

Этапное

целеполагание,

Мотивация достижения цели

Значимость достижения цели,

Уверенность в достижении цели

Состояние

тревоги

и фрустрации,

Самоконтроль состояний

Регуляция

моторики,

Регуляция

сенсорики

Текущая готовность

Непосредственная

готовность

Желание

тренироваться

Самооценка активности

Вегетативная

активность

Сенсомоторная активность

- до соревнований

Адекватность притязаний,

Желание

соревноваться

Значимость соревнований,

Уверенность в своих силах

Эмоциональное возбуждение,

Саморегуляция состояния

Сенсорная

активность,

Моторная

устойчивость

- в ходе соревнований

Устойчивость мотивации

Реализация программы деятельности

Оптимальность возбуждения

Эффективность исполнения

- после соревнований

Адекватность ожиданий

Удовлетворенность

достигнутым

Вегетативная активность

Сенсомоторная

активность



Одна из форм реализации комплексного подхода состоит в том, что отмеченные разноуровневые компоненты измеряются в условиях различных психических состояний.
Данные особенности целесообразно выявлять в процессе непосредственной спортивной деятельности. Наиболее подходящей для
этого является соревновательная деятельность, так как в ее процессе происходит реализация программы действий и достижение основных целей спортсменов – необходимого результата. Поэтому вопрос об эмоциональном возбуждении мы будем рассматривать непосредственно на соревновательном этапе.
Вторая точка зрения на психическую готовность спортсмена представлена А.В. Алексеевым. Его концепция «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является эффективным ресурсом для психического развития спортсмена.
Все, чем занимаются спортсмены и тренеры, все, что приносит им радость и страдания, травмы и награды, все это делается ради одной конечной цели — успешно выступить на соревнованиях. Успех возможен лишь при условии, что спортсмен сможет в нужный момент вывести все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удержать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым состоянием, или сокращенно ОБС.
Оптимальное боевое состояние — это наилучшее психофизическое состояние, это состояние вдохновения, которое достигается за счет
правильно организованной самомобилизации и обеспечивает предельно успешную реализацию всего имеющегося опыта спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Поэтому каждый, кто хочет выступить наилучшим образом, должен непосредственно перед началом состязания ввести себя в свое оптимальное боевое состояние и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд своего выступления.
Хотя ОБС для каждого спортсмена весьма специфично и строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента, общих для всех, несмотря на вид спорта, пол и возраст.
1. Физический компонент ОБС — это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. Подобные ощущения полностью зависят от качества физической (сейчас чаще говорят «функциональной») и технической подготовки спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС.