Файл: Планконспект проведения занятий с группой личного состава дежурных караулов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Утверждаю

Начальник 7 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Самарской области

полковник внутренней службы

В.А. Великанов

«_____»_______________20_____г.



ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с группой личного состава дежурных караулов

95 пожарно-спасательной части 7 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России по Самарской области» по предмету:

«ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА»

с «___»_________20__г. по «___»_________20__г.



Тема:

«Исторический вклад Петра I в создании и развитии Российской империи (350-летию со дня рождения российского императора Петра I, 09.06.1672 г.)».



Вид занятия:

классно-групповое

Отводимое время:

1

(ч.)



Цель занятия:

Повышение знаний личного состава об истории Российской империи



Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Сахаров А.Н. Пётр I. Творец Российской империи — М.: ООО «АСТ-ПРЕСС-КНИГА», 2013.

  2. Анисимов E.В. Пётр Великий: личность и реформы. — Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. — 446 с.

  3. Павленко Н.И. Пётр I — 5-е изд. — Москва: Mолодая гвардия, 2004. — 428 с. — (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып. 893).

  4. Кротов П.А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. — Санкт-Петербург: Историческая иллюстрация, 2017. — 742 с.

  5. Докучаев А.И. Выдающиеся полководцы и флотоводцы России. — М.: Издательство «Армпресс», 2008. — 120 с.


Развернутый план занятия:
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материально-техническое обеспечение


(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль занятий


  1. Учебный вопрос № 1. Исторический вклад Петра I в создании и развитии Российской империи (350-летию со дня рождения российского императора Петра I, 09.06.1672 г.) (10 мин.)


Современные отечественные исследователи прошлого называют Петра I одним из выдающихся государственных деятелей в мировой истории. Важнейший результат преобразований Петра Великого — глубокая модернизация всех сторон жизни нашей страны. Его усилиями Россия с XVIII стала полноправной участницей международных отношений, начала проводить активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет Российского государства в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя-реформатора. Он также стоит в ряду наиболее талантливых полководцев и военно-морских деятелей российской и мировой истории.

 

Пётр I — выдающаяся фигура в российской истории



Пётр Алексеевич Романов родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Он сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной (это был второй брак царя). Алексей Михайлович за свой кроткий нрав еще при жизни получил от подданных прозвище Тишайший. У него уже родилось 13 детей от первого брака с Марией Ильиничной Милославской, большинство из которых умерли в младенчестве. Для матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Пётр был первенцем и любимым ребенком.

Лишившись в 1676 году отца, Пётр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Фёдора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 году Фёдор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Единодержавным царем Пётр пробыл недолго — с 27 апреля по 26 мая 1682 года. Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали Стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Пётр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Результатом бунта стал политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены вместе Иван, который был объявлен «старшим царем», и Пётр, который стал «младшим царем», а до их совершеннолетия правительницей назначалась их старшая сестра царевна Софья Алексеевна.



С того времени Пётр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, где будущий император провел остаток детства. В Кремле он появлялся лишь для участия в официальных церемониях, их отношения с Софьей становились все более враждебными. Пётр изучал в Преображенском математику, военное и морское дело, часто навещал Немецкую слободу. Он легко усваивал изучаемые науки, проявлял особый интерес к военным и морским делам, при помощи дворцовых мастеров овладел рядом ремесел. Большое значение в усвоении военных знаний и приобретении практических навыков в юношеские годы имели для Петра военные «потехи», для чего в селах Преображенском и Семёновском он сформировал «потешные войска» — Семёновский и Преображенский полки, с которыми проводил маневры. Полки впоследствии стали основой русской регулярной армии. Первым надел иноземный мундир Сергей Бухвостов, именуемый сегодня первым русским солдатом. На Плещеевом озере (расположено на территории современной Ярославской области России) Пётр создал «потешную» Переславскую флотилию. Многое он перенял у военных специалистов-иностранцев Ф. Я. Лефорта, Я. В. Брюса, П. И. Гордона, которых приблизил к себе. Постепенно вокруг Петра складывается круг доверенных лиц, среди которых был и Александр Меншиков, верный царю до конца жизни.

В 1689 году Пётр I женится. Царской избранницей стала боярская дочь — девица Евдокия Федоровна Лопухина. Во многом брак был заключен в угоду матери, желавшей показать политическим конкурентам, что царь Пётр уже достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки. В августе того же года до Петра дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь. В 1689–1694 годах страной от имени Петра правила его мать — Наталья Нарышкина. В 1696 году умирает царь Иван, Петр с 29 января (8 февраля) 1696 года становится единственным правителем России.

Во второй половине XVII века Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Пётр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы.


Еще весной 1695 года он предпринял военный поход на турецкую крепость Азов с целью обеспечить России выход к морю и обезопасить южные границы, где хозяйничали турки. Поход окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже зимой 1695–1696 годов началась подготовка к новому походу. Пётр понял — единственная возможность победить для России — привести на Азов флотилию. Флот был срочно выстроен в городе Воронеже, причем самодержец принимал в строительстве личное участие. За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Пётр». В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса А. Шеина вновь осадила Азов, причем на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 (29) июля 1696 года крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря. Началось строительство порта Таганрог. Однако получить выход к Черному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России тогда не было.

В 1697 году инкогнито, под видом урядника Пет­ра Михайлова, Пётр I в составе Великого посольства (его возглавляли Франц Лефорт, Ф. А. Головин и П. Б. Возницын) выезжает за границу, где проводит более года. Пётр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции и везде учился, перенимал опыт. В Риге он знакомился с устройством крепостей, в Курляндии — с состоянием польско-литовского войска, в Кенигсберге изучал артиллерийское дело, в Голландии, полгода работая плотником на верфи, на судне в г. Саардаме — кораблестроение, навигацию и получил звание корабельного мастера. Затем в течение 4-х месяцев совершенствовал теоретические знания по кораблестроению и навигации в Англии. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом Стрелецком бунте заставило в 1698 году Петра вернуться в Россию, где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими.

За границей в основном сложилась политическая и экономическая программа Петра. По возвращении на родину он начинает знаменитые реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых европейских стран, повышение ее обороноспособности.

Пётр Великий проявил себя не только как выдающийся реформатор, но и как исключительный военный деятель и полководец. Он провел военные реформы, которые были ускорены в связи с началом Северной войны 1700–1721 годов. Они позволили в короткие сроки создать регулярную армию и флот, превратить Россию в одну из могучих военных держав Европы, вернуть выходы к Балтийскому морю, завладеть его побережьем, необходимым для нормального развития страны.


Пётр I возглавлял армию в Азовских походах 1695–1696 годов. После заключения мирного договора с Турцией, подписав договоры с Данией и Саксонией о союзе против Швеции, 19 августа 1700 года Пётр I официально объявил Швеции войну. Это стало началом так называемой Северной войны. Через 3 дня он вместе с войском выступил из Москвы к Нарве. Русские войска были разгромлены под Нарвой, но первые неудачи не остановили Петра. С еще большим энтузиазмом он берется за реформирование армии и строительство флота. Его неутомимая энергия способствовала созданию регулярной русской армии, которая вскоре стала громить шведов.

В 1702 году русские войска взяли город Орешек, переименованный в Шлиссельбург. На следующий год был взят город Ниеншанц, ставший Шлотбургом. Затем русские войска одержали победу под Ямом (Кингисепп), Копорьем и Мариенбургом (Алуксне).

В 1704 и 1705 гг. русские войска одержали ряд побед: были взяты Дерпт, Нарва. Пётр лично руководил военными действиями.

На пути к Полтавской баталии Пётр трижды взял верх над шведами, причем он постоянно находился в войсках и лично руководил операциями, проявив недюжинный полководческий дар. В августе 1708 года шведский корпус был разгромлен под селом Добрым. В начале сентября русские одержали новую победу у деревни Раевская (при этом Карл XII едва не попал в плен).

28 сентября 1708 года у деревни Лесная (юго-восточнее г. Могилёва) летучий отряд русских войск во главе с царем одержал победу над шведским корпусом генерала А. Левенгаупта, шедшим из Риги на соединение с основными силами шведского короля. Лишь наступление ночи спасло Левенгаупта от плена. Пётр I назвал эту операцию «матерью Полтавской баталии».

Перелом в Северной войне наступил в 1709 году после Полтавского сражения, которое, несомненно, одно из весомых в полководческом ранце Петра Великого.

27 июня 1709 года в решающие часы Полтавской битвы Пётр обратился с воззванием к войскам. Когда же генералы пришли к нему с просьбой лично не участвовать в сражении, поскольку опасность велика, Пётр не стал их слушать. Он возглавил 2-й батальон Новгородского полка и дал сигнал к общему наступлению. Ничто не могло его остановить, даже пуля, пробившая шляпу.

25 февраля 1711 года в Успенском соборе Московского Кремля был зачитан манифест с объявлением войны Турции. В тот же день из Москвы выступили гвардейские полки. Однако события в той войне развивались по неблагоприятному для России сценарию. В начале июля 1711 года измотанная долгим переходом по голой безводной степи, покинутая своим молдавским союзником тридцативосьмитысячная русская армия во главе с Петром была окружена стодвадцатитысячным турецким войском на реке Прут. В сражении русские проявили стойкость и упорство, но военная кампания была проиграна.