Файл: Семинар 1314. Тема Речевые ошибки младших школьников Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар №13-14. Тема «Речевые ошибки младших школьников»
Задачи:
1. Рассмотреть типы речевых и неречевых ошибок, допускаемых младшими школьниками в сочинениях и изложениях.
2. Содействовать формированию умений распознавать разновидности речевых ошибок.
Вопросы для обсуждения
-
Типы и причины речевых ошибок младших школьников. -
Характеристика лексических ошибок. -
Морфологические ошибки. -
Синтаксические ошибки. -
Неречевые ошибки младших школьников (логические и композиционные).
Литература:
Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 426-436.
Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,
1994. – С. 286-287.
Русский язык в начальных классах: сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко,
О.Е. Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.–
С. 44-56.
Задания для самостоятельной работы
-
Изучить материалы лекции «Речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение» и ответить письменно на вопросы:
- Что такое речевые ошибки учащихся?
Речевые ошибки учащихся – это нарушения правил норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи.
- Какие выделяются типы речевых ошибок младших школьников?
Речевые ошибки делятся на словарные (лексико-стилистические), состоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфолого-стилистические – неправильности в образовании и употреблении форм склонения, спряжения; синтаксико-стилистические – неумелое составление предложений, ошибки в словосочетаниях.
- Какие приемы исправления речевых ошибок учащихся используются в школьной практике?
• указание на речевые ошибки в тетрадях учащихся с помощью условных обозначений;
• составление картотеки типичных ошибок, допущенных учащимися в письменной речи;
• определение типов ошибок и их причин (диагностика);
• классная работа над общими типичными ошибками, допущенными в письменных работах учащихся;
• система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках русского языка и литературного чтения;
• специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения и изложения.
- Назовите приёмы предупреждения речевых ошибок, используемые на уроках русского языка.
-
опережающее предупреждение ошибок на уроках русского языка
Закончи предложение:
Мальчик доволен чем? … Дети радуются чему? …. Пианист подошёл к черному … .
-
использование «развивающего потенциала» речевой среды (речь самого учителя, чтение художественной литературы); -
работа со словарями на уроках русского языка; -
использование справочных таблиц:
Правильно спрягай глагол «хотеть»:
я хочу мы хотим
ты хочешь вы хотите
он хочет они хотят
Запомни род существительных
белый тюль
черный кофе
новый рояль
- Охарактеризуйте неречевые ошибки и приведите примеры.
Логические ошибки – это нарушения законов логики и здравого смысла.
Композиционные ошибки – это результат неумения охватить мысленно весь объем своего замысла, составляемого текста, неумение располагать его по предварительному замыслу.
- Каковы задачи уроков совершенствования или редактирования написанного?
Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
- Что значит «редактировать»?
отыскивание речевых недочётов и исправление их.
- Назовите последовательность в организации коллективной работы над ошибками при редактировании детских сочинений.
сначала – работа над ошибками в содержании, затем – в построении сочинения, а в завершение – над речевыми ошибками.
2. Приведённые ниже ошибки разграничьте на:
.
лексические (слово в языке есть, но употреблено не в своём значении, т.е. словом сказано не то, что оно обозначает, не то, что имел в виду автор) | словообразовательные (такого слова в русском языке нет) |
я распечалился | Мукает корова, вшёл в дом, тихота, |
могилку птицы обложили дёгтем, | учувствовали свежий воздух, |
волшебные слова удобряют людей, | убольшить на 3, жмутные туфли |
я невнимательный и делаю отписки | меня совсем затолпили |
ты грубый, невежда | |
мальчик влез на дерево | |
| |
В словообразовательных ошибках выделите ту часть слова, в которой допущена ошибка.
Мукает корова; вшёл в дом; небесные светлячки; я распечалился; тихота; могилку птицы обложили дёгтем; учувствовали свежий воздух; волшебные слова удобряют людей; разделили напополам; убольшить на 3; жмутные туфли; меня совсем затолпили; я невнимательный и делаю отписки; ты грубый, невежда; за курами ухаживает курятница; мальчик влез на дерево.
3. Распределите морфологические ошибки по подгруппам:
в образовании форм имён существительных (форм рода, числа, падежа); | форм имён прилагательных | форм местоимений | форм глагола |
Фамилие | Самый прекраснейший | для её, ихние, с ей | Хочут, ездию |
Санка, стулов | Более красивее | У ихово кота | Бежат |
В польте, в угле | Красная помидора | | Хотит на пианине |
За кином, чернило, девочков | Новый полотенец | | |
Красная помидора, грабля, хотит на пианине | | | |
Фамилие, для её, хочут, санка, стулов, в польте, самый прекраснейший, повидла, в угле, ездию, ихние, более красивее, за кином, с ей, чернило, девочков, красная помидора, бежат, грабля, хотит, на пианине, новый полотенец, у ихово кота, зажглись иллюминации.
4. Внимательно перечитайте разновидности ошибок, которые допускают дети при построении словосочетаний. Среди приведённых ниже нарушений норм литературного языка распределите ошибки по следующим показателям:
а) в образовании формы слова | б) в построении словосочетания |
У меня много делов, ждут каникулов | Радовались красотой природы |
Ходят без польт, | Преследовали за хищником |
Шесть карандашов, подошли к прорубю | Смотрели вслед грузовика |
Урожай яблоков | В окне выглянула девочка |
Пирожки с повидлой | На деревьях опали листья |
| Шишка на лбе, вода такая холодная, что пальцев опустить сложно |
У меня много делов; ждут каникулов; радовались красотой природы; преследовали за хищником; ходят без польт, смотрели вслед грузовика; в окне выглянула девочка; на деревьях опали листья; шесть карандашов; подошли к прорубю; шишка на лбе; вода такая холодная, что пальцев опустить страшно; урожай яблоков; пирожки с повидлой.
5. Познакомьтесь с уроком редактированием детского сочинения (во вложении к практическом занятию).
-Прочитайте текст «Весной в лесу». В нём много неточностей и ошибок. Найдите их, определите причину. Сколько частей в данном тексте? Укажите на полях и в содержании текста речевые и неречевые ошибки, которые Вы обнаружите, с помощью условных обозначений. Напишите отредактированный текст в тетрадь.
Весной в лесу.
Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!
. Условные знаки для проверки детских работ
На полях учитель может пользоваться следующими обозначениями:
Z – не выделен абзац;
X – неоправданно выделен абзац;
C – ошибка в содержании;
П – повтор одних и тех же слов;
P – речевая ошибка;
Ф – фактическая ошибка;
Т –нарушение границ предложения;
Л – логическая ошибка;
Γ – неправильно образовано слово или форма слова;
І – орфографическая ошибка;
– нарушение последовательности изложения
По тексту:
[ ] – лишняя часть (слово в предложении или выражение);
> – дополнить ту или иную часть теста;
1, 2, 3… – нумерация над словами в предложении, указывающая правильный порядок слов в его содержании;
? – пропуск слов в предложении;
– неточное употребление слова.
Весной в лесу.
Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорно чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки.
Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе изредка набегают облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют день весны. Я люблю это время года!