Файл: Семинар 1314. Тема Речевые ошибки младших школьников Задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар №13-14. Тема «Речевые ошибки младших школьников»
Задачи:

1. Рассмотреть типы речевых и неречевых ошибок, допускаемых младшими школьниками в сочинениях и изложениях.

2. Содействовать формированию умений распознавать разновидности речевых ошибок.
Вопросы для обсуждения


  1. Типы и причины речевых ошибок младших школьников.

  2. Характеристика лексических ошибок.

  3. Морфологические ошибки.

  4. Синтаксические ошибки.

  5. Неречевые ошибки младших школьников (логические и композиционные).


Литература:

Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 426-436.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,
1994. – С. 286-287.

Русский язык в начальных классах: сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко,
О.Е. Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.–
С. 44-56.
Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить материалы лекции «Речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение» и ответить письменно на вопросы:

- Что такое речевые ошибки учащихся?

Речевые ошибки учащихся – это нарушения правил норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи.
- Какие выделяются типы речевых ошибок младших школьников?

Речевые ошибки делятся на словарные (лексико-стилистические), состоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфолого-стилистические – неправильности в образовании и употреблении форм склонения, спряжения; синтаксико-стилистические – неумелое составление предложений, ошибки в словосочетаниях.

- Какие приемы исправления речевых ошибок учащихся используются в школьной практике?

• указание на речевые ошибки в тетрадях учащихся с помощью условных обозначений;

• составление картотеки типичных ошибок, допущенных учащимися в письменной речи;

• определение типов ошибок и их причин (диагностика);


• классная работа над общими типичными ошибками, допущенными в письменных работах учащихся;

• система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках русского языка и литературного чтения;

• специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения и изложения.
- Назовите приёмы предупреждения речевых ошибок, используемые на уроках русского языка.

  • опережающее предупреждение ошибок на уроках русского языка

Закончи предложение:

Мальчик доволен чем? … Дети радуются чему? …. Пианист подошёл к черному … .

  • использование «развивающего потенциала» речевой среды (речь самого учителя, чтение художественной литературы);

  • работа со словарями на уроках русского языка;

  • использование справочных таблиц:

Правильно спрягай глагол «хотеть»:

я хочу мы хотим

ты хочешь вы хотите

он хочет они хотят
Запомни род существительных

белый тюль

черный кофе

новый рояль
- Охарактеризуйте неречевые ошибки и приведите примеры.

Логические ошибки – это нарушения законов логики и здравого смысла.

Композиционные ошибки – это результат неумения охватить мысленно весь объем своего замысла, составляемого текста, неумение располагать его по предварительному замыслу.
- Каковы задачи уроков совершенствования или редактирования написанного?

Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
- Что значит «редактировать»?

отыскивание речевых недочётов и исправление их.
- Назовите последовательность в организации коллективной работы над ошибками при редактировании детских сочинений.


сначала – работа над ошибками в содержании, затем – в построении сочинения, а в завершение – над речевыми ошибками.

2. Приведённые ниже ошибки разграничьте на:

.

лексические

(слово в языке есть, но употреблено не в своём значении, т.е. словом сказано не то, что оно обозначает, не то, что имел в виду автор)

словообразовательные

(такого слова в русском языке нет)

я распечалился

Мукает корова, вшёл в дом, тихота,

могилку птицы обложили дёгтем,

учувствовали свежий воздух,

волшебные слова удобряют людей,

убольшить на 3, жмутные туфли

я невнимательный и делаю отписки

меня совсем затолпили

ты грубый, невежда




мальчик влез на дерево













В словообразовательных ошибках выделите ту часть слова, в которой допущена ошибка.

Мукает корова; вшёл в дом; небесные светлячки; я распечалился; тихота; могилку птицы обложили дёгтем; учувствовали свежий воздух; волшебные слова удобряют людей; разделили напополам; убольшить на 3; жмутные туфли; меня совсем затолпили; я невнимательный и делаю отписки; ты грубый, невежда; за курами ухаживает курятница; мальчик влез на дерево.



3. Распределите морфологические ошибки по подгруппам:

в образовании форм имён существительных (форм рода, числа, падежа);

форм имён прилагательных

форм местоимений

форм глагола

Фамилие

Самый прекраснейший

для её, ихние, с ей

Хочут, ездию

Санка, стулов

Более красивее

У ихово кота

Бежат

В польте, в угле

Красная помидора




Хотит на пианине

За кином, чернило, девочков

Новый полотенец







Красная помидора, грабля, хотит на пианине











Фамилие, для её, хочут, санка, стулов, в польте, самый прекраснейший, повидла, в угле, ездию, ихние, более красивее, за кином, с ей, чернило, девочков, красная помидора, бежат, грабля, хотит, на пианине, новый полотенец, у ихово кота, зажглись иллюминации.

4. Внимательно перечитайте разновидности ошибок, которые допускают дети при построении словосочетаний. Среди приведённых ниже нарушений норм литературного языка распределите ошибки по следующим показателям:



а) в образовании формы слова

б) в построении словосочетания

У меня много делов, ждут каникулов

Радовались красотой природы

Ходят без польт,

Преследовали за хищником

Шесть карандашов, подошли к прорубю

Смотрели вслед грузовика

Урожай яблоков

В окне выглянула девочка

Пирожки с повидлой

На деревьях опали листья




Шишка на лбе, вода такая холодная, что пальцев опустить сложно



У меня много делов; ждут каникулов; радовались красотой природы; преследовали за хищником; ходят без польт, смотрели вслед грузовика; в окне выглянула девочка; на деревьях опали листья; шесть карандашов; подошли к прорубю; шишка на лбе; вода такая холодная, что пальцев опустить страшно; урожай яблоков; пирожки с повидлой.

5. Познакомьтесь с уроком редактированием детского сочинения (во вложении к практическом занятию).

-Прочитайте текст «Весной в лесу». В нём много неточностей и ошибок. Найдите их, определите причину. Сколько частей в данном тексте? Укажите на полях и в содержании текста речевые и неречевые ошибки, которые Вы обнаружите, с помощью условных обозначений. Напишите отредактированный текст в тетрадь.

Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!

. Условные знаки для проверки детских работ

На полях учитель может пользоваться следующими обозначениями:

Z – не выделен абзац;

X – неоправданно выделен абзац;

C – ошибка в содержании;

П – повтор одних и тех же слов;

P – речевая ошибка;

Ф – фактическая ошибка;

Т –нарушение границ предложения;

Л – логическая ошибка;

Γ – неправильно образовано слово или форма слова;

І – орфографическая ошибка;

– нарушение последовательности изложения

По тексту:

[ ] – лишняя часть (слово в предложении или выражение);

> – дополнить ту или иную часть теста;

1, 2, 3… – нумерация над словами в предложении, указывающая правильный порядок слов в его содержании;

? – пропуск слов в предложении;

– неточное употребление слова.
Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорно чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки.


Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе изредка набегают облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют день весны. Я люблю это время года!