Файл: Урок русского языка в 9 классе Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Урок русского языка в 9 классе
  • «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях»
  • Погода испортилась.
  • Мы решили поторопиться.
  • 1. Погода испортилась, мы решили поторопиться. (БСП)
  • 2. Погода испортилась, и мы решили поторопиться. (ССП)
  • 3. Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться. (СПП)
  • Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.
  • Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.
  • [ ]; [ ], но [ ], (ведь ...).
  • Д..бро сл..гается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. 
  • 2. Мы часто г..ворим друг другу: желаю тебе всего доброго, и в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность.
  • 3. Люди изд..вна считали, что добро – это одно из важных качеств; даже в народных сказках добро побеждает зло.
  • 4. Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать ж..вым воображением; он должен уметь представить себя на месте другого, а воображение - лучшее орудие нра..ственного совершенствования.

Среди предложений 3–9 найдите сложнее предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.

  • (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

Среди предложений 11–19 найдите предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

  • (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» 

  • - Какие предложения называются многочленными сложными?
  • - Какой связью могут быть соединены предложения в многочленных сложных?
  • - Назовите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
  • Домашнее задание параграф 37, упражнение 211