Файл: Российская школа конституционного (государственного) права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

(1 семестра)

Дисциплина: Конституционное право.

Реферат

Тема: Российская школа конституционного (государственного) права

до 1917 .

Выполнила:

Маер Анастасия Алексеевна

Группа ЮНКз – 1221(2), юриспруденция

Проверил (а):

_________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

___________________________________

(дата)


Омск, 2022

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Конституционное право России в период с 1734 по 1906 годы……….….. 3
2. Развитие государственного права России до 1917 года.………………..… 7
3. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера…………………………………………….............7

Заключение …………………………………………..…………………………..10
Список литературы ………………………………………………..…………..10

Введение.

Конституционное право является ведущей отраслью государственного права Российской Федерации. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства государства и общества, а также определяются основы управления общественными процессами. Закрепленные в нормах конституционного права свободы и права человека и гражданина получают воплощение во всех отраслях российского права. Конституционное право как отдельная юридическая отрасль представляет собой систему научных знаний о конституционно-правовой действительности и закономерностях ее развития. Вопрос о конституционном праве в дореволюционной России все еще остается дискуссионным в исторических и юридических кругах. Не все исследователи признают факт существования конституционного государства в России до 1917 года. Цель работы – изучить конституционное право России в период до 1917 года. Актуальность изучаемой темы обусловлена развитием в структуре государственного права России отрасли конституционного права, состоящей из нетрадиционных институциональных образований, отражающих сложные процессы интеграции и дифференциации конституционно-правовой системы в дореволюционный период.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:


1. Изучить конституционное право России в период с 1734 по 1906 годы.

2. Охарактеризовать государственное (конституционное право) в России с 1906 по 1917 годы.

3. Сделать обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера.

1. Конституционный процесс в России в 1734-1906 гг.

Кодификационные планы (и в первую очередь в сфере частного права) занимали внимание правительства Российской Империи с самого начала XVIII века. Уже в феврале 1700 г. Петр учредил Палату об уложении, долженствовавшую пересмотреть и систематизировать наличное законодательство, сильно разросшееся со времен Уложения и начавшее приходить в хаотическое состояние. Затем следуют разнообразные комиссии 1714, 1718, 1720 1727, 1728, 1730, 1754, 1761 гг., результаты работы которых не удовлетворяли планов правительства, а составленные некоторыми из них проекты так и остались нереализованными. Деятельность их носила, однако, не сугубо систематизаторский характер: постоянно предполагалась одновременно и задача переработки правового материала.

В частности, в деятельности комиссий 1718 и 1720 1727 гг. предполагалось взять за основу шведское уложение и вносить в него те изменения из отечественных законов, которые более к русской жизни пригодны, в регулировании же земельных отношений за основу повелевалось взять лифляндские и эстляндские законы, т. е. здесь задача стояла даже по преимуществу как задача реформы.

В последующем столь радикального направления кодификационные работы уже не получали, но элемент реформы присутствовал во всех из них. Перемена произошла в первый период правления Екатерины II в отличие от предшествующих комиссий, по преимуществу состоявших из канцелярских чиновников (а в случае привлечения выборных число их, во-первых, было незначительно, а во-вторых, участие их ими самими рассматривалось как повинность, попытка правительства привлечь потребных работников, не отвлекая для этих целей излишнего числа канцелярских служителей), Екатерина решилась на созыв законосовещательного органа Уложенной Комиссии, призванной, основываясь на общих принципах, изложенных в Наказе, выработать новое имперское законодательство. Тем самым реформистская направленность данного начинания была заявлена прямо и отчетливо.

Однако и Уложенная Комиссия 1767 г. своей главной задачи исполнить оказалась не в силах. Тем не менее она сыграла, как то показал А. С. Лаппо-Данилевский, существенную практическую роль в истории русского права, причем именно в направлении систематизации, так как канцелярия Комиссии, продолжавшая действовать более двух десятилетий по прекращении самой Комиссии (вплоть до 1796 г.), в значительной степени разобрала массив наличных правовых актов и позволила

правительству ориентироваться в них, а равно способствовала дальнейшей частной законодательной работе, выявив наиболее существенные пробелы в наличных законоположениях. Хотя идея создания единого, кодифицированного законодательного акта так и осталась нереализованной, тем не менее частные кодификации были предприняты, а их связь с деятельностью Уложенной Комиссии неоднократно отмечалась. Такими кодификациями с более ограниченными (и, соответственно, более реальными) задачами были Учреждение о губерниях 1775 г. и Жалованные грамоты 1785 г., урегулировавшие наиболее важные моменты русского права, именно те, что вызывали наибольшие споры и столкновения в комиссии 1755-1763 гг. и Уложенной Комиссии, т. е. в первую очередь вопросы о составе сословных прав и исключительности последних.

В дальнейшем кодификационные работы были возобновлены при Павле I, когда была образована Комиссия составления законов, призванная собрать все существующие узаконения и извлечь из них три книги законов: уголовных, гражданских и дел казенных, т. е. была поставлена задача, максимально близкая окончательному Своду Законов. Тем не менее со смертью Павла I пришел конец и данному начинанию, которому предпочли обращение к грандиозным реформаторским планам по общей переделке права Российской Империи и почти тотальной его унификации именно эти идеи были положены в основание деятельности преобразованной в 1804 г. Комиссии, уже в самом начале своих работ постановившей своей целью, чтобы "образ применения законов для всех губерний" был единообразен. В основу планов Комиссии 1804 г. была положена идеология естественного права; предполагалось разработать частные разделы будущего единого

Уложения на основании некоторых "общих начал", по отношению к каковым отдельные нормы были бы только конкретизацией и разъяснением. Чрезвычайно широко замышленная по своим задачам Комиссия на практике оказалась не способна сколько-нибудь существенно приблизиться к их воплощению несмотря на все попытки частных отделений и местных комитетов получить в распоряжение для сообразования свой деятельности те самые "общие начала", эти таинственные принципы так увидеть никто и не смог. После краткого оживления в 1808 1811 гг., с приходом в Комиссию Сперанского и разработкой уже на совершенно отличных от только что изложенных начал проектов Гражданского и Торгового уложений, следующие полтора десятилетия деятельность Комиссии едва заметна она свелась, с одной стороны, к медленному продвижению в направлении собирания действующих законов и приведения их в систематический порядок.


Конституционное правосудие в России возникло не на пустом месте. Первая волна конституционных идей и проектов возникла еще у декабристов и либеральных конституционалистов конца XIX начала XX веков. Их можно считать политико-правовыми истоками, предысторией всей последующей конституционной юстиции.

В российской правовой мысли одним из первых наиболее отчетливо идеи верховенства Конституции обосновал М.М. Сперанский, мечтавший о «доброй монархической конституции». В записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803г.) он различал законы (акты законодательной власти) и учреждения (акты исполнительной власти), а среди первых «три рода законов»: 1) закон государственный (конституционный); 2) закон гражданский; 3) закон (уголовный). «Главные правила, писал он, относятся к закону государственному и им определяются». При этом учреждение, по мнению великого реформатора, должно «по необходимости быть сообразно государственному закону, а, следовательно, и способы, коими оно приводится в исполнение, должны быть на нем же основаны».

2. Развитие государственного права России до 1917 года.

Данный период является одним из сложнейших в истории государственно-правового развития России. После экономических кризисов следовали политические, в результате которых в стране происходили радикальные изменения в государственной и правовой сферах. Участие России в русско-японской и Первой мировой войнах, а также революция 1905—1907 гг. и Февральская революция 1917 г. оказали огромное влияние на дальнейшее развитие Российского государства.

В 1893—1900 гг. объем промышленного производства в России увеличился в 2 раза, значительно возросла протяженность железных дорог (почти в 2 раза), успешно развивались машиностроение, металлургия, угольная и нефтедобывающая промышленность. Все это привело к высокой концентрации производства, возникновению монополий, объединению их с крупными банками. Мировой экономический кризис 1900—1903 гг., затронувший и Россию, способствовал разорению преимущественно мелких промышленных предприятий и существенному укреплению крупных монополистических объединений и финансово-промышленных групп. Это в свою очередь создало необходимые условия для централизации банковского капитала в стране и ускорению процесса создания крупных финансово-промышленных объединений.


3. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера.

Несмотря на то, что в имперской России не было Конституции, как таковой, действовал целый комплекс актов, которые можно охарактеризовать как конституционные. Конституция - это основной закон государства, который отражает форму правления, форму государственного устройства, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, правовое положение личности, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. И в начале XX века в России были приняты законы, которые можно с уверенностью назвать прототипом первой конституцией России.

К таким документам конструкционного характера относятся следующие:

1. Высочайший манифест Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный С.Ю. Витте, членом Государственного Совета, влиятельным государственным деятелем. Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Также этот документ устанавливал порядок, в соответствии с которым «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Таким образом, монархическая власть подвергалась ограничению в пользу власти Государственной Думы, которая наделялась законодательными функциями и становилась высшим законодательным органом государства.

2. Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу» (11 декабря 1905 г.), который увеличил число курий с трех (землевладельческая, городская и крестьянская) до четырех. Появилась еще рабочая курия. Кроме того, этот Указ расширял количество избирателей городской курии.

В то же время выборы в Государственную Думу не стали всеобщими. Какие же категории граждан не имели права участвовать в выборах? Это были женщины, военнослужащие действительной службы, некоторые национальные меньшинства и лица до двадцати пяти лет, кочевые народы (бродячие инородцы).

Система выборов была двухступенчатой для всех, кроме рабочих и крестьян, где существовали трех- и четырёхступенчатая системы.

Всего же по новой системе должно было избираться 524 депутата, от 53 губерний европейской части России - 488 депутатов и от национальных окраин - 36 человек (в соответствии с местными условиями, традициями и т. д).