Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"

Программа профессиональной переподготовки

Специальная (коррекционная) педагогика. Организация обучения лиц по адаптированным и специальным индивидуальным программам развития (620)

Дисциплина: Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики

Практическое задание 3, Модуль 3. Психические процессы и особенности коррекционной работы при задержке психического развития


Выполнил:

слушатель Черепанова Елизавета Александровна

Преподаватель:

Иванчикова Юлия Геннадьевна


г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2023

Для коррекции слухового восприятия 

  

1.     «Найди игрушку». 

Оборудование: детские музыкальные инструменты, звуковые игрушки. 

Описание. Учитель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Затем прячет какую-либо игрушку (в шкаф и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на звучание бубна. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, бубен звучит громко, если удаляется – тихо. 

Эту игру целесообразно повторять. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому. 

2.     «Что слышно?» 

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.; ширма.  

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что  
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они  
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.  
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».  

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.  
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.  

 
Для коррекции зрительного восприятия 

  

1.     «Наложенные» изображения» 

Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения. 

  

2.«Найди дорожку».  

Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш.  
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.  

«Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».  

 
Для коррекции тактильного восприятия 

  

1. «Игра «Волшебный мешок». 

Оборудование: мешок, предметы небольшого размера. 

Сложите в мешок предметы небольшого размера (мячи, султанчики, флажки, прыгалки, мешочки с песком.). 

Предложите ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт предмет, ощупывает и называет её. 

  

2. «Игра «Сухой бассейн». 

Оборудование: Небольшое ведёрко с мелкой мозаикой, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, призма и др.) 

Ребёнок опускает руки в «Сухой бассейн» и на ощупь находит и называет фигуру, которую нашёл. 

  

Для коррекции произвольного внимания 

  

1. « Архитектор» 

Цель - развитие внимания, наблюдательности 

Игровой материал: кубики и фигурки разных видов. Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.  


  

2.«Будь внимателен». 

Описание. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова. 

  

Для коррекции мнестической деятельности 

  

1. «Посуда в мешке». 

Оборудование: посуда для кукол. 

Описание. Воспитатель предлагает детям достать посуду из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь). 

  

2.« Игра Фотоаппараты» 

Описание.  

1-ый вариант: детям на несколько секунду показывается карточка с любым 

изображением, должны как можно подробнее описать его. 

2-ой вариант: показывается картинка, с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней 

некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо 

сказать, что изменилось 

3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. 

Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он 

отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем 

или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось. 

4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, 

внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты 

и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). 

После чего он возвращается, и дети должны найти отличие. 

  

Для коррекции наглядно-действенного мышления
 

  

1.«Покатай зайку» 

Оборудование. Два зайчика и две машинки. 

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку. 

  

2.«Угостим кукол» 

Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда. 

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. 

При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек. 
 
 

  

Для коррекции наглядно-образного мышления 

  

1. «Назови одним словом» 

Описание. Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д. 

  

2. «Найди лишнее слово» 

Описание. Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. 

Предложите детям определить слово, которое является лишним. 

- Огурец, помидор, банан, капуста. 

- Диван, кастрюля, стул, кровать. 

Обязательно добиваться объяснения детей. 

  

Для коррекции словесно-логического мышления 

  

1. «Продолжи ряд». 

Описание. Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить: 

- Мишка, кукла… 

- Дуб, тополь… 

- Вишня, абрикос… 

- Миша, Света… 

  

2.«Съедобное – несъедобное»  

Оборудование: звуковой мяч.  

Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет, 

ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.  
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч.  Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий пропускает один ход игры».  Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло,  пирожное, булочка, помидор,  огурец, ножницы и т.д. 

 

Задание№2

Форма занятия: групповое

Возрастная группа (класс): 1 класс, средняя (коррекционная) школа

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема занятия: Сказка «Репка»

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие слуховой памяти

Тип занятия: комбинированное

Цель: развитие слуховой памяти

Задачи занятия:

- развивающие:

1. Развитие слухового восприятия;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие запоминания;

4. Развитие произвольного внимания;

5. Развитие игровой деятельности.

- коррекционные:

1. Развитие слуховой, логической, зрительной памяти;

2. Развитие концентрации внимания, воспроизведение увиденного и услышанного;

3. Развитие речи детей.

- воспитательные:

1. Воспитание эстетических чувств, интерес к художественным произведениям;

2. Общение со сверстниками.

- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

- умение ориентироваться в произведении.

Планируемые результаты:

- усвоение данного материала (ориентирование по тексту);

- улучшение слухового восприятия;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх.

Оборудование:

- магнитная доска с магнитами;

- плоскостное изображение героев сказки «Репка»;

- компьютер, музыкальная запись.

План занятия:

Вводный этап.

- Ритуал приветствия.

Дети вместе с берутся за руки, образуют круг, улыбаются, а затем приветствуют друг друга, называя всех по именам: «Здравствуй, Катя! Здравствуй, Петя! Здравствуй, Дима! и др.».

- Ролевая гимнастика общения.

(дети произносят слово-«Солнышко»: радостно, удивленно, торжественно, разочарованно, нежно, сердито).

Основной этап:

1. Педагог рассказывает детям сказку «Репка», при этом показывая, на магнитной доске, наглядным примером сюжет.

2. Дети (по их желанию) делятся по ролям. Начинается игра. Дети участвуют в представлении данной сказки. При активном участии детей (дети сами пытаются вспомнить сюжет) сказка проигрывается еще раз.

3.Сказка прослушивается на компьютере, при этом педагог повторно, показывает сюжет на магнитной доске, с помощью плоского изображения героев.

III. Заключительный этап

Педагог обсуждает с классом:

1. Понравилась ли им сказка?

2. Кто из героев сказки понравился больше и почему?

Педагог помогает детям понять смысл сказки.

давайте прощаться.