Файл: Аннотация к рабочей программе курса Основы проектной и исследовательской деятельности для обучающихся 59 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация к рабочей программе курса

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

для обучающихся 5-9 классов.
Рабочая программа по основам проектной и исследовательской деятельности для учащихся 5 – 9 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программ учебных моделей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) и методического пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.,Самара, 2006) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности; формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

-формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

  • формирование ценностных ориентаций;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;


- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

  • развитие творческого мышления и технологической культуры;

развитие речевого интеллекта

Методы и формы работы:беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы контроля: защита исследовательских работ,выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан по 35 часов в год в 5-8 классах, 34 часа – в 9 классе, из расчета 1 час в неделю.

Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

– умение самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

–умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

–умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

–умение пользоваться словарями, справочниками,

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

– оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;


- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Учащиеся получат возможность научиться:

1.совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;

2.самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

3.использовать догадку, озарение, интуицию;

4.целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

5.формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.