Файл: Технический процесс работы вокзала, его содержание и назначение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Организация работы вокзала. Техническая характеристика и технология работы вокзала»

Технический процесс работы вокзала, его содержание и назначение.

Назначение вокзала заключается в следующем:

- обеспечение безопасного быстрого и удобного массового обслуживания пассажиров при приеме и отправлении их со станции, предоставление разнообразных услуг обеспечение кратковременного досуга и питания в период ожидания поезда, обеспечение комфортных условий для встречи отправления пассажиров и сопровождающих их лиц.

В связи с особой значимостью комплексного развития транспорта в современных условиях, в частности железнодорожной инфраструктуры, при динамично развивающихся социально-экономических отношениях возрастает роль использования прогрессивных технологических процессов.

Технологический процесс работы вокзала является основой функционирования и взаимодействия их подсистем. Типовой технологический процесс работы вокзала (ТТПРВ) отражает прогрессивную технологию начальных, транзитных и завершающих этапов организации обслуживания пассажиров и перевозок багажа на железнодорожном транспорте и предназначен для организации обслуживания пассажиров, переработки багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Современные вокзалы должны превратиться в многофункциональные комплексы, где будут предоставляться необходимый пакет услуг и широкий спектр дополнительных услуг пассажирам.

К основным направлениям развития вокзальных комплексов следует отнести:

совершенствование планировок вокзалов и увеличение их площадей, в том числе за счёт использования многоярусных схем;

перераспределение площадей в зависимости от их функционального назначения для повышения эффективности их работы;

повышение перечня и качества предоставляемых услуг,

обустройство вокзалов для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями;

внедрение современных программ жизнеобеспечения и безопасности (обеспечения безопасности людей, автоматического пожаротушения);

внедрение программы информационного обеспечения с применением высоких информационных технологий.


Классность вокзала и пассажирского комплекса в целом зависит от площади помещений кол-ва, отправленных пассажиров отдельно в дальнем и пригородном сообщении. Внеклассные пассажирские вокзал располагаются в крупных городских агломерациях, таких как, например, Москва (казанский ярославский ленинградский), они имеют сегодня площадь помещения в 11,3 тыс метр в квадратах и расчетную вместимость свыше 1500 пассажиров.

Для обслуживания пассажиров в вокзалах предусматривается комплекс различных помещений. К основным помещениям вокзала относятся: вестибюль или операционный зал, зал распределения, залы ожидания, билетные кассы, рестораны и буфеты, комнаты матери и ребенка, багажные помещения и камеры хранения, почта, телеграф, справочное бюро, комната отдыха, парикмахерские, медпункты, душевые, а так же административно-служебные помещения.

В зависимости от вместимости вокзалы делятся на три класса: I- особо большие (единовременная вместимость свыше 1500 пассажиров) и большие (700-1500); II- средние (200-700 пассажиров); III- малые(25-200 пассажиров).
Основные помещения вокзала, схемы размещения помещений вокзала.

Вокзальный комплекс включает в себя одно из нескольких пассажирских зданий, а также отдельные здания подсобно-технического назначения (щитовые, инвентарные склады и т.п.), привокзальную площадь, пешеходные переходы и т.п.

В некоторых случаях, ряд помещений, призванных обслуживать пассажиров располагаются также в отдельных зданиях (багажные отделения, камеры хранения и т.п.

Но при этом, все площади, входящие в состав вокзального комплекса условно можно разделить на 3 вида:

  • площади, на которых производится обслуживание пассажиров, а также производится коммерческая деятельность, связанная с предоставлением различных услуг гражданам;

  • подсобно-вспомогательные площади, на которых располагаются подразделения, пррзванные обслуживать жд вокзал (инвентарные склады, коллекторные,рабочие месиа руководства вокзала, комнаты отдыха и тд.)

  • площади, на которых располагаются технические подразделеня и персонал, не связанные с работой вокзала (рабочие места маневрового диспетчера, администрации станции и т.п.)

Основными пассажирскими помещениями являются:



- распрределительные вестибюли или входные узлы;

- операционные залы;

- залы ожидания;

-торговые залы ( буфеты, кафе. реже рестораны).
Распределительные вестибюли и входные узлы здания вокзала являются организующими помещениями в направлении потоков пассажиров и помещениями, содержащими информативные устройства для облегчения функционирования вокзала.Чаще всего вестибюли размещаются в центральной части пассажирского здания и служит головным входом.

Операционные залы обслуживают в основном отправление пассажиров (поездная информация, оформление проездных документов, багажные и почтовые операции и др.). Залы проектируются общими или раздельными для различных категорий пассажиров. Операционные залы должны иметь удобную связь с другими пассажирскими помещениями, выходами на платформы и площадь. Справочное бюро, кассы, места приема-выдачи багажа и т.п. располагаются все в операционных залах или в смежных помещениях. При больших потоках пассажиров выделяют отдельно кассовые залы. Багажные кладовые связывают с местами приема-выдачи багажа и платформами при помощи конкорсов, лифтов, транспортеров и электропогрузчиков.

Залы ожиданияне должны быть проходными для других крупных помещений; они должны быть удобно связаны с ними и с выходами на платформы, Для транзитных пассажиров устраиваются комнаты матери и ребенка и комнаты отдыха.

Торговые залы буфетов и кафе- основные предприятия питания при вокзалах. Рестораны ввиду их малой пропускной способности и большой потребности в подсобных помещениях устраивают реже. Торговые залы кафе и ресторанов располагают у залов ожидания с выходами на перрон.

Административно-служебные и вспомогательные помещения, связанные с пассажирами: дежурный по вокзалу, медпункт, санитарные узлы, парикмахерская и др., – располагают при операционных залах и залах ожидания. Помещения, связанные с работой станции: помещения дежурного по станции (ДСП), контора начальника станции и т.п. помещения, не связанные с обслуживанием пассажиров, - размещают со стороны перрона.

Существуют так называемые блокированные вокзалы т.е. укрупненные типы зданий, объединяющие пассажирские и отдельные вспомогательные здания вокзалов со станционными помещениями других служб железной дороги: товарная контора, пост электрической централизации стрелок и сигналов, комнаты отдыха локомотивных бригад (для пунктов смены и оборота локомотивов). В состав административно-конторских помещений входят: рабочие комнаты, кабинеты, комната приема пищи, санитарные узлы . Для постов ЭЦ характерны помещения аппаратной и связевой, релейной, резервной электростанции аккумуляторной и др. Для локомотивных бригад предусматриваются спальные и бытовые комнаты (гардеробные, душевые, комнаты приема пищи, санузлы.).


Вне здания вокзала могут быть размещены помещения для громоздкого багажа (багажное отделение), электропогрузчиков, перронного санитарного узла.

На крупных вокзалах размещают также залы ожидания повышенной комфортности, отличающиеся улучшенным интерьером, мягкими сидениями, повышенной шумоизоляцией.

На ряде вокзалов часть помещений располагается над путями, которые образуют конкорс.

Конкорс - распределительный зал, устраиваемый между платформами и основными помещениями жд вокзала. Служит для организации потоков отправляющихся и прибывающих пассажиров по соответствующим выходам или входам, ведущим к платформам, поездам или в помещения вокзала, а также на выход в город. В некоторых случаях конкорс используют как место ожидания для пассажиров перед посадкой их в поезда. Часто используется как вестибюль, вокруг которого группируются другие помещения вокзала. Камеры хранения служат для хранения личных вещей или ручной клади пользователей услуг железнодорожного транспорта. Комнаты длительного отдыха (КДО), в т.ч. гостиничного типа, предназначены для транзитных пассажиров, осуществляющих пересадку на данной станции и ожидающих свой поезд в течение нескольких часов, а иногда и суток. Их проектируют в вокзалах вместимостью 300 и более пассажиров.

Комнаты матери и ребенка (КМиР) призваны обеспечить отдых транзитных пассажиров с детьми младше 10 лет. Предусматриваются на вокзалах вместимостью 500 и более человек. Непосредственно рядом с залами ожидания размещаются объекты жизнеобеспечения - туалеты, пункты общественного питания (буфеты,кафе, столовые, рестораны), торговые залы, службы бытового обслуживания (отделения связи, парикмахерские, банковские отделения, пункты обмена валют), медпункт, отделения транспортной милиции.На крупных вокзалах устраивают также сервис центры.

Почтово-багажные устройства - комплекс сооружений и путевого развития для выполнения операций по погрузке-выгрузке почты, багажа, грузобагажа. Почтово-багажные устройства могут располагаться как с торцевой стороны пассажирского здания, так и в отдельном здании. При больших объемах переработки почты рядом с вокзалом устраивают прижелезнодорожный почтамт.

Для исключения переезда транспортными средствами (электрокарами, багажными тележками, транспортерами),доставляющими почту и багаж к поездам в одном уровне, может устраиваться специализированный багажный тоннель с наклонными пандусами. При больших объемах работы багажные устройства специализируются по приему и выдаче. Для прохода пассажиров из пассажирских зданий на платформы к поездам, если при этом требуется пересекать пути, устраиваются пешеходные тоннели и пешеходные мосты. При этом предпочтение обычно отдается тоннелям, так как в этом случае уменьшается высота преодолеваемых спусков и подъемов, обеспечивается защита пассажиров от осадков и ветра. Пешеходные тоннели проектируют одиночными или спаренными (двойными), разделяемыми столбами или перилами. При больших пассажиропотоках пешеходные тоннели делают иногда раздельными для пассажиров прибытия, отправления и пригородных пассажиров, с входом и выходом, как в помещение вокзала, так и на привокзальную площадь.


Привокзальная площадь образует совокупность проездов и подъездов, мест стоянки транспортных средств со стороны города. На привокзальных площадях также располагаются скверы и памятники архитектуры, придающие ей оригинальный (соответствующий городу) парадный вид.

Сведения о составе помещений, единичным нормам площадей пассажирских помещений содержатся в строительных нормах и правилах проектирования вокзалов (СНиПе) и уточняются отраслевыми строительными нормами. В настоящее время рекомендуется использовать отраслевые строительные нормативы, содержащиеся в ВСН-86 "Железнодорожные вокзалы. Нормы проектирования взамен НТП-69/".

Расчёт основных устройств вокзала.
Уборка вокзальных помещений
Организация пассажиропотоков на вокзалах
Организация посадки и высадки пассажиров

Меры по обеспечению безопасности на вокзалах