Файл: "Право и организация социального обеспечения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


_____________________________________________________________________________

(наименование учебного учреждения)

_____________________________________________________________________________

(наименование учебного подразделения)
Контрольная работа

по предмету “Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты”

на тему: “Право и организация социального обеспечения”






Выполнил:_______________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________


Проверил:_______________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________





______________, 202__г.

(наименование города)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……………....3

  1. Основные этапы развития и становления социального обеспечения в России………………………………………………………………………………………….....5

  2. Право и организация социального обеспечения в России………………………………………………………………………………………….…8

Заключение………………………………………………………………………………….......10

Список использованной литературы……………………………………………………….....12

Введение
Конституцией РФ определено, что Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1

Признаками социального государства является:

  • высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

  • социально ориентированная структура экономики;

  • формирование гражданского общества;

  • разработка государством разнообразных социальных программ;

  • развитое социальное законодательство;

  • утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

  • социальная ответственность перед гражданами.

В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Всем выше сказанным обусловлена актуальность темы данной работы.

Целью настоящей работы является рассмотрение и изучение права и организации социального обеспечения в России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть и проанализировать основные этапы развития и становления социального обеспечения в России;

  • дать оценку каждому из этапов становления права социального обеспечения;

  • изучить содержание современного права социального обеспечения и степень его правового регулирования на данный момент;

  • рассмотреть организацию реализации права социального обеспечения в России и тенденции по его модернизации в будущем;

  • дать оценку организации реализации права социального обеспечения, функционирующей на данный момент.

  • подвести итоги по проделанной работе.

При написании данной работы были задействованы научные труды таких ученых, как Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И., а также ряда других, указанных в списке использованной литературы.

Объектом данного исследования является право социального обеспечения и организация его реализации на территории РФ.

Предметом данного исследования выступают общественные отношения в сфере реализации права социального обеспечения и их развитие.

Методологическая база данного исследования включает в себя метод анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.


  1. Основные этапы развития и становления социального обеспечения в России


Для четкого понимания сущности права социального обеспечения такой, какой она является сейчас важно знать историю его становления в России, поскольку это поможет выявить ключевые факторы, которые значительным образом повлияли на его становление в нашей стране.

Ученые в своих трудах предлагают различные виды разделения на периоды становление права социального обеспечения в России.2

Это объясняется тем, что при рассмотрении вопроса о периодизации истории развития отечественного права социального обеспечения необходимо учитывать несколько существенных особенностей.

Во-первых, в юридической литературе отсутствует единство взглядов ученых на количество этапов развития общества и соответственно социального обеспечения.



Историки права предлагают разнообразные критерии периодизации, и единой точки зрения на этот вопрос не существует.3

Во-вторых, не всегда возможно абсолютно точно определить начало и окончание какого-либо этапа или периода.

В-третьих, следует различать понятия «этап» и «период».

Понятие «этап» используется для обозначения отрезков времени, наибольших по своей продолжительности и характеризующихся глобальными преобразованиями в жизни общества, влияющими на право.

Этап, в свою очередь, состоит из определенных формирующих его периодов. В этом и заключается вся сложность.4

Однако самым популярным является разделение на три основных этапа:

  • первый этап — досоциалистический — начинается с появления первых формализованных источников права и завершается в октябре 1917 г.

В досоветский период существовало несколько обособленных друг от друга, различных по способу финансирования и отличающихся по кругу субъектов направлений обеспечения:

• общественное призрение (в его рамках бесплатное медицинское обслуживание), субъектом здесь являлись любые физические лица;

• обеспечение военнослужащих, субъектами которого были как служилые люди, так и члены их семей;

• эмеритура и государственное пенсионирование для чиновников;

• страхование наемных рабочих;

• цеховая взаимопомощь ремесленников.

  • второй — социалистический — начинается с 1917 г. и заканчивается изменениями политики государства в области экономики в конце 80-х гг., что было обусловлено переходом к рыночной экономике.

Кардинально изменилась политика государства в области социального обеспечения.

В зависимости от вида деятельности определялся субъект (например, служащий), затем организационно-правовая форма (для служащих — социальное страхование служащих) и потом —те виды обеспечения, на которые он мог рассчитывать.

Однако «набор» возможностей (видов социального обеспечения) был различен в разных формах.

  • третий этап — современный, или постсоциалистический. Коренные изменения социально-экономической и политической ситуации в стране на рубеже 80-90-х гг. XX в. создали предпосылки для существенного изменения системы социального обеспечения нуждающихся лиц.


Эти изменения нашли отражение в Конституции РФ 1993 г., которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), а РФ — социальным государством, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

Данные положения находят свое развития в законах и подзаконных актах, которые постоянно совершенствуются и по сей день.5

Таким образом, становление права социального обеспечения в России на каждом из условных выделенных этапов (начиная с момента его зарождения) сталкивалось с определенными трудностями.

Однако, в этом есть и свои плюсы и самым большим из них является формирование прежде всего у представителей государственной власти важности учета и наличия данного права при построении государственной системы, а также четко сформированная тактика организации его реализации на практике.

Сегодня мы можем видеть конкретные “плоды” работы в данном направлении представителей различных ветвей власти в РФ и, следует отметить, что результаты достаточно неплохие.

Кроме того, учитывая постоянное развитие общественных отношений, государство периодически модернизирует разные аспекты, касающиеся реализации право социального обеспечения, а также его максимальной приближенности к реальным нуждам граждан, им владеющим, что, несомненно, является большим плюсом к развитию России как социального государства.


  1. Право и организация социального обеспечения в России


Право на социальное обеспечение, как уже было упомянуто выше, является одним из социальных прав граждан РФ, нашедших свое закрепление в основном законе государства - Конституции РФ.6

Данное право получило свое отражение и развитие в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах, которые базируются на положениях Конституции РФ и расширяют его содержание.

На сегодняшний день право на социальное обеспечение имеет под собой достаточно крепкую правовую основу, состоящую из целого ряда нормативно-правовых актов, посвященных самым разным его аспектам.

Все это прежде всего говорит о высоком уровне организации процесса воплощения данного права в жизнь и, надо отметить, не только фактически, но и реально, поскольку на сегодняшний день правоприменение норм вышеперечисленных законов находится на весьма высоком уровне и продолжает модернизироваться из года в год.


На данный момент законодательство закрепляет шесть видов социального обеспечения:

1) пенсии;

2) пособия;

3) социально-обеспечительные компенсации;

4) льготы;

5) социальные и медицинские услуги;

6) предметы первой необходимости.

Считаю, что это достаточно неплохой результат для развития права социального обеспечения в РФ.

Что же касается организации реализации права социального обеспечения, то сегодня она также продолжает совершенствоваться, выходя на новый уровень.

К счастью, тенденция цифровизации не обошла стороной и данную сферу жизни, облегчив гражданам, относящихся к категории, владеющей правом на социальное обеспечения процесс его реализации на практике.

Например, сегодня для подачи заявления для получения пособия не обязательно приезжать в специализированный орган с пакетом документов и сидеть в очереди, а возможно сделать это с помощью сайта Госуслуги, что кроме прочего также положительным образом влияет на скорость обработки специалистом данных и ускорении предоставления услуги обратившемуся за ней гражданину.7

Также это является большим плюсом для оптимизации документооборота и постепенного перехода с его бумажного формата на электронный.

Таким образом, право социального обеспечения является одним из важнейших социальных прав, действующих на территории РФ.

Государство, осознавая важность его реализации, на данный момент делает все возможное, чтобы она стала наиболее комфортной и удобной для граждан, которые наделены данным правом.

Сегодня общественные отношения в области социального обеспечения регулируются огромным массивом нормативно-правовых актов, которые периодически подвергаются внесению изменений в их содержание, дабы каждый из них соответствовал реальным запросам общества и, исходя из правоприменительной практики, следует отметить, что на данный момент в этой части государству удалось выйти на новый перспективный уровень, соответствующий сущности социального государства.

Прямая заинтересованность государства, которую мы наблюдаем сегодня, говорит прежде всего об осознании представителей государственной власти важности своевременной и качественной реализации данного права на практике