Файл: Цель курсовой работы заключается в изучении жизни и деятельности Аввакума.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аввакум Петрович – протопоп, идеолог и один из вождей старообрядческого раскола, отличался редкими духовными дарованиями, энергией и упорной волей. Родился в с. Григорово "в Нижегороцких пределех" в семье священника. Рано потерял отца и воспитывался богомольной матерью. В возрасте 19 лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни; у них родилось 5 сыновей и 3 дочери.

Переехав в с. Лопатищи того же уезда, Аввакум в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г. – во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований критикуемого им местного "начальника" в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева, поборника благочестия, после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени Аввакум начал поддерживать активные контакты с московским "кружком ревнителей благочестия" и последовательно осуществлять их планы исправления нравов. Из-за этого вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями, вызывав всеобщее недовольство. Был не раз бит и изгнан вместе с женой и малолетним сыном.

Ища защиты, в мае 1652 г. Аввакум вновь направился в Москву, там получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопы. И на новом месте протопоп Аввакум своими требованиями также восстановил против себя мирян и духовенство, через 8 недель был жестоко избит толпой и бежал в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом которого был его покровитель – глава "ревнителей благочестия" протопоп Иоанн Неронов. Он представил Аввакума Царю Алексею Михайловичу.

Протопоп Аввакум был привлечен к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом Патриархом Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652 г., после смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было Патриархом Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были отстранены. Властный же Патриарх, не владея греческим языком, полностью доверял грекам и требовал от всех безпрекословного послушания, не снисходя до терпеливых разъяснений и переубеждений.


Обладая огромной энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил против с "огнеопальною ревностью", за что уже в сентябре 1653 г. был заключен в подвал Андроньевского монастыря, затем сослан с семьей в Тобольск, но так как и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию. Шесть лет провел Аввакум в скитаниях по Даурской земле, вплоть до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался наказаниям. В эти годы от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей.

В 1658 г. отношения Царя и Патриарха стали конфликтными, и в 1661 г. Царь разрешил Аввакуму вернуться в Москву, возможно, надеясь привлечь его на свою сторону как уже знаменитого противника Никона. В Москве Аввакуму сулили должность справщика на Печатном дворе и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Он спорил с царским духовником Лукьяном Кирилловым, видными царедворцами и архиереями – «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф.П. Морозовой, ее сестры княгини Е.П. Урусовой и многих других московских "старолюбцев".

Собор 1667 г. объявил старый обряд "еретическим" и решил наказать "еретиков" гражданскими казнями, – чем и закрепил раскол официально. Аввакуму, попу Лазарю и соловецкому иноку Епифанию за их упорство вынесли приговор – ссылка в Пустозерский острог на Печоре, в «место тундрявое, студеное и безлесное», причем Лазарю и Епифанию урезали языки.

В марте 1670 Г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. Сыновей Аввакума Ивана и Прокопия также приговорили к повешению, но они "повинились" и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 14 апреля того же года состоялась вторая "казнь" пустозерских "тюремных сидельцев" (Лазарю, Федору Иванову и Епифанию вторично резали языки и рубили правые руки), Аввакума было указано "вместо смертной казни" держать в тюрьме на хлебе и воде. Ухудшение положения пустозерских узников произошло по причине распространения их писаний. 15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений, в том числе знаменитое свое "Житие" – первый в русской литературе опыт православной автобиографии, где живым разговорным языком описаны судьба автора и Русь XVII в. Это произведение не раз переводилось на иностранные языки.



В 1682 году бывший священник был заживо сожжен в деревянном срубе вместе со своими ближайшими соратниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

  1. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022)

  2. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979.

  3. Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/libgen_00325645/mode/2up (Дата обращения: 21.04.2022)

  4. Малышев В. И. Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем [Текст] / В. И. Малышев. – Л., 1951. - С., 256-266.

  5. Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022)

  6. Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017.

  7. Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. - М., 1989.

  8. Пустозёрские узники — свидетели Истины: Сборник/ Сост., предисл., коммент., оформл. под общ. ред. епископа Зосимы. - Ростов н/Д., 2009.


Литература

  1. Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011.

  2. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом / А. П. Богданов. - М., 1990.

  3. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке / Бороздин А.К. - СПб., 1900. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/protopop_Avvakum__ocherk_iz_istorii_umstvennoi_zhizni_russkogo_obshchestva_v_XVII_veke/page/n3/mode/2up (Дата обращения: 24.04.2022).

  4. Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество / Зеньковский С.А. – М., 1995.

  5. Демкова Н.С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования / Демкова Н.С. - СПб., 1998.

  6. Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума) / Демченков С.А. — СПб., 2018.

  7. Кирилэ Ф. Протопоп Аввакум Петрович – вождь и идеолог движения русского староверчества / Кирилэ Ф. – Бухарест, 2013.

  8. Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011.

  9. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1. / Каптерев Н.Ф. – М., 1996.

  10. Катунский А.Е. Старообрядчество / Катунский А.Е. – М., 1972.

  11. Лавров А. С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности / Лавров А. С., Морохин А.В. — СПб., 2021.

  12. Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк / Мякотин В.А. – М., 2002

  13. Макарий митрополит Московский. История русской церкви / 2-е изд. / Макарий. - СПб.,. 1886. Т. 4. Кн. 1. – Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi / (Дата обращения: 24.04.2022).

  14. Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме / Малышев В.И. – СПб., 2010.

  15. Никольский Н.М. История русской церкви / Никольский Н.М. – Мн., 1990.

  16. Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало Раскола / Паскаль Пьер. - М., 2011.

  17. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13 / Соловьев С. М. - М., 1988.

  18. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство / Шахов М.О. – М., 1998.

  19. Щапов А.П. Сочинения. Т.I / Щапов А.П. - М., 1906. – Режим доступа: URL: http://sergeyhry.narod.ru/txt/shapov_a_p/shapov_tI_17.htm (Дата обращения: 24.04.2022).

  20. Шацкий Е.О. За что сожгли протопопа Аввакума? / Шацкий Е.О. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258—267.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Аввакумъ Петровъ

Поволжская старообрядческая икона, конец XVII — начало XVIII вв.


Сожжение протопопа Аввакума

Пётр Мясоедов, 1897 год



Памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и поминальный старообрядческий крест на предполагаемом месте сожжения пустозерских узников.



22 октября 2020 г. в Боровске

состоялось торжественное открытие памятника свщмч. Аввакуму.

Скульптор – Олег Молчанов.


1 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. - С. 146. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022)

2 Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерусской литературы. АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.-Л., 1965. Т. 21. С. 331–332.

3 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. - С. 152. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva (Дата обращения: 21.04.2022)

4 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., комм. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, послесл. В. Е. Гусева. — Иркутск, 1979.

1 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022)

2 Малышев, В. И. Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем [Текст] / В. И. Малышев. – Л., 1951. - С., 256-266.

3 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/pamiatneyki_pervykh_let_russkogo_staroobriadchestva(Дата обращения: 21.04.2022)

4 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 691-196.

1 Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества / Барсков Я.Л. - СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://avvakum.rusarchives.ru/chetvertaya-chelobitnaya-protopopa-avvakuma-caryu-alekseyu-mikhaylovichu (Дата обращения: 27.04.2022)

2 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 437-447.


3 Памятники истории старообрядчества XVII в. / [Ред. В. Г. Дружинин]. – Л., 1927. Т.1. - С.,703-705. – Режим доступа: URL: https://txt.drevle.com/text/rib-39-1927/7 (Дата обращения: 21.04.2022)

1 Протопоп Аввакум. Собрание Творений. - СПб., 2017. - С. 7-74.

2 Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. СПб., 1912. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/libgen_00325645/mode/2up (Дата обращения: 21.04.2022)

3 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13 / Соловьев С. М. - М., 1988.

4 Макарий, митрополит Московский. История русской церкви / 2-е изд. / Макарий. - СПб.,. 1886. Т. 4. Кн. 1. – Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (Дата обращения: 24.04.2022).

5 Щапов А.П. Сочинения. Т.I / Щапов А.П. - М., 1906. – Режим доступа: URL: http://sergeyhry.narod.ru/txt/shapov_a_p/shapov_tI_17.htm (Дата обращения: 24.04.2022).

6 Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке / Бороздин А.К. - СПб., 1900. – Режим доступа: URL: https://archive.org/details/protopop_Avvakum__ocherk_iz_istorii_umstvennoi_zhizni_russkogo_obshchestva_v_XVII_veke/page/n3/mode/2up (Дата обращения: 24.04.2022).

1Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк / Мякотин В.А. – М.:

2002

2 Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало Раскола / Паскаль Пьер.. - М., 2011.

3 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1. / Каптерев Н.Ф. – М., 1996.

4 Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме / Малышев В.И. – СПб., 2010.

5 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество / Зеньковский С.А. – М., 1995.

1 Катунский А.Е. Старообрядчество / Катунский А.Е. – М., 1972.

2 Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом / А. П. Богданов. - М., 1990.

3 Шацкий Е.О. За что сожгли протопопа Аввакума? / Шацкий Е.О. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 2. — С. 258—267

4 Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011.

1 Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011.

2 Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума) / Демченков С.А. — СПб., 2018.

3 Лавров А. С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности / Лавров А. С., Морохин А.В. — СПб., 2021.

1 Кожурина К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру / Кожурина К. – М., 2011. - С. 6.

1 Аторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение / Аторин Р.Ю. – М., 2011. – С. 42.