Файл: Проблемы общения Выполнила студентка группы н4191з.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы общения
Выполнила студентка группы Н-419/1-з
Караманова А.А.
Психологи выделяют три важных аспекта общения между людьми:
Цель, которая заставляет установить контакт и передать информацию. Животные во время общения передают сигналы об опасности, пытаются привлечь полового партнера. Их целью является удовлетворение биологической потребности. У людей коммуникации (культурные, познавательные, эстетические, творческие) становятся предпосылкой для развития личности.
Содержание тех данных, которые передаются при общении. У животных чаще всего это информация о том, где можно найти еду. У людей разговор затрагивает разные темы. Общение часто становится способом передачи опыта, чувств.
Средства коммуникации. У людей общение не ограничивается только словами, письменной речью. Невербальные способы общения — это запахи, прикосновения, мимика.
Трудности в общении нередко создают сложности. В зависимости от ситуации они затрагивают разные стороны:
коммуникативную - от личного общения до общественного;
когнитивную - затрудняется понимание информации;
информационную - нарушается процесс обмена данными;
креативную - создаются трудности с формированием, развитием новых связей;
конантивную - нарушаются роли в отношении друг к другу
Коммуникативные барьеры возникают у людей, которые обладают особыми личностными характеристиками:
замкнутым, неуживчивым характером;
неуважением к собеседнику;
недостаточным интересом (или его отсутствием) к позиции собеседника;
склонностью проявлять грубость;
неумением четко сформулировать собственную позицию.
Причины возникновения проблемы в общении
В основе первого кластера лежит неправильное восприятие информации. Оно возникает на фоне
- несовпадения взглядов собеседников;
конфликта интересов;
несоответствия жизненного опыта;
разного эмоционального настроя;
личной неприязни.
Другая группа связана с неумением слышать и плохой обратной связью. Оба этих фактора вызывают непонимание того, что хочет донести противоположная сторона. Сложности возникают, когда собеседники
неправильно истолковывают информацию;
не знают языка собеседника, не владеют специальной терминологией;
неверно истолковывают невербальную информацию (мимику, жесты, позы).
Как преодолеть проблемы в общении
Всегда говорите о себе, а не о другом человеке. “Мне больно” вместо “ты злой”, “мне не нравится” вместо “что за ерунду мне предлагаешь”. Говоря о себе, вы держите открытую позицию, приглашая собеседника к диалогу. Когда делаете акцент на другом — пытаетесь напасть или обвинить. А нападение всегда провоцирует желание ответить ударом.
Изучите свои слабые места. Например, чувствительность к критике. Если вам хочется забиться в угол и стать незаметным, когда слышите критические замечания в свой адрес, вы воспринимаете их как отвержение. В ответ возникает желание прекратить контакт, убежать. На самом деле, собеседник не обязательно хотел обидеть. Но нередко именно так воспринимается критика психикой. Чтобы понимать, что стоит за критикой важно понять (лучше всего прямо спросить), зачем человек критикует, что он хочет донести своим посланием. Подумайте, есть ли в его словах рациональное зерно или оно отсутствует. Тогда невинные высказывания не будут причиной разрушения контактов, а прозвучавшие под видом критики обиды, попытки обвинить или внушить чувство вины вы сможете сразу же распознавать и блокировать.
Четко понимайте, зачем вы говорите что-либо. Все, что озвучивается, произносится с конкретной целью. Даже болтовня двух подружек о платьях, детях или новых рецептах имеет целью получить совет или эмоциональную поддержку. Высказывая обиду или претензию, необходимо понимать, чего хочется добиться от собеседника. Вариант общения, когда информация изливается на другого просто потому что наболело, хочется слить накопившийся негатив, не экологичен. Он является проявлением эмоциональной распущенности и ведет к разрушению доверия.
Делайте послания максимально понятными. Не стоит говорить подруге: “Ничего, что ты мне не звонила уже две недели?” Это вариант манипуляции, он провоцирует напряжение, неясность. Гораздо эффективнее, а, главное безопасно для дружбы, работает высказывание, построенное иначе: “Мы не созванивались две недели. Я соскучилась. Может встретимся?” В таком послании чувствуется уважение, доверие. Не стоит четко высказываться.
Помните — читать мысли никто не умеет. Поэтому не стоит надеяться, что партнер угадает желания, поймет причину обиды. Вариант “должен сам догадаться” — самый неэффективный.
Прислушивайтесь к своим чувствам. Важно не игнорировать то, что происходит в конкретный момент. Злость — сигнал о нарушении ваших границ, ценностей или безопасности. Злость дает энергию активно действовать. Зависть дает знак, что у вас есть неудовлетворенная потребность. Не бойтесь честно посмотреть на свои чувства и признать их, какими бы неприглядными они не казались. Опора на чувства дает возможность создавать отношения, наполненные удовлетворением и радостью.
Спрашивайте. Если кажется, что вы догадываетесь, о чем думает собеседник, спросите. Не стройте догадки. Скорее всего, они совершенно не правильны.
Не бойтесь конфликтовать. Именно конфликтовать, а не ссориться. В глубоких отношениях всегда возникают спорные ситуации, которые требуют прояснения мнений, позиций обеих сторон. Это нормально и необходимо, чтобы перейти на новый уровень. Качественный конфликт — это высказывание и выслушивание мнений без оскорблений, повышения голоса. Он ведет к компромиссу, укрепляет доверие.