Файл: Стимулирование познавательной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине,
рефлексия

( размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния).

Потребность в самооутверждении:

  • Стремление иметь преимущество перед окружающими, занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

Есть и отрицательные проявления этой потребности:

  • Стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоение чужого.

Потребность в самовыражении:

  • Стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться себе, желание общаться.

Потребность в самоопределении:

  • Поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в безопасности, защищённости – это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.

Потребность в самореализации:

  • Способность быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь.


Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу воле проявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно – волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • Верить в каждого ребёнка и его возможности;

  • Оценивать не личность, а действия, поступки;

  • Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

  • Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

  • Не торопиться с выводами;

  • Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.


Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7 классу.

Результаты анкеты «Мотивы и цели», которая была проведена мной среди учащихся 5-7 являются этому подтверждением.
Из анкеты видно, что именно в 7 классе нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести.

В основном это:

  • Оценка

  • Запись благодарности в дневник

  • Словесное поощрение

  • Групповая работа

  • Назначение консультантом

  • Выставка лучших работ

Сбор стимульного материала осуществлялся через посещение уроков, через опрос и анкетирование учащихся.

Наиболее часто называются стимулы:

  • В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;

  • В 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

  • В 7-х классах – познавательные игры, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.

Познавательный интерес тесно связан с познавательной мотивацией. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», введённое психологом Л.С. Выготским. Она определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.


Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере. Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.

Итак, познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.
Многие снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учёбе. Это видно из ответов

Многое не понимаю

Не могу заставить себя работать.

Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.

«Деловая игра»

«Мотивационная и стимулирующая деятельность в обучении школьников»
Прошу вас разделиться на три группы:

  • Учителя начальных классов;

  • Учителя основной школы;

  • Учителя старших классов


Вам предлагается выполнить задания и защитить их
Первое задание. Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе?

(Выбрать три ответа) (3мин)

  • Стремление получить более высокую оценку.

  • Стремление исправить плохие отметки

  • Желание считаться хорошим учеником

  • Желание не получать плохих оценок

  • Желание избежать замечаний учителей и родителей

  • Добросовестное отношение к выполнению заданий учителя

  • Старание, исполнительность, ответственность

  • Интерес к изучаемому предмету, желание больше узнать в этой области

  • Интерес к учебной деятельности, процессу познания, поиску; желание экспериментировать, делать самостоятельные открытия.

  • Стремление добиться высоких результатов в какой-то области знаний, а затем ещё больших результатов, постоянное выдвижение перед собой новых идей.



Второе задание.

Какие формы стимулирования вы применяете в учебной работе?(3мин)
Третье задание

Предлагается опросник «Учебные стимулы»(3 мин.)
А сейчас давайте посмотрим с вами результаты учебных стимулов в идеале и то, что у вас получилось (см. Слайды).
Вывод:


  • О мотивации внешней и внутренней;

  • О трёх группах стимулов, применяемых в школе (идеально и реально);

  • Необходимость проведения анкеты среди учащихся «Значимость учебных стимулов»


Вывод: С чего же начинается успех?

Решение педсовета.
1.Учесть в планах МО работу по развитию мотивации к учебной деятельности на основе банка данных об уровне мотивации школьников.

  1. Формировать у учащихся умения анализировать свою деятельность на уроке как основу самореализации и самосовершенствования.

  2. Разработать открытые уроки по предметам с целью распространения опыта по проблеме мотивации учащихся успеха к учебно-познавательной деятельности.

  3. Провести анализ наблюдений по использованию учебных стимулов педагогами, подвести итог.

  4. Провести анкетирование учащихся по проблеме «Учебные стимулы».