ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родители создают тело, учителя – душу.
(Монгольская пословица)
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Знакомая картинка. Мама или бабушка пытаются накормить ребенка кашей, он отворачивается, капризничает. И часто совсем не потому, что сыт. Хорошо, если его в конце концов все – таки удается накормить… В таком положении часто оказывается и учитель, пытающийся накормить своих подопечных духовной пищей. Они же всячески противятся этому, и совсем не потому, что глупые или не любознательные, а потому, что им навязывают это вопреки их желаниям и воле.
Учебный процесс должен быть таким, чтобы он вызывал интерес у учащихся, был желанен им.
Познавательный процесс, конечно, индивидуален, но проходит он в условиях коллективной деятельности, основанной на принципах самоорганизации и самоуправления. И задача учителя в данном случае состоит не в том, чтобы быть транслятором знаний, а в том, чтобы организовать этот процесс коллективной деятельности.
Я считаю, что моя главная задача, как учителя – сделать учеников своими соратниками. Ученик – не менее важный, чем учитель, участник учебно-воспитательного процесса. На этот счет Сороко – Росинский, руководивший легендарным ШКИДом, говорил, что в школе должно быть как можно меньше учителя и как можно больше ученика.
Но часто мы видим противоположную картину. Причина в том, что так проще учителю.
Думается, что все наши усилия окажутся бесплодными, пока мы будем стараться лишь научать, воспитывать, формировать навыки. Но подросток не хочет учиться так, как хотелось бы нам. А если не хочет, делаем мы, вывод, значит, не может, значит, плохой.
В современных условиях ребенок должен являться обязательным активным участником образовательного процесса. «Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Учитель обязан дать ребенку возможность сделать самостоятельное открытие. Давая ребенку на уроке свободу действия, я учу его принимать собственные решения
, слушать и слышать других учащихся на уроке, оценивать их и себя в сравнении, завоевывать авторитет у товарищей. То есть не урок его учит и воспитывает, а он сам учится и воспитывается. Мне же остается руководить сложным оркестром, где солистом может стать любой из моих учеников.
Я уверена, что наша цель создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться. Прочитала недавно удивительную по смыслу и содержанию фразу: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Конечно, самодеятельность и самоорганизация учащихся, где функция учителя кардинально меняется, дело очень трудное. Но другого пути, скорее всего, у нас нет.