Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и содержание организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.2 Методы соᡃвершенствоᡃвания коммерчесᡃкой деятелᡃьности в розᡃничной торᡃговле
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия
2.3 Особенности организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Золотая Русь»
Прибыль от реᡃализации рᡃассчитываетсᡃя как разностᡃь между ваᡃловым дохоᡃдом и издерᡃжками обращения. Из дᡃанных таблᡃицы 1 видно, что по сравнению с 2018 годом прибᡃыль предпрᡃиятия ООО «Золотая Русᡃь» в 2019 году увелᡃичилась на 544 тᡃыс. руб. и состᡃавила 3970 тᡃыс. руб.
Динамика изᡃменения осᡃновных экоᡃномических поᡃказателей розᡃничного преᡃдприятия ООО «Золотая Русᡃь»» схематично предстᡃавлена на рᡃисунке 6.
Рисунок 6 – Дᡃинамика изᡃменения осᡃновных экоᡃномических поᡃказателей
Анализ экоᡃномических поᡃказателей деᡃятельности розᡃничного преᡃдприятия ООО «Золотая Русᡃь»» показал, что розничное предприятие является рентабельным. Весь торгово-технологический процесс реализации ювелирных изделий направлен на получение прибыли и достижение наивысших финансовых результатов. Можно сделать вывод, что в настоящий момент розничное предприятие ООО «Золотая Русь»» имеет достаточно стабильное положение с положительными значениями рентабельности, основные статьи доходов используются эффективно. Предприятие ориентировано на максимизацию прибыли путем увеличения товарооборота и уменьшения издержек обращения.
2.3 Особенности организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Золотая Русь»
В условиях риска и неопределённости, главной задачей предприятий розничной торговли является выживание на рынке, то есть конкурентоспособность, которую следует рассматривать как интегральный показатель. Показатель конкурентоспособности для любой фирмы отражает совокупные итоги работы всех её подразделений (т.е. состояние её внутренней среды), а также её реакцию на изменение внешних факторов воздействия [40].
При этом особо значимой является способность розничного предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Не смотря на малую численность населения города Хабаровск (около 37716 человек), розничная сеть города представлена 11 магазинами, которые реализуют ассортимент ювелирных изделий.
В связи с этим, можно говорить о высокой конкуренции магазина «Золотая Русь» на территории города Хабаровск. Первоначально разработаем этапы проведения оценки конкурентоспособности розничного предприятия «Золотая Русь». Оценка конкурентоспособности розничного предприятия «Золотая Русь» проведем методом экспертной оценки конкурентных преимуществ [22]. Составные этапы оценки конкурентного состояния розничного предприятия «Золотая Русь» выделены на рисунке 7.
Как уже отмечалось, для успешного функционирования на рынке, предприятие розничной торговли должно обладать определёнными конкурентными преимуществами по сравнению с конкурентным окружением. Для исследования предложены следующие критерии для оценки конкурентоспособности: – качество; – цена; – ассортимент; – местонахождение; – услуги ювелирной мастерской; – интерьер магазина; – качество обслуживание; – наличие акций и спецпредложений; – репутация фирмы.
Рисунок 7 – Этапы оценки конкурентоспособности предприятия «Золотая Русь»
Первоначально проводя сравнительную оценку конкурентоспособности розничного предприятия «Золотая Русь», выделим определяющие факторы конкурентоспособности и рассчитаем их количественные параметры.
Расчет весомости критериев конкурентоспособности представлен в таблице 2. Коэффициент весомости рассчитывается по формуле 3 [24]:
Где, Αi – коэффициент весомости i-го критерия конкурентоспособности; Бij – бальная оценка i-го критерия конкурентоспособности j-ым экспертом;
Бcj – сумма балов, присвоенная j-ым экспертом всем критериям конкурентоспособности;
m – количество экспертов.
Таблица 2
Расчет весомости критериев конкурентоспособности
Конкурентные преимущества |
Эксперты |
Весомость параметров |
||||||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
Э6 |
Э7 |
||
Качество товаров |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
0,140 |
Уровень цен |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
0,128 |
Ассортимент |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
0,110 |
Акции и спецпредложения |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
0,103 |
Интерьер магазина |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
0,095 |
Обслуживание потребителей |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
0,119 |
Репутация магазина |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
0,086 |
Наличие дополнительных услуг |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
0,128 |
Месторасположение |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0,091 |
35 |
37 |
36 |
31 |
33 |
36 |
34 |
1 |
Рынок розничной торговли по продаже ювелирных изделий города Хабаровск представлен 11 розничными предприятиями, которые предлагают товары аналогичного ассортимента предприятию «Золотая Русь».
При определении объектов сравнения были выбраны розничные предприятия, наиболее приближенные и которые чаще всего составляют конкуренцию магазину «Золотая Русь». Объекты сравнения на розничном рынке ювелирных изделий города Хабаровск:
1. Русское Золото, ул. Мира д. 57.
2. Ювелайн, ул. Мира д. 47.
3. Яхонт, ул. Мира д. 50.
4. Наше Золото, ул. Спортивная д. 60а.
5. Sokolov, ул. Мира д. 49.
Указанные розничные предприятия реализуют ассортимент ювелирных изделий и некоторые из них предлагают услуги ювелирной мастерской, что 46 говорит об едином сегменте обслуживания как по месту его нахождения, так и по покупательской потребности.
Расчёт конкурентоспособности розничного предприятия «Золотая Русь» представлен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет конкурентоспособности магазина «Золотая Русь»
Критерии конкурентоспособности |
Весомость параметров а |
Золотая Русь |
Русское Золото |
Ювелайн |
Яхонт |
Наше Золото |
Sokolov |
||||||
Бi |
аБi |
Бi |
аБi |
Бi |
аБi |
Бi |
аБi |
Бi |
аБi |
Бi |
аБi |
||
Качество товаров |
0,140 |
4,7 |
0,658 |
4,7 |
0,658 |
4,4 |
0,616 |
4,7 |
0,658 |
4,4 |
0,616 |
4,6 |
0,644 |
Уровень цен |
0,128 |
3,9 |
0,499 |
5,0 |
0,640 |
4,1 |
0,525 |
4,6 |
0,589 |
4,1 |
0,525 |
4,4 |
0,525 |
Наличие дополнительных услуг |
0,128 |
4,9 |
0,627 |
4,1 |
0,535 |
2,0 |
0,294 |
3,9 |
0,499 |
2,7 |
0,346 |
3,0 |
0,384 |
Обслуживание потребителей |
0,119 |
4,7 |
0,559 |
5,0 |
0,600 |
3,7 |
0,440 |
3,7 |
0,547 |
3,7 |
0,547 |
3,9 |
0,464 |
Ассортимент |
0,110 |
5,0 |
0,550 |
4,9 |
0,539 |
2,7 |
0,297 |
4,1 |
0,451 |
3,3 |
0,363 |
3,9 |
0,429 |
Акции и спецпредложения |
0,103 |
2,4 |
0,247 |
5,0 |
0,515 |
4,4 |
0,453 |
4,4 |
0,453 |
4,4 |
0,453 |
4,4 |
0,453 |
Интерьер магазина |
0,095 |
4,6 |
0,437 |
5,0 |
0,475 |
3,7 |
0,351 |
3,1 |
0,295 |
3,3 |
0,314 |
2,4 |
0,228 |
Месторасположение |
0,091 |
4,9 |
0,446 |
3,9 |
0,355 |
0 |
0 |
1,6 |
0,146 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Репутация магазина |
0,086 |
2,3 |
0,198 |
4,1 |
0,353 |
1,4 |
0,120 |
0,6 |
0,052 |
0,6 |
0,052 |
0,6 |
0,052 |
Конкурентоспособность |
1 |
4,21 |
4,66 |
3,10 |
3,69 |
3,22 |
3,18 |
После обработки данных исследования можно сделать некоторые выводы. Анализ таблицы 4 показывает, что явным лидером на розничном рынке ювелирных изделий города Хабаровск является магазин «Русское Золото». Анализируемое розничное предприятие «Золотая Русь» находится на втором месте.
Лидирующее положение розничное предприятие «Золотая Русь» занимает благодаря следующим конкурентным преимуществам: высокое качество товара, высокий уровень обслуживания покупателей, самый широкий ассортимент среди анализируемых предприятий благодаря наличию детских ювелирных изделий, предложение потребителям дополнительных услуг. Однако стоит отметить, что в магазине «Золотая Русь» самые высокие цены среди всех объектов сравнения. Высокие цены на ювелирные изделия в магазине «Золотая Русь» объясняются надежными отечественными поставщиками, в некоторых магазинах-конкурентах присутствуют изделия китайского производства.
Стремительно развиваться и одновременно осуществлять эффективную коммерческую деятельность по продаже ювелирных изделий на рынке с высокой конкуренцией достаточно тяжело. В процессе оценки конкурентоспособности магазина «Золотая Русь» были выявлены конкурентные преимущества, а именно: качество предлагаемого товара, высокое качество обслуживание покупателей и предоставление дополнительных услуг, широкий ассортимент реализуемых товаров.
Для наиболее полного анализа организации коммерческой деятельности объекта исследования необходимо произвести анализ не только внутренней среды розничного предприятия, но и внешней среды. Отслеживая изменения внутренней и внешней среды розничного предприятия «Золотая Русь», можно выявить предпосылки для предотвращения негативных изменений, повышения уровня спроса и наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей города Хабаровск.
2.4. Совершенствование организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Золотая Русь»
Исследование особенностей организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Золотая Русь», проведенное во втором разделе исследования, позволило выявить основную проблему, а именно – высокий уровню цен на реализуемые в магазине ювелирные изделия.
Это, в свою очередь, повлияло на снижение конкурентоспособности розничного предприятия «Золотая Русь». Несмотря на выявленные недостатки розничное предприятие «Золотая Русь» обладает конкурентными преимуществами, которые обеспечивают не только его финансовое состояние, но и эффективную организацию его коммерческой деятельности.
Анализ основных экономических показателей магазина «Золотая Русь» показал положительную динамику товарооборота, прибыли и рентабельности предприятия. Однако не достаточно высокий уровень конкурентоспособности позволил сделать вывод, что предприятие «Золотая Русь» не эффективно использует свой экономический потенциал. В связи с этим возникает необходимость в выявлении резервов совершенствования коммерческой деятельности, которое будет осуществлять на основе показателей оценки конкурентоспособности, получивших низкое (по сравнению с конкурентами) значение.
Разработка рекомендаций совершенствования коммерческой деятельности розничного предприятия «Золотая Русь» будет направлена на поиск поставщиков ювелирных изделий (по более низкой цене, чем реализуемые в настоящее время) 61 и на расширение ассортимента ювелирных изделий. Направления разработки рекомендаций представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Направления разработки рекомендаций совершенствования коммерческой деятельности магазина «Золотая Русь»
Посредством осуществления коммерческой деятельности реализуется связь розничного предприятия «Золотая Русь» с внешней средой – поставщиками и покупателями товаров. Автором разработана схема формирования хозяйственных связей розничного предприятия «Золотая Русь» с поставщиками товаров, которая представлена на рисунке 8.
В коммерческой деятельности предприятия «Золотая Русь» предложенная схема формирования хозяйственных связей с поставщиками может изменяться в зависимости от специфики проводимых коммерческих операций. Ее использование позволит осуществить моделирование коммерческих процессов для совершенствования коммерческой деятельности розничного предприятия «Золотая Русь» по закупке ювелирных изделий.
При совершенствовании коммерческой деятельности руководству розничного предприятия «Золотая Русь» следует основываться на следующих принципах:
– ценовая политика поставщиков, т.е. осуществление закупок у поставщиков на основе анализа цен на их продукцию;