Файл: 1. Почему необходимо управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такое точечное многообразное изучение всех аспектов менеджмента стало требованием времени – в управлении теперь необходимо учитывать не только теорию «человеческих отношений». Ускорился темп жизни, упростились коммуникации, мир стал другим из-за процессов глобализации и возросшей мобильности. Хозяйственная и духовная жизнь современного общества усложнилась, возросло участие государства во многих направлениях социально-экономического развития, увеличился объем задач и информации, ускорился технологический процесс.

Наступило время, когда ни одна из ранее существовавших школ не отвечала современным запросам, поскольку в повседневной деятельности менеджеров всегда есть ситуации, когда стоит прибегнуть к различным методам управления. Современные концепции управления представляют собой синтез наиболее эффективных разработок школ менеджмента.

4. Современный менеджер должен владеть процессным, системным и ситуационным подходами. Согласны ли вы?

В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.


Системный подход

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Прежде чем принимать управленческие решения по сложным объемным вопросам, связанными с развитием организации, менеджеры должны четко представлять себе, что любая организация – это система, и, управляя ею, надо знать ее свойства.


Ситуационный подход

Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, функционирующие в одной и той же внешней среде, значительно отличаются своими финансовыми результатами.


Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наибольшее влияние на организацию в данный момент времени.

Суть подхода заключается в умении менеджера увязать конкретные методы и приемы управления с конкретной ситуацией для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Используя этот подход, менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от принятого решения или выбранного пути. Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации.

Процессный подход

Управление – это, прежде всего, процесс. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов - сотрудники, структура, задачи, технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В современных условиях менеджмент предполагает применение всех трех подходов в зависимости от обстоятельств – знание какой-то одной методики совершенно недостаточно. Функционирующие организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды (стимулирующих или лимитирующих), которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие на внутренние переменные организации.



Эффективность работы организации, а иногда и ее существование зависит от того, насколько она способна адаптироваться к изменениям окружающей среды, насколько хорошо отлажены внутренние процессы, насколько быстро руководство может управлять этими процессами и реагировать на сложные ситуации.