Файл: Методическая разработка Я говорю по картинкам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методическая разработка

«Я говорю по картинкам»

Составила

Учитель-логопед

I категории

Николаева Е.В.

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается рост числа детей, которым необходима качественная коррекционная помощь с целью дальнейшей позитивной социализации в общество.

Речь в философии, педагогике и психологии рассматривается как центр, в который сходятся все линии психического развития. Вся психическая деятельность протекает с участием речи прямо или косвенно. Становление эмоций, характера, личности в целом зависят также от развития речи. Указывали на тесную связь между аффективным, когнитивным и речевым развитием Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн и другие.

Речевое развитие признается одним из главных показателей психического развития ребенка. У детей с нарушением слуха наблюдается системное нарушение речевой деятельности, при котором страдает нормативное усвоение основных компонентов языковой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи. Недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия до фразовой речи с аграматизмами.

Учеными разрабатывались теоретические и методические аспекты проблемы недоразвития речи, представленные в многочисленных психологических, нейропсихологических, клинических и педагогических исследованиях (Левина Р.Е., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Хватцев М.Е. и др.).

Повышение качества коррекционной помощи детям с ОВЗ требует разработки результативных методов и приемов формирования речевой деятельности. Это и определило необходимость составления методической разработки «Я говорю по картинкам».

Данная работа имеет коррекционно-развивающую направленность и может быть реализована в образовательных организациях для детей, имеющих нарушения речи. Разработка предназначена для работы с детьми, у которых уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Средствами общения для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова.

Актуальность определяется тем, что работая с детьми с ОВЗ (нарушение слуха, нарушения речи, задержка речевого развития и др.) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он
выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «пиктограмма».

Практическая значимость состоит в комплексном решении задач коррекционно-развивающего обучения (формирование речевой деятельности, когнитивное развитие, эмоционально-личностное развитие) и необходимостью оказания детям с нарушением слуха качественной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии.

В разработке реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • Принцип развивающего обучения;

  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи;

  • Деятельный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка;

  • Принцип доступности интерпретируется как принцип посильности в отборе и преподнесении материала;

  • Принцип наглядности  подчеркивает высокую значимость наглядных опор.

  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;


Содержательный компонент

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В содержании учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития.

В структуре методической разработки представлено 3 блока: план взаимодействия с детьми, план взаимодействия с родителями, план взаимодействия с педагогами.

Блок «Взаимодействие с детьми» предназначен для дошкольников , имеющих недостаточное развитие общеупотребительной речи. Содержание представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую интенсивное развитие пассивного и активного словаря детей

, формирование фразовой речи, развитие связной речи. В блоке представлено поэтапное планирование работы с детьми, которое включает несколько направлений:

  • Развитие понимания речи;

  • Активизация речевой деятельности и развитие лесико-граматических средств языка

  • Развитие внимания, памяти, мышления детей

Во втором блоке «Взаимодействие с родителями» разработан план работы с родителями. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. В данной методической разработке представлена планомерная целенаправленная работа с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

В третьем блоке «Взаимодействие с педагогами» представлена система коррекционно-развивающей работы ,которая предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ.

Взаимосвязь логопеда с воспитателями. 
Педагогический эффект зависит и от творческого профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе. 

Взаимосвязь логопеда с психологом

Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника. Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка. 

Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходима тесная связь с музыкальным руководителем. Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. 


Связь логопеда с инструктором по физической культуре.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то  инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность закрепления полученных навыков путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных  с учетом изучаемой темы. 

Цель методической разработки: развитие импрессивной и экспрессивной речи, формирование коммуникативных способностей с использованием метода пиктограмм.

Цель реализуется через решение следующий задач.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • Ознакомление с символическим изображением предметов, признаков, действий

  • Обогащать и активизировать пассивный и активный словарь

  • Стимуляция потребности в вербальных высказываниях

  • Формирование связной речи

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие лексико-грамматических средств языка

  • Развитие фразовой речи

  • Развитие внимания, памяти, мышления

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание потребности в речевом общении

Реализация коррекционно-развивающей работы осуществляется в процессе логопедических занятий, занятий по изодеятельности, математики, музыкальных и физкультурных занятий и таких видах деятельности, как игровая, коммуникативная, предметно-практическая.

Пиктограмма  (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде.

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Вопросом использования пиктограмм в дошкольной педагогике занимались российские педагоги    Воробьёва В.К., Ткаченко ТА.,  Большева Т.В.,  Ефименкова Л.Н и другие

Пиктограммы, используемые в работе с детьми можно разделить на следующие виды:

Слова – предметы (Кто это? Что это?)




Слова – действия (Что делает?)



Слова – признаки (Какой? Какая?)



Символы предлогов



Пиктограммы эмоций



Любое слово, действие можно изобразить графически - пикты передают не предмет, а смысл. Изображение пиктограмм процесс творческий, не обязательно использовать готовый образец, каждый педагог может найти свой значок для изображения.


I блок «Взаимодействие с детьми»
План работы с пиктограммами

I год обучения


Цель

Содержание

Формирование первоначальных представлений о пиктограммах

Развивать умение отмечать характерные черты предметов, признаков, действий



Упражнение «Знакомство»

Упражнение «Находка»

Игра «Зеркало»

Игра «Веселые спортсмены»



Развитие пассивного и активного словаря детей



Упражнение «Покажи»

Упражнение «Назови»


Развитие активной подражательной речевой деятельности


Упражнение «Посмотри и скажи»

Упражнение «Составь предложение»



II год обучения

Развитие пассивного и активного словаря детей

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие фразовой речи.



Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Упражнение «Составь предложение»

Упражнение «Нарисуй, фразу»

Упражнение «Составь предложение»