Файл: Методическая разработка Я говорю по картинкам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III год обучения

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Развитие связной речи

Развитие логического мышления, ассоциативной памяти

Упражнение «Составь пару»

Упражнение «Найди общее»

Упражнение «Исправь ошибку»

Упражнение «Продолжи фразу»
Упражнение «Расскажи сказку (рассказ)»

Упражнение «Загадка»

Игра «Нарисуй слово»



Игры и упражнения используются на логопедических занятиях. Закрепляются умения в индивидуальной работе логопеда и воспитателя. Так же игры используются в свободной деятельности детей.

II блок «Взаимодействие с родителями»
План работы


Содержание

Индивидуальные формы работы:

  • Индивидуальные беседы, консультации, рекомендации «Пиктограммы», «Мои первые слова», «Построение фразы», «Рассказы по картинкам», «Пиктограммы вокруг нас»,

  • Приглашение на индивидуальные занятия;

  • Показ выполнения с ребенком заданий логопеда;

Коллективные формы работы:

  • Родительские собрания «Роль семьи в речевом развитии ребенка», «Пиктограммы помогают говорить»

  • Дни открытых дверей

  • Логопедические пятиминутки

Домашние задания

  • Зарисовать с ребенком пиктограммы, которые встретили по дороге домой

  • Схематическая зарисовка «Что я делаю дома»

  • Зарисовка пиктограммами сказки, стихотворения, рассказа


Совместная деятельность:

  • Создание групповой книги «Рассказ в картинках»




III блок «Взаимодействие с педагогами»
Взаимосвязь логопеда с воспитателями

Совместно с воспитателем логопед анализирует особенности речевого развития каждого ребенка. Проводят совместные комплексные занятия, в которых используют пиктограммы для развития речи. По заданию логопеда воспитатель выполняет индивидуальные задания. Во время проведения игр и занятий воспитатель использует пиктограммы.

Взаимосвязь логопеда и психолога

Психолог работает в тесной связи с логопедом по данной разработке. В своей работе использует пиктограммы на различение эмоций человека и проговаривает соответствующие слова и фразы.


Взаимосвязь логопеда и музыкального работника

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует пиктограммы обозначающие различные звучания (громко, тихо, медленно, быстро, слитно, не слитно, высоко, низко).

Взаимосвязь логопеда и инструктора физического воспитания

На занятиях физкультуры используются пиктограммы обозначающие, различные положения туловища во время выполнения упражнений.

Материалы и оборудование
Наборы пиктограмм:

  • пиктограммы по лексическим темам «Семья», «Продукты питания», «Мебель», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Игрушки»: каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы.

  • Пиктограммы действия с предметами

  • Пиктограммы признаков предметов

  • Пиктограммы предлогов

  • Пиктограммы стихотворений, текстов

Индивидуальные наборные карточки

Наборное полотно в группе «Я хочу рассказать»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИКТОГРАММ



Игра «Знакомство»

Цель: Ознакомление с пиктограммами и уточнение их понимания.

Оборудование: пиктограммы-предметы; реальные предметы и игрушки, соответствующие пиктограммам; таблички со словами.

Ход игры

Педагог показывает ребенку пиктограмму, предлагает соотнести с реальным предметом или картинкой;

Игра «Находка»

Цель: развитие понимания речи, развитие зрительного восприятия

Оборудование: пиктограммы-предметы;

Ход игры:

  • Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал педагог.

  • Ребенок выбирает две одинаковые пиктограммы среди ряда других.

  • Ребенок находит такую же пиктограмму среди определенного множества других.

Игра «Зеркало»

Цель: развитие понимания речи;

Оборудование: пиктограммы предметов и действий

Ход игры:

Педагог или ребенок называет или показывает предмет или действие – дети показывают соответствующую пиктограмму.

Игра «Веселые спортсмены»

Цель: развитие понимания речи; развитие общей моторики

Оборудование: пиктограммы с изображением различных положений туловища, рук и ног



Ход игры

Педагог показывает карточки со схематическим изображением движения. Дети передают изображенное движение.

Упражнение «Покажи»

Цель: развитие понимания речи, активизация речевой деятельности

Оборудование: пиктограммы предметов

Педагог совместно с ребенком рассматривает пиктограммы. Инструкция «Покажи, где машина (…)?» Ребенок показывает и называет в зависимости от речевых возможностей «Вот машина».

Упражнение «Назови»

Цель: активизация речевой деятельности

Оборудование: пиктограммы предметов

Ход игры:

Педагог совместно с детьми рассматривает пиктограммы, задает вопросы «Кто это? Что это?». Ребенок отвечает на вопрос «Это ….».

Упражнение «Посмотри и скажи»

Цель: развитие фразовой речи

Оборудование: сенсорный экран (телевизор, ноутбук), пиктограммы предметов, действий

Ход игры:

Дети смотрят на экране какое-либо действие. У каждого индивидуальный набор пиктограмм . На индивидуальном наборном полотне дети выкладывают соответствующие действию пиктограмму и проговаривают фразу (например собака бежит, мальчик прыгает и т.д.)

Игра «Составь предложение»

Цель: развитие фразовой речи

Оборудование: информационная карточка с прорезями в которые вставлены ленты с пиктограммами – в одном окошке пиктограммы предметы, в другом пиктограммы действие.

Ход игры:

Ребенок подбирает картинки на информационной карточке соотнося существительные с глаголом, образуя 2-х составные предложения.

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление; развивать умение соотносить существительные и прилагательные в роде.

Оборудование: пиктограммы признаков, предметные картинки

Ход игры:

У детей пиктограммы слов-признаков. Педагог демонстрирует предметную картинку, например, «Суп» дети подбирают пиктограммы – горячий и проговаривают словосочетание: Горячий суп.

Игра «Составь предложение»

Цель: развивать фразовую речь

Оборудование: информационная карточка с тремя окошками, ленты пиктограмм – предметов, признаков, действий.

Ход игры:

На информационной ленте ребенок составляет 3-х сложные предложения с опорой на наглядность или самостоятельно: Мама идет домой и т.д.


Упражнение «Нарисуй, фразу»

Цель: развитие внимания, воображения, ассоциативное мышление, речь

Оборудование: сенсорный экран, карандаши, бумага, игрушки, сюжетные картинки

Педагог демонстрирует действие (сюжетную картинку) и проговаривает фразу, например «Мяч прыгает». Ребенок на сенсорном экране или листе бумаги зарисовывает пиктами данное действие.

Игра «Составь пару»

Цель: развивать мышление, активизировать речевую деятельность, развитие лексико-грамматических средств языка

Оборудование: пиктограммы предметов, действий, признаков

Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла – играть, яблоко – есть.

Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет (например, слушать – уши, пить – вода);

Упражнение «Найди общее»

Цель: развитие умения обобщения, активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка

Оборудование: пиктограммы предметов

Ход игры:

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, заданной педагогом (например, к группе одежды);

Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка; развитие мышления, внимания

Оборудование: пиктограммы предметы, пиктограммы действия, пиктограммы признаки

Ход игры:

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив соответствующие друг другу. (например, уши – смотреть, глаза – слушать); - найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: : активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка; развитие мышления, слухового восприятия

Оборудование: пиктограммы предметы, пиктограммы действия, пиктограммы признаков

  • Педагог произносит фразу дети дополняют фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;

  • Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;


Упражнение «Расскажи сказку (рассказ)»

Цель: развивать связную речь

Оборудование: набор пиктограмм

Ход игры:

Педагог выкладывает рассказывает сказку (рассказ) и постепенно выкладывает схему сказки (рассказа). Затем ребенок рассказывает самостоятельно.

Упражнение «Загадка»

Цель: развитие мышления, воображения, слухового восприятия, активизация речевой деятельности

Оборудование: игрушки, муляжи, предметные картинки, салфетка

Ход игры:

У педагога на столе закрытый предмет (картинка). На доске выкладывается пиктограмма-описание предмета. Дети отгадывают закрытый предмет.

Игра «Нарисуй слово»

Цель: развитиеслухового восприятия, активизация речевой деятельности, воображения

Оборудование: карандаши, листы бумаги

Ход игры:

Педагог называет слово или фразу, дети самостоятельно изображают рисунки-пиктограммы

Литература

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001

  2. Козырева О.А. Логопедические технологии/ - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 192 с.

  3. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ/ авт.-сост. Л.В. Годовникова и др. – Волгоград:Учитель, 2013 – 187 с.

  4. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Воронеж, 1997

  5. Руленкова Л.И. «Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода» / - М.: Парадигма, 2010. – 191 с.