Файл: Практическое задание 25.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 25

Зиборев Ю.Ю.
Используя рекомендуемую литературу, составьте картотеку психодиагностических методик для определения познавательных особенностей и уровня умственного развития детей с ЗПР.
Рекомендуемая литература:
1. Жутикова Л.С. (сост.) Работа с детьми, имеющими нарушения в развитии. Сборник материалов для диагностики, представления на ПМПК и коррекции. Ханты-Мансийск.- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2004.

2. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Картотека диагностических методик



Наименование диагностической методики

Авторы методики

Диагностические цели

Краткое описание методики

Методика Пьерона-Рузера

А. Пьерон,

Методика дает представление о скорости и качестве фор­мирования простого навыка, усвоения нового способа дейст­вий, позволяет получить информацию об объеме и устойчиво­сти произвольного внимания, о развитии моторики руки.

Перед ребёнком кладётся чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в верхней, левой части бланка) даёт инструкцию. В зависимости от возраста ребёнка и задач исследования различные, условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. Четвёртая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остаётся открытым до конца работы ребёнка. После того, как ребёнок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребёнком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или чёрточкой на бланке. О подобной регистрации ребёнка лучше предупредить заранее).

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец.

В протоколе необходимо отмечать, как ребёнок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.


Методика “Заучивание 10 слов”

А.Р. Лурия

Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Для проведения этой методики необходим набор простых слов, не связанных тесно между собой по смыслу. Слова располагаются в таблице, которая заполняется по ходу эксперимента.

Испытуемый должен повторить слова, которые смог запомнить. После 5-кратного воспроизведения слов испытуемым экспериментатор переходит к другим заданиям, а в конце исследования (или через час) снова просит повторить все эти слова, как они остались в памяти.

Опосредованное запоминание

А.Н.Леонтьев


Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания.

Называют слово, ребенок выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово. Если у ребенка возникают трудности в понимании цели задания, необходимо объяснить на примере, показав связь между словом и картинкой.

«Обучающий эксперимент»

С. Коос

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания вызывает заинтересованность почти у всех детей, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.


Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое "обучение" по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий отдельных чертежей: при "обучении" предъявляется аналогичный чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.


«Существенные признаки»








Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова. Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Методика «Исключение лишнего»






Диагностика направлена на исследование способности: обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков; абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом; выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.


Суть методики сводится к следующему: тестируемому предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которых объединены общей категорией, а четвёртая картинка не подходит к рассматриваемой группе; задача испытуемого — исключить лишнее и обосновать свой выбор.

Существует также вербальный вариант тестирования. В этом случае наглядных изображений нет, ребёнку предлагаются только названия предметов, среди которых нужно выявить неподходящее к общему понятию.

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке



Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Цель диагностики: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.


Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы.

При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают – взрослого или сверстника – и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Е.П. Ильина, П.А. Ковалева


Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и

агрессивности как личностных характеристик.


Испытуемому предлагается ряд утверждений на темы: вспыльчивость, напористость, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике ставится знак «+» («Да»), при несогласии - знак «-» («Нет»).

Методика «Эмоциональная эмпатия»

В.В. Бойко


Методика предназначена для оценки умения

сопереживать и понимать мысли и чувства другого.

Испытуемому необходимо прочитать ряд утверждений и согласиться или не согласиться с ними.

Методика определения уровня личностной

тревожности

Ч. Спилбергер


Методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние.

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Модифицированный вариант социометрической методики

Р.Жиль



Цель методики состоит в изучении социальной

приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.



Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с

изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее

направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных

жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения

с другими людьми.

Методика «Запомни и расставь точки»




С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку).

Далее ребенку последовательно на 1— 2 сек. показывается каждая из восьми карточек с точками по очереди и после предъявления каждой карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Методика изучения уровня внимания у школьников

Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Испытуемому необходимо прочитать подготовленный текст. Проверить его. Если испытуемый найдет в нем ошибки (в том числе и смысловые), необходимо исправь их карандашом или ручкой.

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Методика «Воспроизведение рассказа»





Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей речи испытуемых.

Для проведения методики нужно иметь заранее заготовленный текст. Для исследования применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи.

Методика "Раздели на группы"




Этот вариант методики, предназначен для диагностики образно - логического мышления, она рассчитана на детей в возрасте 4 -5 лет.

Испытуемому показывают картинку, на которой необходимо разделить фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одно общему для них признаку. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?"

Р.С. Немов

Целями тестирования автор выделил: оценку уровня восприятия малыша; выявление способности формировать образы в сознании; определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами; анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях.


Методика "Назови слова"




Данная методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка.

Тестируемому ребенку называется некоторое слово из соответствующей группы и ему необходимо самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика «Веселый - грустный»


М. Н. Ильин

Методика выявляет представления детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы

Необходимо придумать чем закончилась история.

Методика диагностики детских страхов

А.И.Захаров

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.