Файл: Цветопередача и сущность картины Альберта Марке «Гавань в Ментоне».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной мною темы, заключается в изучении и анализе цветопередачи, а также сущности картины «Гавань в Ментоне» французского художника Альбера Марке. В настоящее время людям, которые связаны с арт-искусством важно знать понятие цвета, поэтому эта тема актуальна на данный момент.
Анализ цветопередачи раскрывает людям, связанных с арт-искусством, много возможностей в передаче какого-либо смысла, а также может повлиять на психологию человека и его понимание. Цветовая гамма способна регулировать настроение, создавать эмоциональный фон и даже влиять на аппетит. Некоторые оттенки вызывают возбуждение и тревогу, а другие на спокойство и сон. Каждая расцветка имеет свой психологический смысл.
Анализ цветопередачи картины даст возможность больше погрузится в изучение и учитывание цвета как такового. Таким образом, актуальность анализа заключается в том, чтобы научить человека использовать цвет.
Проблема, поставленная в этой актуальной работе, позволяет определить цель и задачи исследования.
Цель работы — проанализировать цветопередачу картины «Гавань в Ментоне».
Задачи работы:
— Изучить биографию художника, основные этапы его жизни и творчества.
— Изучить историю создания картины «Гавань в Ментоне».
— Провести анализ цвета в картине « Гавань в Ментоне ».
— Поэтапно воссоздать свое видение картины.
Объект исследования — картина « Гавань в Ментоне ».
Предмет исследования — Цвет и цветопередача, тон.
Практическая значимость работы обуславливается актуальными задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях средне-специального и высшего образования и необходимостью формирования навыков цветоведения студентов творческих факультетов. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями для активизации учебной деятельности на уроках живописи и цветоведения.
Для решения данных задач использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, представленных в психолого-педагогической литературе; анализ педагогического опыта.

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЬБЕРА МАРКЕ

Альбер Марке родился 27 марта 1875 года во французском городе Бордо. Отец мальчика работал кондуктором, будучи зрелым мужчиной женился на юной девушке. Разница в возрасте родителей Марке — 15 лет.

Альбер Марке мало рассказывал о своем детстве. Известно лишь, что рисование интересовало его больше, чем учеба. Еще в дошкольном возрасте мальчик выводил простые формы углем на полу, после — создавал первые картины цветными карандашами. В 1890 году, сразу по окончании средней школы, он поступил в Школу декоративных искусств в Париже, где познакомился и подружился с Анри Матиссом (Henri Matisse). Эту дружбу они сохранили на всю жизнь.

В 1895 году Альбер и Анри продолжили обучение, вместе поступив в Школу изящных искусств. Позже, уже будучи известным художником, Альбер будет вспоминать эти годы как наиболее веселые и беззаботные в его жизни. Молодые люди много времени проводили вместе, часто рисовали на улице, создавая наброски зданий, мостов и людей. Если человек двигался слишком быстро, один из художников издавал шипящий звук, прохожий пугался и замирал на секунду, тем самым позволяя закончить работу. По вечерам студенты подрабатывали штукатурами.

К сожалению, обучение в этой школе Марке и Матисс не закончили — после смерти Гюстава Моро (Gustave Moreau), их любимого преподавателя, они больше туда не вернулись.

В начале XX века Марке увлекся новым направлением в живописи, фовизмом (в переводе с французского — дикий). Контуры его пейзажей упростились, а цвета стали неестественно яркими, контрастными. Публикой фовизм был принят холодно и продержался всего пару лет. Особое возмущение вызвала выставка 1905 года, где не только картины смотрелись странно, но и художники пришли, облачившись в необычные одежды. А сам Марке надел старый заношенный вельветовый костюм и широкополую шляпу.

4

В 1907 году он отправился в путешествие в Нормандию и именно этот момент историки считают отправной точкой в формировании его нового, уникального стиля. Пейзажи того времени более мягкие, спокойные и сдержанные. Вскоре, после выставки, проведенной им в Парижской галерее Друэ, появилось выражение «Париж Марке», обозначающее особое видение города художником.


Альбер Марке написал десятки видов французской столицы, часто изображал город с высоты. На его холстах — суетливые будни парижан, спешащих по своим делам, величие Собора Парижской Богоматери, изысканность Эйфелевой башни, остров Сите, мосты, баржи и прогулочные катера.

Мастер много путешествовал, объехал Европу, побывал в России, посещал Алжир, Тунис и Марокко. Свою единственную жену он встретил в Алжире. В 1920 году сорокапятилетний художник познакомился с Марсель Мартине (Marcel Martinet) и с тех пор был с ней неразлучен. В Алжире же он провел все годы Второй Мировой, писал узкие улочки местных городов и безмятежность морской глади. Есть в его работах и бури, и шторма.

В Париж семья вернулась уже после окончания войны. Альбер Марке приобрел квартиру на улице Дофин, откуда открывался вид на Новый мост и так горячо любимую им набережную Сены. В последние годы жизни художник тяжело болел, но не прекращал писать. Он умер в 72 года, в 1947-ом, перенеся тяжелую операцию. Уже после смерти его жена написала о мастере книгу.


5

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ

История развития и основные направления постимпрессионизма.
Постимпрессионизм появился во Франции в середине 1880-х годов в результате кризиса импрессионизма и попыток мастеров кисти найти созвучные новому веку изобразительные средства. Постимрессионисты отказывались изображать на холсте мимолетное впечатление действительности, стремились раскрыть суть предметов и запечатлеть длительное состояние окружающего мира.
Постимпрессионизм и импрессионизм, несмотря на некоторую абсурдность звучания этого выражения, длительное время существовали параллельно. У художников-новаторов не было единой программы, методов и выразительных средств для преодоления устоявшихся догм в живописи. Многие постимпрессионисты изначально тяготели к импрессионизму, но постепенно отказались от его эстетики в пользу декоративной стилизации своих произведений.
Первое знакомство широкой публики с картинами постимпрессионистов состоялось в Париже в 1886 году. По иронии судьбы это случилось на последней, 8-й по счету, выставке импрессионистов. В ее каталоге значились работы двух молодых художников — Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Произведения этих участников-неоимпрессионистов отличались от остальных картин по технике исполнения и композиции. Впоследствии новый стиль получил название пуантилизм или дивизионизм.

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.


6

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева.

7

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Картина «Гавань в Мертоне» относится к раннему периоду творчества Альбера Марке, когда молодой художник, как и многие его собратья, испытывал влияние импрессионистов. Пройдёт еще немного времени и художник вместе с лучшим другом, Анри Матиссом, выберет среди «творцов впечатлений» фаворитом Эже́н Анри́ Поль Гоге́на, что приведёт к началу формирования авторского стиля, а пока Марке пишет яркие полотна, где решающей составляющей выступает цвет. Особенно часто живописец обращается к городским и морским пейзажам.


По своему световому наполнению, воздушности, прозрачности картина напоминает нам некоторые работы Сислея, хотя цвета здесь более насыщенны и ярче. Композиция «Гавани» отличается строгим соблюдением пространственных планов и распределения цвета в соответствии с ними – уходя в глубину, художник насыщает цвета, тогда как ближний план отличается более бледным цветовым звучанием.


Особой красотой отличается изображение моря на картине – мелкая рябь радует зрителя разными колерами: от нежно голубого, почти белого, до ярко-бирюзового и глубокого синего. Эти цветовые переходы, филигранная игра оттенков, написанные, как водится у импрессионистов, локальными пятнами, и поистине вызывают восхищение.


Всю эту красоту водной глади дополняет живописный горный пейзаж – зелёные пики гор и возвышенностей чётко представлены на фоне почти однотонного неба с редкими лоскутками облаков. Природное великолепие так удачно «обрамлено» городским пейзажем, белоснежные дома с одинаковыми красными крышами как нельзя лучше завершают композицию. Всё в этой картине настолько стройно и сбалансированно, что, кажется, убери одну деталь, один элемент, и картина будет уже неполной, не столь совершенной.



Чудесную картину, дышащую оптимизмом и радостью сегодня можно увидеть в Эрмитаже.

8

2.2 ЦВЕТОВОЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЬБЕРА МАРКЕ «ГАВАНЬ В МЕНТОНЕ»

Общий анализ

Пейзаж был выполнен в 1905г., маслом на холсте 65 × 18,5 см. Во Франции, город Ментон.

Композиционный анализ

На переднем плане изображены лодка с кораблем, а так же можно заметить их отражение на поверхности воды.

По мере перехода, с переднего к заднему плану, объекты становятся более размыты и менее четки по своим очертаниям, особенно хорошо это можно заметить на домах среднего и дальнего плана.

Здесь достаточно хорошо обыгрывается перспектива уходящая в даль.

Колористический анализ

Картина написана в светлых и не сильно насыщеных цветах, они даже в какой-то момент могут показаться прозрачными.

Для цветопередачи чаще всего использовались белила (белое масло) смешанные с другими оттенками.

Корабли выполнены в светлых тонах, с небольшим добавления синего цвета для передачи теней.

Вода прописана в более холодных оттенках зеленого, белого и синего цвета. Так же белилами очень хорошо передана довольно неспокойная рябь на воде.

Дома на заднем плане выполнены в холодном белом тоне с мягкими алыми крышами, уходящие в даль, всё больше и больше начинают расплываться на наших глазах, превращаясь в более монотонный бело-серый цвет.

Самый низ гор изображен в темных, насыщенных, холодных зеленых оттенках, переходящий в более светлый и теплый тон все ближе к небу.

Небо же сделано почти прозрачным, в холодном, васильковом цвете.

9

Типы контрастов при создании пейзажа

Контраст по теплохолодности;

Достаточно хорошо передает светотеневые соотношения в пейзаже в целом (теплые корабли и холодные тени), разделяет основные элементы и массу воды, создает особое движение воды, рябь на поверхности и легкое обтекание кораблей.

Контраст по цвету;

- цветовой контраст достаточно хорошо можно заметить на примере белых домов и зеленых гор.

Контраст по тону;

- в воде в целом.

Представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определённым спектрам и построен на разница между цветами.