Файл: Эссе Владимир (Святой) креститель земли русской.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе «Владимир (Святой) – креститель земли русской»

 

Личность князя Владимира как крестителя Руси считается для современных исследователей объектом тщательного изучения. Объективные, включая и субъективные обстоятельства участия Владимира Святого в историческом процессе во многом сегодня не исследованы. Значительный пласт литературы демонстрирует как своеобразные позиции на личность князя, равно и предвзятые. Вышесказанное актуализирует интерес к анализу деятельности князя Владимира как крестителя и основателя Российского государства.

Интерес к личности Владимира возрос на рубеже XVIII-XIX вв. В частности, в 1772 г. Я. Княжнин предоставил собственное видение событий, взаимосвязанных с принятием князем христианства. Но преобладающая тенденция восприятия старины, а также и личность Владимира Святого определялась былинными чертами «Красного солнышка». Так, Владимир был окружен богатырями, сказочными красавицами и чудовищами. Несомненно, воплощение данных тенденций имело место, но подвести итог данному периоду можно высказыванием В.А. Жуковского: «Сказки и предания приучили нас окружать Владимира каким-то баснословным блеском, который может заменить самое историческое вероятие…».

Владимир I Святославович являлся киевским князем с 980 г.

Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, которая была ключницей княгини Ольги. В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев отдал Владимиру Новгород. После гибели Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, боясь старшего брата Ярополка, который был князем в Киеве, сбежал за море, к варягам. В 980 г. он возвращается в Новгород с варяжскими наемниками и в скором времени вступает в противостояние с Ярополком.

Первоначальным успехом Владимира стало завоевание Полоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогволд. Последний был убит, а его дочь Рогнеду Владимир взял в жены. Также в 980 г. Владимир расправился с Ярополком и завладел Киевом. Варяги из дружины Владимира требовали с жителей города дань. В свою очередь Владимир спустя какое-то время часть варягов разослал по городам наместниками, а иных направил в Византию [3, с. 43].

В данных обстоятельствах князем Владимиром были реализованы преобразования языческого культа
, которые были направлены на консолидацию последнего для противопоставления христианству. В результате языческая «реформа» князя оказалась неудачной, как и предыдущие ее попытки провозгласить Перуна верховным богом восточных славян. Именно в этот период Владимир обращается к христианству.

Первые годы правления Владимира в Киеве были ознаменованы преследованием христиан, которые оказывали поддержку Ярополку. Кроме того, немалую активность Владимир проявлял и во внешнеполитической деятельности. В 990-х гг. князь начал повсеместно насаждать христианство. Но христианство не проникало еще глубоко в общество Древней Руси. Его воздействие было распространено только на определенных представителей высшей знати и купечества. Также и у многих князей Киева оно не получало признания.

Итак, выбор веры стал поворотным пунктом для истории Российского государства. Киевская Русь приняла христианство. В результате христианизация государства явилась одним из наиболее значимых событий в российской истории.

Что же касается князя Владимира, то прошло уже много столетий, а его и сегодня почитают, помнят. С давних пор возводятся великолепные храмы в честь Владимира, памятники, нельзя не упомянуть и о картинах и иконах с изображениями князя. Явно выражен образ Владимира в былинах и сказках. Однако в отношении Владимира чаще всего употребляется титул «Красно Солнышко», что свидетельствует о величии и особом почтении.

Таким образом, Владимир Святой сыграл значимую роль в истории Российского государства. Крещение Владимиром Руси принесло добрый плод, не только в жизни просветителя государства, а также стало его духовным наследием, которое и сегодня хранит в себе Русская Православная Церковь.

Внутренняя политика

Ключевым событием данного периода является религиозная реформа Владимира, сыгравшего ключевую роль в христианизации Руси и ее дальнейшем развитии как европейского христианского государства. В 988 году Владимир в поисках монотеистической религии как важнейшего фактора государственного объединения сделал выбор в пользу восточной ветви христианства – православия. Так он провозгласил христианство государственной религией Руси и заключил брак с византийской принцессой Анной, позволивший улучшить дипломатические отношения с Византией. В этом же году языческие идолы в Киеве были уничтожены, а жители города крестились в водах Днепра. В 989 году был крещен Новгород, а затем и вся Русь.



Следствием принятия христианства стало укрепление власти киевского князя, так как новая единая религия способствовала централизации государства и объединения населения вокруг великого князя. Кроме того, это позволило установить связи с христианскими государствами Европы и повысить авторитет Руси на международной арене.

Внешняя политика

Другой проблемой, связанной с решением задачи укрепления обороноспособности и защиты от набегов, была борьба с печенегами. После ряда нападений кочевников и нескольких неудачных для русских битв на южной и юго – восточной границах Руси были возведены оборонительные укрепления, крепости, сторожевые заставы и размещены пограничные дружины, призванные сдержать набеги кочевников. Одним из главных советников и помощников Владимира был Добрыня – дядя и воевода князя Владимира Святого. От был наместником и крестил Новгород, помогал племяннику в борьбе с братом Ярополком и участвовал в походе на Волжскую Булгарию

Итоги правления князя Владимира

Таким образом, период 978 – 1015 годов характеризуется становлением и укреплением единого Древнерусского государства и оценивается историком как период начала его культурного и экономического расцвета.