Файл: Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 479
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образом упорядочивать действующее законодательство; 2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство; 3) охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества; 4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании; 5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала; 6) содержат обязательный элемент новизны в нормативном правовом регулировании общественных отношений; 7) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.
В каждом государстве действует множество различных нормативных правовых актов. Это обусловлено разнообразием правотворческих органов, динамикой развития общественных отношений и соответственно их регулирования, множеством источников права и другими факторами. Поскольку в таком массиве актов сложно ориентироваться, необходима их систематизация, т. е. приведение в единую систему, упорядочение.
Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают – из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имеющие нормативного характера, и т. д. Однако такая внешняя обработка текста нормативного правового акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта – отличительная особенность инкорпорации от кодификации и консолидации. Сборники готовятся как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями. В зависимости от того, кто
подготовил сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную. Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; 2) правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов. К числу официальных инкорпораций относится Свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти и государственного управления страны. Свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческого органа с последующим одобрением подготовленного издания. Свод имеет приоритет перед всеми ранними официальными публикациями актов. Кроме того, подготовка Свода всегда сопровождается большой законотворческой работой, поскольку в процессе создания Свода законов выявляются и признаются утратившими силу акты или их части, вместо множества мелких актов издается один обобщающий акт. Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, официальными источниками, на них нельзя ссылаться при правоприменении. В зависимости от объема охватываемого материала
• Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство стра-ны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или ино-го субъекта.
• частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определен-ным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положе-ний, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; из-ложение актов в последней, исправленной редакции.
Примером инкорпорации сегодня могут служить как печатные издания (напр.,Законы Хам-мурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды, Свод законов Российской Империи, Свод законов СССР), так и электронные сборники законодательства, так называемые зако-нодательные базы, которые подготавливаются или на электронных носителях информации (дисках), или существуют в виде сайтов в интернете (напр., ЭИ El-бухгалтер ГдеЗакон www.gdezakon.ru, Лига:Закон www.ligazakon.ua).
Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук. Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения – одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. Между фактическим и юридическим отношением существует единство, если поведение субъекта правомерно, т. е. соответствует нормам права. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Правоотношение отличается рядом особенностей: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение. Однако с переходом к рыночным отношениям такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на основе договора нормативного содержания, на основе делового обыкновения и т. д.; 2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности; 3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – лицом обязанным. В правоотношении управомоченному лицу всегда противостоит лицо обязанное, но в большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т. е. правам всегда соответствуют определенные обязанности; 4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор и должник и т. д.); 5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает общественным отношениям юридический характер. Исходя из названных особенностей, дается более развернутое определение правоотношения: как юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юридических фактов.
– В зависимости от предмета правового регулирования правоотношения подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и др.;
– В зависимости от характера правового регулирования – на материальные и процессуальные;
– В зависимости от функциональной роли – на регулятивные (определяющие содержание прав и обязанностей) и охранительные (применение санкций);
– В зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные и активные;
– В зависимости от степени определенности сторон (по субъектам) – на общие (правоотношения возникают в силу закона), абсолютные (определена лишь управомоченная сторона) и относительные (конкретно поименованы, т.е. определены обе стороны);
– В зависимости от продолжительности действия – на кратковременные и долговременные;
– В зависимости от состава участников – на простые (которые не делятся на составные части, элементарные) и сложные (включающие в себя систему элементарных правоотношений, например, уголовно-исполнительные, исправительно-трудовые);
– По целям правоотношения делятся на статические (закрепляющие определенный объем прав и обязанностей) и динамические (стимулирующие положительные изменения).
Общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, обязанностей. Эти правоотношения возникают на основе норм Конституции и являются базовыми для отраслевых правоотношений. Общие правоотношения именуются также общерегулятивными. В абсолютных правоотношениях точно известна одна сторона – управомоченная, которой противостоит круг обязанных лиц (все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного). В относительных правоотношениях конкретно определены все участники (управомоченные и обязанные).
Структура правоотношений — состоит из трех взаимосвязанных элементов:
• субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения);
• объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения);
•содержание правоотношения (субъективное право, субъективная юридическая обязанность участников правоотношений).
Субъекты правоотношения – обладатели прав и носители обязанностей в качестве которых могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица – это индивидуальные субъекты, то есть граждане государства, иностранцы, лица с гражданством.
Юридические лица - это организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие этим имуществом по своим обязательствам (долгам)
Публично-правовые образования – это органы государства, оргаы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, национальные государственные образования
Государство – это субъект политический, властный, суверенный, оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правового отношения и выставляет в качестве субъекта международные права. Государство в целом – субъект права, выступающий в международном, конституционно-правовом, уголовно-правовом и гражданско-правовом отношениях.
Объекты правоотношений:
Объект правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права.
Юридическое содержание правоотношения устанавливается нормами права на основе юридических фактов. Юридическое содержание правоотношений составляет субъективное право, а именно мера возможного поведения субъекта правоотношения, предусмотренное правом и обеспеченное юридическими обязанностями других субъектов, эта мера может включать в себя право на совершение действий, право требования совершения действий или воздержание от совершения действия.
Субъективное юридическое право – мера возможного поведения субъекта правоотношений.
Субъективная юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом и обеспечение возможностью государственного принуждения, которая выражается в необходимости совершения конкретных действий, запрете действий, ограничении права.
В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты. Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты
-
Инкорпорация законодательства: общая характеристика.
В каждом государстве действует множество различных нормативных правовых актов. Это обусловлено разнообразием правотворческих органов, динамикой развития общественных отношений и соответственно их регулирования, множеством источников права и другими факторами. Поскольку в таком массиве актов сложно ориентироваться, необходима их систематизация, т. е. приведение в единую систему, упорядочение.
Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают – из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имеющие нормативного характера, и т. д. Однако такая внешняя обработка текста нормативного правового акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта – отличительная особенность инкорпорации от кодификации и консолидации. Сборники готовятся как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями. В зависимости от того, кто
подготовил сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную. Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; 2) правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов. К числу официальных инкорпораций относится Свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти и государственного управления страны. Свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческого органа с последующим одобрением подготовленного издания. Свод имеет приоритет перед всеми ранними официальными публикациями актов. Кроме того, подготовка Свода всегда сопровождается большой законотворческой работой, поскольку в процессе создания Свода законов выявляются и признаются утратившими силу акты или их части, вместо множества мелких актов издается один обобщающий акт. Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, официальными источниками, на них нельзя ссылаться при правоприменении. В зависимости от объема охватываемого материала
• Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство стра-ны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или ино-го субъекта.
• частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определен-ным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положе-ний, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; из-ложение актов в последней, исправленной редакции.
Примером инкорпорации сегодня могут служить как печатные издания (напр.,Законы Хам-мурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды, Свод законов Российской Империи, Свод законов СССР), так и электронные сборники законодательства, так называемые зако-нодательные базы, которые подготавливаются или на электронных носителях информации (дисках), или существуют в виде сайтов в интернете (напр., ЭИ El-бухгалтер ГдеЗакон www.gdezakon.ru, Лига:Закон www.ligazakon.ua).
-
Правоотношение: понятие, признаки.
Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук. Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения – одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. Между фактическим и юридическим отношением существует единство, если поведение субъекта правомерно, т. е. соответствует нормам права. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Правоотношение отличается рядом особенностей: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение. Однако с переходом к рыночным отношениям такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на основе договора нормативного содержания, на основе делового обыкновения и т. д.; 2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности; 3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – лицом обязанным. В правоотношении управомоченному лицу всегда противостоит лицо обязанное, но в большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т. е. правам всегда соответствуют определенные обязанности; 4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор и должник и т. д.); 5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает общественным отношениям юридический характер. Исходя из названных особенностей, дается более развернутое определение правоотношения: как юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юридических фактов.
-
Классификация правоотношений.
– В зависимости от предмета правового регулирования правоотношения подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и др.;
– В зависимости от характера правового регулирования – на материальные и процессуальные;
– В зависимости от функциональной роли – на регулятивные (определяющие содержание прав и обязанностей) и охранительные (применение санкций);
– В зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные и активные;
– В зависимости от степени определенности сторон (по субъектам) – на общие (правоотношения возникают в силу закона), абсолютные (определена лишь управомоченная сторона) и относительные (конкретно поименованы, т.е. определены обе стороны);
– В зависимости от продолжительности действия – на кратковременные и долговременные;
– В зависимости от состава участников – на простые (которые не делятся на составные части, элементарные) и сложные (включающие в себя систему элементарных правоотношений, например, уголовно-исполнительные, исправительно-трудовые);
– По целям правоотношения делятся на статические (закрепляющие определенный объем прав и обязанностей) и динамические (стимулирующие положительные изменения).
Общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, обязанностей. Эти правоотношения возникают на основе норм Конституции и являются базовыми для отраслевых правоотношений. Общие правоотношения именуются также общерегулятивными. В абсолютных правоотношениях точно известна одна сторона – управомоченная, которой противостоит круг обязанных лиц (все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного). В относительных правоотношениях конкретно определены все участники (управомоченные и обязанные).
-
Структура правоотношения.
Структура правоотношений — состоит из трех взаимосвязанных элементов:
• субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения);
• объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения);
•содержание правоотношения (субъективное право, субъективная юридическая обязанность участников правоотношений).
Субъекты правоотношения – обладатели прав и носители обязанностей в качестве которых могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица – это индивидуальные субъекты, то есть граждане государства, иностранцы, лица с гражданством.
Юридические лица - это организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие этим имуществом по своим обязательствам (долгам)
Публично-правовые образования – это органы государства, оргаы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, национальные государственные образования
Государство – это субъект политический, властный, суверенный, оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правового отношения и выставляет в качестве субъекта международные права. Государство в целом – субъект права, выступающий в международном, конституционно-правовом, уголовно-правовом и гражданско-правовом отношениях.
Объекты правоотношений:
Объект правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права.
Юридическое содержание правоотношения устанавливается нормами права на основе юридических фактов. Юридическое содержание правоотношений составляет субъективное право, а именно мера возможного поведения субъекта правоотношения, предусмотренное правом и обеспеченное юридическими обязанностями других субъектов, эта мера может включать в себя право на совершение действий, право требования совершения действий или воздержание от совершения действия.
Субъективное юридическое право – мера возможного поведения субъекта правоотношений.
Субъективная юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом и обеспечение возможностью государственного принуждения, которая выражается в необходимости совершения конкретных действий, запрете действий, ограничении права.
-
Субъекты правоотношений: понятие и виды.
В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты. Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты