Файл: Г. СанктПетербург 2023 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений (340)_new

Дисциплина: Супружеские конфликты, измена, семейные кризисы (причины, методы диагностики, консультирования и терапии)

Практическое задание Модуль 3. Методы и приемы психологического консультирования и терапии по супружеским и семейным вопросам


Выполнил:

слушатель Манвелян Седа Амлетовна

Преподаватель:

Русакова Наталия Васильевна


г. Санкт-Петербург – 2023

Задание 1. Описание ситуации запроса к психологу, как ее видят каждый супруг (до 10 предложений по каждому супругу). Прописываем в каких отношениях пара находится друг с другом, сколько лет в отношениях, есть ли дети.
Ситуация выглядит следующим образом (на реальных событиях): семейная пара Лилия (39 лет) и Артур (38 лет), в браке 17 лет. Есть сын – Макар (17 лет, не женат, живет с родителями), Дочь- Арина 11 лет.

Артур систематически изменял своей супруге с подругой (Алиной, 31 год, не замужем) на протяжении шести месяцев, пока Лилия была на работе. Другая подруга, Анна (37 лет), живущая через стену от Алины, отследила эту связь и решила сообщить о своих наблюдениях Лилии. Лилия поделилась с Анной , что догадывалась, но думала, что ей показалось. В один из дней Лилия отпросилась у начальника и вместо работы пошла к подруге Анне. Когда услышала, как открывается дверь их квартиры, подошла к двери, смотрела в глазок, выжидала подходящего момента. Артур постучал в дверь к Алине, зашел в квартиру, дверь закрылась и через 10 минут вышла Анна, постучала к ней в дверь. Алина открыла дверь без «задней мысли», в пеньюаре и чулках, Лилия зашла в квартиру Алины, обнаружила своего супруга, посмотрела ему в глаза, развернулась и направилась к выходу, фоном были слышны нравоучения Анны в адрес Алины.

Артур побежал следом, но не чтобы извиняться или оправдываться, а чтобы сказать, что Лилия сама виновата, запустила себя, перестала готовить, часто отказывает в интимной близости, с тех пор, как родилась дочь, она ушла в материнство, даже тем общих для разговоров не осталось.


И Лилия задумалась о том, что дело действительно в ней, что нужно взять себя в руки и заново влюбить в себя мужа, а еще лучше – родить еще одного ребенка.

После нескольких неудачных попыток забеременеть у Лилии начались проблемы с репродуктивной системой (очевидно, психосоматические).
Лилия и Артур обратились к психологу с запросом: стоит ли оставаться в отношениях и заводить ребенка?
Лилия утверждает, что: 1. хочет сохранить отношения. 2. хочет родить еще одного ребенка. 3. ее вина тоже присутствует в этой ситуации. 4. ребенок придаст их отношениям смысл. 5. готова простить супругу измену. 6. Согласна на ЭКО, если не удастся забеременеть традиционным способом. 7. Будет больше времени уделять своему внешнему виду. 8. Если не будет ресурса готовить, будет заказывать еду из ресторана. 9. Хочет поехать вместе в отпуск на море. 10. Хочет продать квартиру и купить другую.
Артур утверждает, что: 1. Не уверен, что рождение ребенка – выход. 2. Не знает, как поступить в сложившейся ситуации, чтобы найти компромисс. 3. Сын скоро поступит в университет, съедет, это может стать точками соприкосновения. 4. Не хочет продавать квартиру. 5. Не чувствует за собой вины за измену. 6. Согласен на совместный отпуск. 7. Готов оплатить абонемент в фитнес-клуб для Лилии, если она будет туда ходить, а не как в прошлый раз. 8. Если в отпуске поймет, что нет смысла спасать эти отношения, то разумнее будет развестись. 9. Не понимает, зачем ходить к психологу. 10. Можно самостоятельно решить все вопросы, не вовлекая третьих лиц.
Задание 2. По 5 уточняющих вопросов каждому супругу, которые задал бы психолог консультант на первой консультации.

Вопросы Лилии:


  1. Скажите пожалуйста, какой результат Вы хотите получить по окончании нашей встречи?


  2. Почему Вам важно сохранить эти отношения?


  3. Вы хотите родить ребенка, чтобы привязать мужа, чтобы показать подруге, что у вас все отлично или чтобы доказать себе что-то? (Решать супружеские конфликты за счет ребенка – не приемлемо).


  4. В чем, на Ваш взгляд, заключается Ваша вина в сложившейся ситуации?


  5. Допускаете ли Вы мысль о том, что лучшим вариантом решения ситуации будет развод? Почему?


Вопросы Артуру:


  1. Скажите пожалуйста, какой результат Вы хотите получить по окончании нашей встречи?


  2. Вы совсем не заинтересованы в терапии?


  3. Вы рассматриваете возможность стать отцом в третий раз?


  4. Компромисс – это условия, при которых ни одна из сторон не удовлетворена в полной мере принятым решением, а консенсус – это условия, удовлетворяющие обе стороны. К какому консенсусу, на Ваш взгляд, есть смысл стремиться в сложившейся ситуации?


  5. В процентном соотношении, Вы больше склоняетесь к сохранению или расторжению брака? Почему?


  6. Каким было Ваше отношение к супруге до кризиса и как оно изменилось после раскрытия факта измены?




Задание 3. Какие методики диагностики он бы использовал и почему (2 методики, написать название, цель методики и объяснить почему именно эти).

1 методика: «Кто я». В описанном случае у супругов прослеживаются проблемы с самооценкой. Данный тест направлен на изучение содержательных характеристик идентичности личности. Сам вопрос «Кто я?» напрямую связан с характеристиками самовосприятия, то есть с его Я-концепцией. Принято считать, что самооценка бывает либо адекватная, либо неадекватная, но все чаще приходится сталкиваться с так называемой «плавающей» самооценкой, которая повышается, когда человеку говорят, что он молодец, все правильно делает, что он хороший, красивый, то есть таким образом человек получает подкрепление, и его самооценка повышается. Но если такой человек не находит никакого подкрепления, никто ему не говорит, что он хороший и молодец, самооценка понижается, а если задеть какие-то триггерные точки – внешность, способности или что-то еще, то это для такого человека сродни катастрофе – самооценка разбивается вдребезги.

Важно донести до клиента, что, если он сам себе честно ответит на вопрос «Кто я?», перестанет обесценивать себя, свой опыт, способности, таланты, поймет, какие у него ценности, какие приоритеты, таким образом мало-помалу получится взрастить в себе внутреннюю опору и тогда человек станет устойчив к любым манипуляциям извне, направленным на понижение его самооценки. И в этом смысле данная методика очень наглядно демонстрирует текущую ситуацию и задает направление для дальнейшей терапии.

2 методика: «Мое письмо о супруге». Данная методика позволяет супругам, обратившимся за психологической помощью, систематизировать взаимные претензии, обиды, оценки друг друга. Содержащаяся в методике структурированная информация ценна для психолога. Она предоставляет возможность оценить ситуацию и сделать вывод о проблеме, обратившейся су­пружеской пары.

Одной из целей при работе с методикой «Мое письмо о супруге» может быть выявление представлений супругов друг о друге, о своем браке, а также об ос­новных трудностях и проблемах супружества. Прочитав бланк и заполнив его, супруг сможет лучше понять, представить и, возможно, изменить свое отно­шение к своему партнеру, «письмо» которого он читает. Основная цель психолога в использовании этой методики - помощь в оценке реалистичности предлагаемых решений и поддержка супругов в по­иске наиболее адекватного выхода из сложившейся ситуации.

Задание 4. Описать кратко гипотезу о причинно-следственных процессах в семье, а также расписать психологический контракт на консультативную либо терапевтическую помощь применительно к данной паре.

- Почему Артур изменил Лилии?

- Потому что она стала ему неинтересна.

- Почему?

- Потому что перестала заниматься собой, перестала стараться для мужа даже в мелочах, не закрывались базовые потребности, ради удовлетворения которых люди обычно вступают в брак.

- Почему?

- Потому что имеет место переживание кризиса, когда дети вступили в этап взросления и подростковый период.

- Почему?

- Потому что основное, что связывало их долгое время, были их сын и дочь.

- Почему?

- Потому что они не работали над своими отношениями, а значит не работали над собой. Работать над отношениями — это каждый раз бороться с соблазном пойти по пути наименьшего сопротивления, снова и снова выбирая своего партнёра. Это отказываться от иллюзий в пользу реальности. В отношениях между Артуром и Лилией наступил период стагнации, но вместо того, чтобы поговорить об этом, сделать шаги в сторону укрепления своих отношений, они пустились во все тяжкие, каждый по-своему.
Психологический контракт. Основные положения.

Цель терапии:

Помощь в избрании метода решения кризисной ситуации и достижение консенсуса;

План по достижению результата:

1. Коррекция эмоционального состояния;

2. Расширение сознания, научить клиентов видеть шире;

3. Помощь в ясном видении своих возможностей.

4. Развитие жизненно важных качеств, стрессоустойчивости;

5. Обучение клиента решению собственных проблем, объяснить важность взятия ответственности за свою жизнь в свои руки, посвятить в принципы закона «Дело во мне»;

6. Проработка психологической травмы.

7. Помощь в преодолении трудностей, с которыми чаще всего сталкиваются клиенты, желающие сохранить отношения.

Форма консультирования: на начальном этапепараллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом, в дальнейшем консультирование обоих супругов одновременно одним консультантом.

Частота консультирования: первые две недели встречи 2 раза в неделю (во время активного процесса), далее – 1 раз в неделю, далее - 1 раз в месяц, далее - поддерживающие встречи 1 раз в 3 месяца или при необходимости. 
Продолжительность курса психотерапии: клиент прекращает терапию, когда он и психолог понимают, что достигнуты цели психотерапии.

Основные методы: Интервью, диагностические и консультационные методики.