Файл: Самоотношение одаренных детей как психологопедагогическая проблема.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.015.323
САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2021 г. О.С. Щербинина
Щербинина Ольга Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета, г. Кострома, shcherbinina-olga@list.ru
Статья поступила в редакцию
Статья принята к публикации
На современном этапе развития системы образования значительно увеличилось внимание к такой нестандартной категории как одаренные дети.
Одаренные дети являются одной из категорий групп социального риска. Это связано с наличием у них особенностей и трудностей в личностном и социальном развитии, таких как специфика самоотношения, коммуникативные трудности, сложности самопрезентации и самореализации и др. Эти особенности могут стать причиной сложностей во взаимоотношениях такого ребенка с коллективом сверстников, что влечет за собой непринятие в детский коллектив или даже изоляцию. Данные факты говорят о необходимости особой организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях на основе понимания специфики их развития.
Цель работы: охарактеризовать особенности самоотношения одаренных детей. В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности, одаренных подростков и одаренных старшеклассников. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС); методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987); опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова); Опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, самоотношение.
Введение. На современном этапе развития системы образования в России важной задачей является организация и осуществление работы с одаренными детьми как научным, интеллектуальным и творческим потенциалом страны. Для успешного становления системы работы с данной категорией важно определить условия и средства, способствующие развитию одаренного ребенка.
В Российской Федерации работа с одаренными детьми преимущественно организуется по трем направлениям: работа в общеобразовательных организациях, работа в организациях дополнительного образования и олимпиадно-конкурсное движение.
Система олимпиадно-конкурсных мероприятий способствует выявлению детей с признаками одаренности. Эта работа охватывает разнообразные виды одаренности: от интеллектуальной до творческой, представляя широчайший спектр конкурсов и олимпиад разного уровня (от муниципального до международного) для детей от дошкольного возраста до 18 лет.
Сопровождение детей, проявивших свои потенциалы, осуществляется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.
Общеобразовательные организации (школы, лицей и гимназии) нередко называют одаренных детей как особую категорию своей воспитательной работы. В школах создаются условия для развития способностей и разрабатываются программы сопровождения. Однако, как показывает практика и результаты проведенных нами исследований, общеобразовательные организации преимущественно ориентированы на школьные успехи детей и их победы в конкурсах и олимпиадах. Тогда как создание условий для социального развития одаренных детей и своевременного решения задач социализации не является для них приоритетной задачей.
При этом результаты изучения обозначенной проблемы демонстрируют неадекватную самооценку, сложности самореализации и самопрезентации своих разработок у одаренных детей, трудности выстраивания коммуникации с взрослыми и сверстниками, что влечет за собой социальную изоляцию таких детей [1].
Одной из причин, порождающих эти сложности, становится самоотношение одаренных детей.
Самоотношение можно понимать как целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. С ним тесно связано понятие «самооценка», трактуемое как эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самооценка является изменчивой структурой. Тогда как самоотношение – относительно устойчивый феномен, синтезирующий множество самооценочных характеристик.
Наша работа направлена на изучение особенностей самоотношения одаренных детей.
Задачи исследования:
-
Изучение самооценки и самоотношения младших школьников. -
Изучение самоотношения одаренных подростков. -
Исследование самоотношения одаренных старшеклассников. -
Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с учетом выявленных особенностей самоотношения.
Методология. Современная психолого-педагогическая литература имеет значительное количество научных трудов, посвященных изучению проблем одаренности и одаренных детей.
Весомый вклад в изучение сущности одаренности и психологии одаренных детей внесли такие российские ученые как Д.Б. Богоявленская, Т.В. Бондарчук, А.А. Вербицкий, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.А. Лазарев, Н.С. Лейтес, Л.А. Леутина, Р.А. Литвак, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.А. Петровский, А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и другие [2; 3; 4; 5].
Теоретико-методологической основой в изучении проблем социального развития и социализации одаренных детей становятся работы Л.С. Выготского, М.А. Галагузовой, О.И. Иванова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, М.М. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна [6].
Социальная составляющая жизни одаренных детей также привлекает внимание зарубежных психологов в течение длительного времени. Среди зарубежных исследований интересными представляются подходы M.A. Joyce, P.J. Schwanenflugel к проблеме изучения детской одаренности, актуализации внимания к трудностям в развитии одаренного ребенка [7]. Результаты исследований J.L. Davis, S.A. Robinson подтверждают подверженность одаренных детей буллингу и говорят о необходимости специальной работы с их психоэмоциональной сферой, что требует высокой компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми [8]. Высокие риски неудач в школе у одаренных детей в сравнении со сверстниками засвидетельствованы в работах A Guez, H. Peyre, M. Le Cam, N. Gauvrit, F. Ramus [9; 10].
Особую значимость для нас имеют результаты исследования Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой, А.Н. Кошелевой, В.В. Хороших по проблеме отношения к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы [11].
Вопросы самоотношения изучались в трудах отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, акмеологии. В своем исследовании мы отталкиваемся от понимания самоотношения, как компонента системы отношений человека и как компонента самосознания. Являясь компонентом системы отношений, самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой стороны, выступает как их результат. Как компонент самосознания, оно обеспечивает оценку своих характеристик. Наряду с этим, оно способствует или препятствует самоопределению и самореализации, и одновременно, эмоционально-ценностному принятию себя.
В исследовании обобщены данные, полученные в разные периоды времени с 2016 до 2021 гг.
Выборочную совокупность исследования составили 104 одаренных ребенка (участники образовательных программ ОЦ «Сириус» г. Сочи и участники Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников). В исследовании использовался комплекс диагностических методик: Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС); Методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987); Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова); Опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).
Результаты и их обсуждение.
Практический опыт работы и результаты исследований с одаренными детьми разного возраста подтвердили имеющиеся у нас на данный момент сведения о существовании трудностей у ряда одаренных школьников трудностей в коммуникации со сверстниками и педагогами (развитие коммуникативных способностей, наличие навыков взаимодействия и решения конфликтных ситуаций), трудностей, связанных с неадекватной самооценкой (завышенной и заниженной), тревожностью в ситуациях общения со сверстниками (недопонимание, травля со стороны одноклассников) и т.д. Мы предположили, что одной из причин обозначенных трудностей может стать самоотношение одаренного ребенка. В связи с этим нами было проведено исследование для изучения особенностей самоотношения и социального развития одаренных детей, в котором приняли участие младшие школьники с признаками одаренности, одаренные подростки и одаренные старшеклассники.
Результаты диагностики младших школьников (n=34) проводились с помощью методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987) (рис. 1).
Рис. 1. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки младших школьников (n=34)
Первая серия методики проводилась по следующим вопросам:
-
Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
18 одаренных детей ответили, что в будущем они хотели бы стать похожи на своих педагогов, у которых они занимаются на данный момент или у которых занимались когда-либо, иметь такой же опыт в построении занятия и для передачи знаний подрастающему поколению; обучающиеся хотели бы стать такими же уважаемыми, как их педагоги.
15 обучающихся назвали известных балерин в качестве своих кумиров и объяснили это тем, что в будущем они хотят быть частью большого балета, гастролировать по миру и иметь большую силу воли, выдержку для поддержания себя в форме и стабильных нагрузок и тренировок.
Одна обучающаяся в качестве примера назвала свою маму, перечисляя все её положительные качества (доброта, поддержка в трудных ситуация, понимание со стороны мамы).
-
Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
При ответе на данный вопрос обучающиеся не назвали определенного человека, они лишь перечисляли отрицательные, по их мнению, качества личности (лицемерие, чрезмерная гордыня, ненадежность, невозможность положиться на человека, непонимание, злость, агрессивность, жадность), утверждая, что такими они никогда не хотели бы стать.
Вторая серия методики направлена на изучение соответствия реальной самооценки себя и идеальной самооценки.
Проанализировав ответы обучающихся по вопросам второй серии, мы получили следующие результаты:
26 обучающихся имеют высокую самооценку;
У 7 обучающихся дифференцированная самооценка (девочки считали, что они могут быть лучше, выносливее, старательнее, чем на данный момент);
У одной обучающейся выявлен самокритичный уровень представления о себе, в ходе дальнейшей беседы установлено, что данная позиция ребенка связана с полученной травмой, из-за которой девочка не может тренироваться в полную силу.
Для изучения особенностей социального развития одаренных подростков мы взяли Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова) (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты опроса подростков с помощью опросника «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова), n=26
По результатам проведенного исследования большинство одарённых подростков с удовольствием ходит в школу, и отношения с педагогами-предметниками и классными руководителями они оценивают, как хорошие. При этом значительное число респондентов считает многие школьные предметы ненужными и, не стесняясь, пропускает многие уроки. В качестве причины пропусков они называют дела вне школы. Из-за проблем в школе у половины респондентов возникают трудности во взаимоотношениях с родителями.